Транспортный коллапс на дорогах Алматы, возникший в связи с прошедшим две недели назад снегопадом, выявил потребность в принятии новых мер для устранения подобных прецедентов в дальнейшем. И первым шагом в этом, по мнению руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максута Исахова, станет дальнейшее строительство развязок в рамках проекта малого транспортного кольца.
Проект представляет собой скоростную трассу общей протяженностью 66 км, объединяющую четыре улицы: Саина, Аль-Фараби, Восточную объездную и Рыскулова. Две развязки были введены в текущем году – на пересечениях улиц Рыскулова и Саина, а также на пересечении Толе-би и Восточной объездной. В планах у управления, в ближайшее время запустить развязку на пересечении Северного кольца – и улице Бокейханова. Кроме того, в следующем году на протяжении транспортного кольца планируется строительство еще двух развязок – на пересечениях улиц Рыскулова – Емцова и Рыскулова – Кульджинский тракт.
"Таким образом, на малом транспортном кольце будут расположены 22 развязки", - говорит г-н Исахов. Он утверждает, что, благодаря отсутствию светофоров и наземных пешеходных переходов, движение на малом транспортном кольце будет быстрым. Кроме этого, в текущем году начато строительство 5-ти надземных пешеходных переходов.
Город не для автомобилистов
На 2016 год из бюджета Управлению было выделено порядка 38 млрд тенге, из них в настоящий момент освоено более 25 млрд тенге. В рамках транспортной реформы в текущем году, помимо создания отдельных "спецполос" для общественного транспорта, было отремонтировано и построено 150 тыс. кв. м тротуаров.
"Эту работу мы планируем продолжить в следующем году. Основная цель данной реформы – сделать город удобным в первую очередь для пешеходов и пассажиров, а не для автомобилистов. Мы не расширяем дороги, так как существует справедливая точка зрения, что чем больше ты расширяешь дороги, тем больше автомобилей привлекаешь", - говорит он, подчеркивая, что подобные методы борьбы с большим потоком автомобилей и пробками является общемировой практикой.
Он уверен, что и в Казахстане необходимо усложнить условия для автомобилистов и сделать все возможное для облегчения условий общественному транспорту. И, по его словам, работа в этом направлении уже ведется.
В том числе, в текущем году выделены новые места для платных парковок. "В этом году количество платных парковок в Алматы составило 3000, в следующем году мы планируем довести количество платных мест до 20000", - говорит он.
"Онай" поспособствовала контролю?
Усовершенствование работы общественного транспорта, по информации Максута Исахова, тесно связано с внедрением в начале этого года системы электронного билетирования "Онай". Переход на данную систему был предусмотрен программой развития перевозки пассажиров и грузов на 2012-2016 годы и направлен на выведение из теневого рынка оборота денежных средств. Однако не все оказались довольны данным нововведением, особенно водители, чьи доходы в разы сократились. Некоторые из них даже вышли на забастовку против данной системы, вследствие чего были уволены. Свое недовольство неоднократно высказывали и пассажиры, некоторые из которых жаловались на списание с карт двойных сумм и в целом на неудобство оплаты проезда.
Не смотря на волну негатива, г-н Исахов относит к существенному плюсу системы то, что ее введение дало возможность проводить подсчет пассажиров и правильно определять число льготников. "Мы компенсируем перевозчикам оставшуюся половину суммы от льготного проезда. И если раньше наши с перевозчиком данные на этот счет разнились, то сегодня, исходя из собранных данных, мы выплачиваем точную сумму", - отмечает он.
