Алматинские ТЭЦ запрашивают рост цен на тепло на 35%

1045

Рост предлагается обеспечить через новую пятилетнюю заявку, куда входит закуп не только дорожающего газа, но и угля.

Алматинские ТЭЦ запрашивают рост цен на тепло на 35% Фото: inbusiness.kz

Компания "Алматинские электрические станции" (АлЭС), входящая в госхолдинг "Самрук-Энерго и владеющая тремя алматинскими ТЭЦ, подала заявку на повышение тарифов на производство тепла на 2025-2030 годы. Она была оформлена по методике стимулирующего тарифообразования и размещена в публичной базе данных "Монополист" в конце января. Как писал ранее inbusiness.kz, стимулирующие тарифы естественные монополии в случае утверждения смогут применять с июля.

Как известно, алматинская ТЭЦ-1 перешла на газ, а остальные две все еще работают на угле. Правда, в ближайшие годы с ними должна была случиться модернизация и газификация с внедрением парогазовых установок, что должно увеличить выработку электричества. Кроме того, у "дочки" "Самрук-Энерго" в Алматы есть западный тепловой комплекс (ЗТК) с паровыми и водогрейными котлами без электрической мощности.

Несмотря на то, что источники тепла в городе имеют разные мощности, оборудование, годы службы, уровень надежности, для них компания запрашивает единый тариф, что не дает общую картину удельной эффективности каждого. Так, с июля 2025 года по июнь 2026 года проект ее тарифа по теплу предлагается повысить до уровня 7328 тенге на Гкал без НДС, на тот же период 2026-2027 года – 7 735 тенге, 2027-2028 года – 7 857 тенге, 2028-2029 – 8 052 тенге, июль 2029 – июнь 2030 года – 8 138 тенге на Гкал без НДС.

Для сравнения, с начала этого года монополии был утвержден тариф на отпуск тепла размером в 5 394 тенге на Гкал без НДС, а на 2026 год - 5 504 тенге на Гкал без НДС. То есть, с июля предлагается его повысить на более, чем 35%. Скорей всего, такое увеличение даже небогатые алматинцы выдержат с учетом дифференциации конечного тарифа на тепло для населения. Однако, нужно помнить, что в городе недавно уже была введена дифференциация тарифов на отопление в зависимости от площади, что де-факто увеличило плату за тепло для отдельных обеспеченных групп потребителей из населения. Хотя, по логике, потребление тепла должно рассчитываться исходя из объема жилищ, ведь высота потолков в домах и квартирах бывает разная, у сверхбогатых людей они бывают очень высокими.

На обновление алматинских теплосетей в ближайшие 15 лет понадобится 424 млрд тенге, писали СМИ. Видимо, часть этих средств, будет оплачена из их тарифных средств, поскольку ожидается, что тариф "Алматинских тепловых сетей" вырастет к 2030 году до 8,1 тыс. тенге за Гкал. Как известно, конечная цена на тепло, которая разнится для физлиц и юрлиц, складывается из тарифов ТЭЦ и теплосетей, то есть можно посчитать, что в среднем без дифференциации через пять лет отопление в Алматы будет стоить как минимум примерно 16 тыс. тенге на Гкал без НДС.

Маловыгодное тепло

Судя по представленной АлЭС справке-обоснованию, тариф на производство тепла на алматинских ТЭЦ в основном по большей части нужно повысить из-за роста затрат на оплату труда работников, увеличения расходов на воду и поставку топлива – газа, угля, мазута. Кроме того, у монополии есть запланированная на 2025-2030 годы инвестиционная программа на 56,8 млрд тенге, которая частью будет финансироваться ежегодно из допустимой прибыли предприятия в коридоре 4,8-5,5 млрд тенге и амортизации по 3,8-4,5 млрд тенге в течение пяти лет.

Здесь нужно учитывать, что тепло и электричество на трех алматинских ТЭЦ производится комбинированно. Поэтому на самом деле очень точно затраты на производство тепловой и электрической энергии разделить маловероятно. Однако, для расчета тарифа на тепло нужно вычленять составляющую расходов на его выработку якобы отдельно.

На продаже электричества АлЭС зарабатывают больше, нежели на тепле.  Тариф последнего формируется на основе открыто поданной тарифной заявки и инвестпрограммы через базу данных "Монополист" и проходит слушания, организуемые комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ). В то время как цена на электроэнергию утверждается непрозрачно и кулуарно в минэнерго без публикации фактических затрат на выработку электричества и объемов вложений за счет тарифа по программе "тариф в обмен на инвестиции". Проверить обоснованность данных по заявляемым отдельно комбинированным издержкам на производство как тепла, так и электричества в данном случае остается невозможным, поскольку расходы по электроэнергии и сопутствующая ей инвестпрограмма, в отличии от затрат на выработку тепла, не публикуются в публичном доступе. 

