Казахстан пока не получил американские самолеты-разведчики King Air B300ER Scorpion, которые могла поставить компания Sierra Nevada Corporation за 128 млн долларов. Такую информацию предоставили в пресс-службе МИД в ответ на вопрос в рамках онлайн-конференции "О вопросах сотрудничества Казахстана и США" на платформе электронного правительства.
Напомним, в декабре 2020 года госдеп разрешил продать правительству Казахстана два самолета-разведчика King Air B300ER Scorpion с системами разведки и наблюдения (ISR) и сопутствующим оборудованием по ориентировочной стоимости $128,1 млн. Тогда казахстанское правительство попросило сопроводить поставку комплектами датчиков Raytheon AST TITAN Communications Intelligence, тремя радарами с активной решеткой с электронным сканированием (AESA) Leonardo Osprey 30, тремя турельными оптическими инфракрасными датчиками WESCAM MX-15HDi Elector, системами автоматической электронной разведки (ELINT) Sierra Nevada Small SWAP, безопасной связью, вспомогательным оборудованием, техдокументацией, комплектующими, обучением персонала и платформой для интеграции для программной поддержки самолетов, писали СМИ.
В пресс-службе посольства США не смогли прокомментировать вопрос корреспондента inbusiness.kz о том, почему самолеты-разведчики еще не поставлены в Казахстан.
"Соединенные Штаты полны решимости предложить Казахстану потенциал, который укрепит его способность защищать свою независимость и суверенитет. Такова наша политика – не комментировать конкретные поставки оружия", – указали в дипломатическом представительстве США.
Напомним, письмо о намерении по изучению возможности организации на территории Казахстана сборочного производства самолетов малой вместимости, а также сервисного центра по обслуживанию авиационной техники было подписано 25 октября 2018 года в рамках казахстанско-американского бизнес-форума, организованного в ходе визита в Казахстан министра торговли США Уилбура Росса, между Kazakhstan Engineering, Kazakh Invest и Sierra Nevada Corporation. Этот проект оценивался в 150 млн долларов и был рассчитан на пять лет.
Нынешний зампред Kazakh Invest Жандос Темиргали тогда в кулуарах бизнес-форума говорил, что совместно с американской компанией Sierra Nevada Corporation будет создаваться сборочное производство региональных самолетов вместимостью 40 мест, которые могли бы соединить между собой небольшие города Казахстана.
К слову, в этом году "дочка" Kazakhstan Engineering, компания "Казахстанская авиационная индустрия" разрабатывает совместно с Уральским завод гражданской авиации из Екатеринбурга план работы по реализации проекта легкомоторного самолета "Байкал", который должен будет заменить устаревшие региональные воздушные судна АН-2.