Кроме того собранные данные о количестве пассажиров позволяют государству субсидировать убыточных перевозчиков. Система компенсаций убытков перевозчиков была впервые внедрена в этому году с целью их поддержки. Сумма выделенных из бюджета на это средств составила порядка 2,5 млн тенге, из которых порядка 1,5 млн тенге уже выплачено за 11 месяцев текущего года. "Наше законодательство построено таким образом, что мы субсидируем убытки перевозчика конкретно за каждого пассажира. А чтобы посчитать каждого пассажира, нужна электронная система билетирования", - утверждает руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
По его словам, поступления в бюджет города, после внедрения "Онай" в текущем году составят около 15 млрд тенге, однако он убежден, что в идеале годовой доход должен составлять 22 млрд тенге.
Максут Исахов уверен: чтобы сократить случаи оплаты за проезд водителям наличными, необходимо ввести дифференцированный тариф, при котором такой способ оплаты будет дороже, нежели оплата картой. Предложение об этом уже направлено на рассмотрение в парламент. "Сейчас мы, к сожалению, пока не можем это внедрить, так как понятия дифференцированного тарифа у нас нет", - заявляет он, отмечая, что такой подход характерен для общественного транспорта во многих странах.
Частники выручили
На сегодняшний день за общественный транспорт в городе отвечают 17 предприятий, в обслуживании у которых находятся 106 маршрутов, из которых 8 – троллейбусных.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог отмечают, что, благодаря передачи трех городских автобусных парков частной компании "Green Bus Company под управление на пять лет без права выкупа, удалось добиться значимых результатов. В частности, компания инвестировала в этот проект порядка 6 млрд тенге собственных средств. Из них на 4 млрд тенге было приобретено 137 автобусов, на 1 млрд тенге – погашена задолженность коммунального предприятия. Кроме того, 890 млн тенге было выделено на покупку запасных частей для автобусов и на ремонт зданий автобусного парка.
"Они договорились с китайской компанией Yutong на выгодных условиях. И, по нашим данным, в следующем месяце товар должен прибыть, и к началу следующего года, сломанные автобусы будут починены", - говорит Максут Исахов.
Остановила девальвация
Напомним, в управлении продолжает прорабатываться проект "Легкорельсового трамвая" (ЛРТ), который, к слову, изначально планировали реализовать в 2014 году. Данный проект был разработан экспертами ЕБРР и предполагал переоборудование путей под ЛРТ по маршруту №4 — от улицы Момышулы по Толе би, с поворотом вниз по Байтурсынова и далее по Макатаева, до улицы Жетысуйской. Для этого предполагалось взять заем у данного банка. Однако, по словам г-на Исахова, проект затянулся в связи с девальвацией, произошедшей в минувшем году. "В связи с девальвацией данный проект для бюджета города стал дорогим, и нам было дано поручение, чтобы мы проработали варианты его реализации совместно с другими инвесторами", - утверждает он. В частности, в планах у управления найти возможность реализовать данный проект без привязки к доллару, на сегодняшний день привлекательными инвесторами являются китайские и российские компании.
"Аким города поставил задачу, чтобы кредит на реализацию этого проекта, в идеале, был взят в тенге. Также мы не исключаем возможности реализовать проект ЛРТ за бюджетные деньги", - отмечает он.
Позитивные перемены
Помимо этого, в управлении планируют реализовать проект скоростного автобусного транспорта – BRT. "Строительство первых восьми километров мы планируем осуществить в этом году. По сути, это выделенная полоса для общественного транспорта, но при этом под нее будут построены отдельные светофоры. Эти автобусы будут отделены от другого общественного транспорта, и будет осуществлено постоянное, беспрепятственное курсирование автобусов внутри этой линии – BRT", - делится подробностями г-н Исахов. По его данным, стоимость реализации данного проекта составит 33 млрд тенге, из них 6 млрд тенге уйдет на строительство первого, участка, протяженностью 8 км.
В целом, как он отмечает, после введения в эксплуатацию четырех станций метро – "Достык", "Сарыарка", "Калкаман" и "Автовокзал западный", часть их которых сегодня находятся в процессе строительства, маршрутная сеть города будет полностью пересмотрена, и станет максимально связанной с метро, что позволит исключить транспортные коллапсы.
Татьяна Киселёва