Геополитическая ситуация в соседних странах открыла для казахстанских товаропроизводителей новые возможности на зарубежных рынках. Маркировка "Сделано в Казахстане" уже стала довольно узнаваемым брендом за пределами нашей страны, и главной задачей на данный момент, по мнению представителей отрасли, становится поступательное развитие этого сектора экономики, сообщает inbusiness.kz
Говоря о промышленном секторе Алматы, можно отметить, что за восемь месяцев текущего года промышленные предприятия мегаполиса произвели продукции на 1303,7 млрд тенге, превысив показатели прошлого года на 21,7%.
Для большинства компаний, работающих в секторе производства и переработки продукции, одной из главных проблем остается дефицит кадров. На алматинских предприятиях по производству одежды и обуви этот показатель достигает отметки в 15%. Казахстанская молодежь не спешит занимать рабочие места за станками и швейными машинами, предпочитая пополнять ряды юристов, экономистов и бухгалтеров, а также зарабатывать на жизнь случайным неквалифицированным трудом или работать в сфере обслуживания.
Перед производителями одежды и обуви особенно остро стоит вопрос отсутствия на рынке сырья и комплектующих казахстанского производства. По словам директора одного из предприятий Олжаса Зияханова, предприятия, выпускающие сырье и комплектующие в Казахстане, можно пересчитать по пальцам одной руки.
"У нас в Казахстане нет сырьевой базы для предприятий легкой промышленности, и для того, чтобы шить одежду из местной ткани, необходимо наличие ткацкого производства. Для выпускаемой номенклатуры наших изделий мы закупаем ткани в Китае, Турции, России. Для пошива классических мужских костюмов мы закупали ткани в Италии, в Португалии.
Отсутствие сырьевой базы влияет на себестоимость нашей продукции. Мы не можем составить конкуренцию для Узбекистана, например, для Китая. В Узбекистане, например, заработная плата работников на швейном производстве около 200 долларов в месяц, у нас – в два с половиной раза выше. Стоимость таможенного оформления импорта тканей и готовой продукции практически одинаковая, поэтому это сильно влияет на ценообразование. Несмотря на это, мы стремимся постоянно увеличивать казахстанское содержание в нашей продукции. В настоящий момент в нашей одежде этот показатель более 50%, в обуви – более 70%".
"В данный момент у нас проходят производственную практику учащиеся колледжей и вузов, многие из которых, как правило, потом продолжают свою трудовую деятельность на нашем предприятии. При фабрике действует учебный центр, где мы готовы обучать специальности всех желающих работать на нашем предприятии.
Сейчас на фабрике трудятся около 700 человек. Еще 150 человек работают на швейном производстве в нашем филиале в селе Узынагаш. В настоящее время Фонд развития предпринимательства рассматривает нашу заявку на строительство в Алматинской области швейной фабрики, где будет трудоустроено 300-400 человек.
К сожалению, у нас в Казахстане наблюдается острый дефицит кадров. Молодежь не хочет идти учится на специальность швеи или обувщика – все хотят быть юристами или экономистами", – отметил директор фабрики Олжас Зияханов.
Люди старшего поколения относятся к работе на предприятиях совсем по-другому. Например, Мирбек Байболаев пришел работать на фабрику уже после выхода на пенсию. Отработав долгие годы специалистом по животноводству в сельском хозяйстве, он решил теперь превратить свое хобби ремесленника в профессию. Теперь он работник обувного цеха.
"Зачем сидеть на пенсии, если есть возможность приносить пользу и государству, и своей семье".
О дефиците кадров рабочих специальностей для своего производства и необходимости развивать казахстанскую сырьевую базу говорила и генеральный директор другой швейной фабрики Елена Свечникова.
"Сейчас на нашей фабрике работает около 200 человек. Стратегия развития нашего производства – это расширение производства в филиалах фабрики, которые будут располагаться в Алматинском регионе.
В настоящее время идет строительство большого производственного здания в городе Иссык, но уже сейчас там работает наше производство, где люди получают такую же зарплату, как и в Алматы. После завершения строительства мы планируем трудоустроить в нашем первом филиале в общей сложности около ста человек".
"Ассортимент выпускаемой продукции содержит более 500 наименований. Мы выпускаем рабочую одежду, форму для силовых структур, спортивную одежду, одевая сборную нашей страны для различных международных соревнований.
Найти специалистов для швейного производства катастрофически тяжело, поэтому на предприятии уже в течение 13 лет действует собственная школа по подготовке кадров, занимающая весь третий этаж нашего административного здания. Беря людей без квалификации, мы бесплатно готовим из них специалистов для нашего производства. Свою деятельность в Иссыке мы начали именно с создания школы для подготовки кадров", – подчеркнула Елена Свечникова.
Как рассказала директор фабрики Елена Свечникова, реалии отрасли заставляют бизнесменов быть гибкими, и поэтому многие компании вынуждены расширять ассортимент и линейку выпускаемой продукции. Например, уникальным производством для Казахстана стал выпуск в Алматы пуховиков.
"Специфика этого производства потребовала от нас инвестиций в специальное оборудование, без которого невозможно выпускать качественный, конкурентоспособный продукт. Сейчас наше главное направление — это розничные продажи пуховиков. Это экспортный продукт. Несколько лет мы продавали наши пуховики в европейских странах, два года экспортировали в Америку.
На сегодняшний день мы продаем наши пуховики в нескольких крупных городах Казахстана и экспортируем наш продукт в более 40 городов России. Мы расширяем сеть магазинов, торгующих нашей продукцией, и поэтому, если у казахстанских регионов будет интерес к продукции "сделано в Алматы", мы готовы к продуктивному сотрудничеству".
Объемы промышленного производства в Алматы выросли по сравнению с предыдущими показателями во всех районах города, рассказал руководитель отдела развития промышленности управления предпринимательства и инвестиций города Алматы Абылхайыр Аймухамбет. В настоящее время город Алматы занимает первое место в стране в этом секторе экономики.
"Как отметили руководители предприятий, одной из проблем для казахстанской промышленности является нехватка сырья для производства. В настоящее время на уровне министерств этот вопрос прорабатывается, чтобы оказать поддержку нашим предприятиям.
Развитие Индустриальной зоны Алматы является одной из приоритетных задач, и сейчас уже идет развитие второго этапа. Расширяемая территория индустриальной зоны составляет 194 га, и сейчас идет разработка ПСД по строительству инженерно-коммуникационной инфраструктуры для создания условий промышленным предприятиям.
Для решения вопроса дефицита кадров для промышленности мы совместно с коллегами из управления образования ведем работу по привлечению молодежи на производства города Алматы. Одним из вариантов рассматривается создание учебной площадки в ИЗА для обучения молодых кадров с дальнейшим их трудоустройством на предприятиях индустриальной зоны".
Читайте по теме:
Легкая промышленность РК: быстрее всего растет производство одежды