Кроме того, АлЭС получают хорошие деньги с рынка мощности, как писал в конце января inbusiness.kz. В этом году с тарифа на мощность, включенного в конечную цену на электроэнергию, "дочке" "Самрук-Энерго" предстоит получить почти 11,9 млрд тенге, что уже может считаться неплохой добавкой.   

В целом же на продаже тепла в предстоящие пять лет АлЭС собирается зарабатывать общие доходы в коридоре с 41,9 млрд тенге до 46,6 млрд тенге в год. К слову, за 2024 год АлЭС получили прибыль в 18,7 млрд тенге на фоне выручки с учетом производства тепла и электроэнергии в 125,7 млрд тенге, что гораздо больше этого показателя в 2023 году - 96,7 млрд тенге. Такой резкий рост произошел из-за стремительного повышения тарифов на электроэнергию в прошлом году, в то время как тарифы на тепло стагнировали. 

Любопытно, что несмотря на ожидаемую в ближайшие два-три года газификацию и модернизацию алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 с внедрением парогазовых установок, АлЭС все равно закладывает покупку богатырского угля от аффилированной компании "Богатырь Комир", на 50% входящей в "Самрук-Энерго", на все пять лет тарифной заявки по цене 4,3 тыс. тенге за тонну без учета НДС и стоимости транспортировки. Для годового объема в 792 тыс. тонн это потребует примерно 3,4 млрд тенге, по крайней мере в первый год.

На транспортировку топлива – угля и мазута в заявке предвидится почти 28 млрд тенге, из которых на перевозку угольного топлива из Экибастуза планируется тратить по 4,9-6 млрд тенге в год. Такие большие затраты складываются из-за высоких ставок "Казтемиртранса" на транспортно-экспедиторские услуги в 5697 тенге на тонну.

Получается, что перевозка стоит дороже самого угля, что вызывает вопросы о экономической целесообразности транспортировки экибастузского угля с зольностью 40-45% на такие большие расстояния, где, по сути, почти половина угольного груза едет пустой, а потом еще зола от него потребует утилизации.

Газ же с начала года компания покупает по двум ценам – 23,4 тыс. тенге за тыс. кубов для выработки тепла для населения и по 39,1 тыс. тенге за тыс. кубометров для его производства для юрлиц. Напомним, что тарифы КТЖ и QazaqGaz будут продолжать активно расти в ближайшие годы.

Кстати, в 2024 году АлЭС потребили 337 млн кубов газа за 10,4 млрд тенге и 3 млн тонн богатырского угля за 26,8 млрд тенге. Всего на топливо для работы энергоисточников за прошлый год ушло почти 39 млрд тенге - из них 21,9 млрд ушло на выработку электричества, а 17,1 млрд тенге на генерацию тепла.

Половинчатая газификация

Если действительно в ближайшие годы планируется полная газификация ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, то возникает естественный вопрос, почему АлЭС планирует продолжать закуп богатырского угля в следующую пятилетку. Не исключено, что речь больше идет о закупе резервного топлива, чтобы на всякий случай, если газ вдруг будет в дефиците или резко подорожает, оставалась возможность быстро вернуться к углю. Такой сценарий нельзя исключать из-за дорогостоящих и высокозатратных проектов QazaqGaz, за которые в ближайшие годы придется расплачиваться потребителям.

Напомним, в 2023 году сообщалось, что после завершения модернизации в 2026 году ТЭЦ-2 не откажется сразу от угля, поскольку угольная часть станции будет законсервирована после 2030 года. То есть она не перейдет сразу полностью на газ и, возможно, будет работать в параллельном режиме, используя также и уголь для выработки электрической и тепловой энергии.

В принципе, на практике видно, что и в Астане три ТЭЦ не были полностью переведены на газ, несмотря на заявленную газификацию, на более экологичном топливе работают только водогрейные котлы ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 столицы. Так что переход на газовое топливо теплоэлектроцентралей в двух крупнейших городах Казахстана остается половинчатым, вопреки всем громким заявлениям о заботе об экологии и здоровье населения. 

Читайте по теме:

Казахстанцы будут платить за коммуналку на 25% больше, чем в 2024 году

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться