/img/tv1.svg
RU KZ
Алматинцам предлагают больше крутить педали

Алматинцам предлагают больше крутить педали

С приходом в кресло акима Алматы Бауржана Байбека, его новая команда довольно активно приступила к одной из своих идей: пересадить горожан на общественный транспорт и велосипеды.

18:13 22 Сентябрь 2016 1361

Алматинцам предлагают больше крутить педали

Автор:

Практика проста и успешно проверена, нужно сделать поездку на автомобиле дорогой. Пока в одной части города строят платные парковки, в другой рассказывают о пользе пеших прогулок и велопоездок. Ну и пробуют решить вопрос велосипедной инфраструктуры.

Об этом говорили участники конференции «На велосипеде и пешком. Мой путь. Будущее моего города», которая начала работу в Алматы 22 сентября - эта дата традиционно отмечается как Всемирный день без автомобиля. Экологическое благополучие и мобильность населения признаны важной составляющей современной городской среды. Однако в Алматы пока это два противоположенных понятия. Крупные города с большим или меньшим успехом пытаются решить вопросы ликвидации транспортных заторов и проблему дефицита общественных пространств. Практика многих столиц показывает, что администрации городов находят выход в увеличении доли немоторизированных видов передвижения, на велосипеде или пешком. Проще говоря, сделав поездку на автомобиле для горожан дорогой.

Международные исследования свидетельствуют, сообщила руководитель проекта ПРООН-ГЭФ «Устойчивый транспорт Алматы» Елена Ерзакович, что комфортные для велосипедистов и пешеходов улицы увеличивают доход местного бизнеса, поскольку пешеходы и люди, пересевшие на велосипед, тратят больше денег, чем автомобилисты, а содержание и обустройство велосипедной и пешей инфраструктуры обходится дешевле, чем расширение и содержание дорог или строительство развязок. К тому же большинство горожан привыкли игнорировать проблему связи между транспортными выбросами, качеством воздуха и ростом заболеваемости. Между тем, статистика свидетельствует, что именно транспортные выбросы становятся причиной смерти 7-8 млн человек во всем мире.    

Одним из компонентов «зеленой мобильности» стал проект «Устойчивый транспорт Алматы», инициированный в 2010 году. Одна из изначально обозначенных им задач заключается в том, чтобы за 10 лет увеличить долю велосипедных передвижений с менее чем 1% на старте до 5%. В   основу стратегии устойчивого транспорта, которая при поддержке ПРООН была разработана в 2013 году, впервые были заложены индикаторы по увеличению доли немоторизированных передвижений. Как сообщил заместитель акима Алматы Румиль Тауфиков, на сегодняшний день в городе зарегистрировано более 500 тыс автомобилей, еще 200 тыс ежедневно заезжает в границы города.

Следует признать, что многие автолюбители как огня опасаются дорожного соседства с водителями двухколесного транспорта и не разделяют стремления городских властей пересадить алматинцев на велосипеды. Свое мнение противники мотивируют отсутствием грамотно спроектированной велоинфраструктуры, а также тем, что велосипедисты зачастую выезжают на дороги, имея весьма отдаленное представление о ПДД. Зарубежные гости конференции рассказали об опыте «велосипедизации» своих стран. Так, представители Нидерландов, считающихся самой велосипедной державой мира (каждый житель страны проезжает на велосипеде свыше 1000 км в год) рассказали, что в свое время самой трудной задачей оказалось изменить мышление людей, сделать так, чтобы они оценили преимущества двухколесного транспорта перед автомобильным. «Сегодня в Нидерландах за развитие велосипедной инфраструктуры, включающей дорожки, знаки, разметку и даже специальные светофоры, отвечают муниципалитеты. Люди поняли, что велосипед – это дешевый и экологичный вид транспорта, и правила езды на велосипеде у нас изучают с ранних лет», - рассказал Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Нидерланды в РК Дирк Ян Коп.  

В самом крупном городе Казахстана сформировался общественный спрос, достаточный для того, чтобы власти и общественность совместно с международными консультантами разработали комплексную программу развития пешеходной и велосипедной инфраструктуры, считает известный предприниматель, вице-президент Федерации велоспорта Раимбек Баталов. «Программа должна рассматривать велосипед не только как вид транспорта, но и включать комплекс мер по развитию велоспорта и велотуризма. Хотелось бы, чтобы для этого работа была структурирована на уровне властей, чтобы развитие всех направлений велосипедного транспорта держал на контроле, например, один заместитель акима. Начать надо с развития транспорта, а дальше пойдет и спорт, и туризм», - считает г-н Баталов. Алматинцы – люди «продвинутые», отметил он, поддерживающие тренд на здоровый образ жизни. На базе Федерации совместно с сообществом Velo Friends единая программа практически разработана, но понятно, что в масштабах мегаполиса воплотить проект в реальность за один день невозможно. Следует двигаться постепенно, для начала охватив велосипедной инфраструктурой пилотные микрорайоны и магистрали.

По мнению Раимбека Баталова, необходимо задействовать горные территории для развития велосипедного движения. «Наша компания инициировала на будущий год строительство первых километров велосипедных дорожек в горах, и здесь не обойтись без поддержки акиматов и Министерства сельского хозяйства, потому что часть территории находится в заповеднике. Получить разрешение на строительство непросто, но сделать это важно, потому что горный велотуризм – важная составляющая инфраструктуры», - констатировал предприниматель и общественный деятель.

Еще одним шагом к развитию велосипедной инфраструктуры, в частности, велошеринга, стал запуск системы велопроката Almatybike, инициированный АО «Самрук-Казына» совместно с акиматом бывшей столицы. Аналогичные системы уже действуют в Астане и Шымкенте. В рамках первого этапа данного проекта на улицах бывшей столицы уже установлено 50 станций на 270 велосипедов, на втором этапе количество станций увеличат до 200, а велопарк - до 1730 единиц. Третий этап предполагает предполагает наличие в городе 300 станций с 2410 велосипедами, чего, по мнению инициаторов проекта, вполне хватит, чтобы покрыть самые оживленные районы Алматы.

Юлия Кузнецова