На сегодняшний день корпоративной коллекции крупнейшего в мире немецкого банка, в которой около 60 тысяч работ, могут позавидовать многие музеи мира.
О том, как и кем формируется коллекция, abctv.kz на международной арт бизнес конференции "Керемет" рассказал Алистэр Хикс, более 20 лет проработавший главным куратором в Deutsche Bank, и благодаря которому каждый из 60 этажей головного офиса банка во Франкфурте был посвящен художникам со всего мира.
- Алистэр, расскажите, пожалуйста, об основной концепции коллекции Deutsche Bank.
- Зачастую об искусстве говорят как о товаре, об активе. Но ведь искусство – это гораздо больше! Оно гораздо ценнее, чем просто товар. Когда я был куратором коллекции Deutsche Bank, мы покупали произведения искусства не как инвестицию, мы как раз хотели подчеркнуть, что для банка деньги – не единственная ценность. А искусство нуждается в аудитории. Наш банк попытался как-то разбавить деловую скуку офиса и создать более приятную атмосферу для сотрудников. С самого начала формирования коллекции банк руководствовался правилом Art works – "Искусство работает", то есть является частью корпоративного пространства и культуры. Когда я уходил из Deutsche Bank, в 928 офисах 147 стран было более 60 тысяч единиц произведений искусства. Это картины, эскизы, фотоработы, скульптуры и инсталляции. И самое главное - средняя покупательская цена каждого из них составляет на сегодняшний день не более 1,5 тысячи долларов. И это не потому, что Deutsche Bank пытался сэкономить, а скорее потому, что основной целью банка было вовлечение людей в эту среду, а не стремление похвастаться своим благосостоянием.
- А по какому принципу отбираются картины?
- В свое время мы приняли решение приобретать не слишком дорогие работы молодых художников. Поскольку мы заинтересованы скорее в мире искусства и художниках, чем в рынке, и ищем то, что действительно ценно, не в финансовом смысле.
Что касается самих работ, то в коллекцию затруднительным будет принять что-либо на религиозную тематику, поскольку в банке трудятся представители разных религий. По этим же причинам проблема будет со всем, что завязано на сексизме и на расизме. Впрочем, "затруднительно" и "проблема" - еще не значит однозначного "нет". К примеру, в нашей VIP-зоне мы выложили около 20 тысяч почтовых открыток одной феминистской художницы из серии "Путь женщины", потому что это действительно очень интересная работа.
- А где в основном приобретаются произведения искусства для коллекции? В галереях, на аукционах или же непосредственно у художников?
- Большая часть наших приобретений осуществляется на первичном рынке. Мы не тратим деньги на аукционах потому, что идея наша предполагает поддержку художников, а не продавцов. К тому же решения принято принимать коллегиально и обосновано, а на аукционе это затруднительно. Иногда банк покупает работы непосредственно у художников. Если у художника есть представляющая его галерея, мы обращаемся туда.
- Кем и как принимается решение о приобретении того или иного предмета?
- В Deutsche Bank есть команда кураторов. Я - один из восьми. Кроме этого, есть региональные комитеты по всему миру и есть главный комитет. Кураторы предлагают свои варианты, комитеты оценивают, какие именно вещи подойдут для того или иного офиса. Но окончательное решение принимается только после согласования с персоналом офиса, куда планируется поместить произведение искусства. Конечно, штаб-квартира во Франкфурте могла бы просто присылать работы в тот или иной офис, но смысл нашей коллекции как раз в сопричастности. Ведь именно сотрудники офиса будут работать в окружении этих картин. И главное — как это будет взаимодействовать с ними.
- Как выделяются средства на покупку произведений искусства? Существует определенный бюджет для закупок или это "стихийные" траты?
- Как и любое подразделение банка, мы – отдел по вопросам искусства – ежегодно подаем смету, составляя которую учитываем множество факторов, включая появление новых офисов. И никаких отдельных средств на непредвиденные расходы у нас нет.
- Во сколько в целом оценивается коллекция Deutsche Bank?
- Поскольку работы покупаются не в качестве активов, большинство из них никогда не выходило на вторичный рынок. Поэтому оценить коллекцию сложно. Во время ежегодного аудита страховщики делают оценку по какой-то своей системе. Если какая-то вещь оказывается слишком ценной, банк может принять решение, что офис – не слишком подходящее для нее место и может передать ее в музей.
- И вы никогда не продаете работы из коллекции?
- Ну почему же. Коллекция должна жить и "дышать". И если в самом начале ее концепция действительно не предполагала продаж, то некоторое время назад у нас появились полномочия не только покупать, но и продавать работы. Правда мы не торопимся ими пользоваться и по-прежнему очень редко продаем вещи из коллекции.
Элла Лисс
Фото: loveartinsurance.co.uk