Американские санкции затрудняют экспорт казахстанского зерна и масличной продукции в Иран. Об этом в комментарии inbusiness.kz в кулуарах форума KazOil 2019 в столице рассказал учредитель группы компаний "Северное зерно" Евгений Карабанов.
"Есть свои проблемы, связанные в первую очередь с платежами. Есть большое желание иранской стороны получать нашу продукцию, но очень большие проблемы с оплатой, связанные именно с американскими санкциями, и эти санкции имеют свойство становиться все жестче и жестче. Поэтому есть большая проблема, и многие банки отказываются проводить транзакции, связанные с Ираном, именно где получатель – Иран либо покупателем выступают иранские компании, тоже из-за боязни попасть под вторичные американские санкции", – отметил трейдер в беседе.
По его словам, российские компании, поставляющие зерно в Иран через Каспий, работают в рамках схем закупок иранской нефти в Махачкалу, благодаря которым в российских банках аккумулируется рублевая масса, выплачиваемая за черное золото. Это помогает проводить транзакции с ближневосточной страной по зерну внутри рублевого пространства.
"У нас есть урожай ячменя около 3 млн тонн, но вопрос здесь скорее заключается в том, насколько Иран будет способен оплатить. Поставки ограничиваются оплатой. В прошлом году мы более 1,8 млн тонн поставили в Иран. В этом году, конечно, я думаю, мы до этой цифры вряд ли дойдем, потому что даже сейчас уже видно, что динамика сильно отстает от прошлого года", – поделился видением участник рынка зерновых и масличных.
На недавней международной конференции в Баку Иран анонсировал покупку 3 млн тонн пшеницы, однако, скорее всего, объемы его закупа этой зерновой культуры ограничатся 200-500 тыс. тонн из России и Казахстана, предполагает Карабанов.
"Тем более у нас сейчас очень высокие цены. Я думаю, что они не будут интересны для Ирана. Скорее всего, основной поставщик будет Россия, может быть, что-то возьмут с Аргентины, потому что, я еще раз оговорюсь, большая проблема с оплатой. Сейчас в иранских портах Персидского залива Имам Хомейни, Бандер-Аббас большое скопление сельскохозяйственных грузов – это кукуруза, ячмень, которые не оплачены, и, соответственно, выгрузки нет по причине неоплаты", – констатировал он.
Говоря о китайском направлении, трейдер высказал мнение, что в этом году экспорт пшеницы в Китай будет ниже объемов прошлого маркетингового сезона в почти полмиллиона тонн из-за высоких внутренних цен в Казахстане. Поэтому Китай будет замещать ранее закупаемые казахстанские объемы в Австралии, Аргентине, Канаде и, возможно, после торговых переговоров – в США.
Вместе с тем в новом сезоне Казахстан может завезти из РФ до 2 млн тонн зерна, посчитал учредитель группы компаний "Северное зерно".
"Это связано не только непосредственно с потребностями самого Казахстана – это зерно реэкспортируется на традиционные рынки Центральной Азии. Здесь речь идет о том, чтобы сохранить свои позиции на этих рынках – нужно предлагать этот товар, а по большому счету покупателя не интересует, где ты взял этот товар, главное, что ты его предложил и продал", – отметил Карабанов в разговоре.
В то же время благодаря хорошему урожаю в Узбекистане его мукомолы активно расширяют торговлю мукой в Афганистане и Туркменистане.
"Если мы по зерну являемся своеобразным хабом, мостом между Центральной Азией, Россией, то Узбекистан становится мощным таким же хабом. Естественно, идет жесткая конкуренция на рынке, в первую очередь Афганистана, с нашей мукой, с нашими мукомолами, тем более с очень высоким уровнем цен на пшеницу, эта конкуренция не в нашу пользу складывается пока", – считает трейдер.
Внутренние цены на зерно в Казахстане сейчас равны ценам при погрузке в черноморских портах (FOB). С учетом этого, а также расценок на доставку и перевалку экспорт на кавказский рынок неперспективен, дал понять Карабанов, комментируя вопрос inbusiness.kz.
Между тем министр сельского хозяйства Казахстана Сапархан Омаров считает, что проблемы с оплатой в Иране решаемы.
"Проблемы с оплатой в Иране постоянно последние годы возникают, и этот вопрос каждый год решается. Наш основной потребитель ячменя – это Иран, и поэтому мы уверены, что в этом году мы, как и в прошлые годы, будем отгружать в Иран ячмень", – сказал он, отвечая на вопрос inbusiness.kz, в кулуарах конференции.
Он также сообщил о том, что страна собирается вступать в Международный союз по охране новых сортов растений (UPOV).
"Будем вступать в эту организацию, потому что мы сейчас должны ввозить в Казахстан новые сорта, к примеру, по картофелю, по масличным. Без вступления в UPOV мы этого не добьемся, поэтому мы эту работу будем ускорять", – проинформировал министр.
По его информации, китайский рынок для казахстанского рапса может открыться в первой половине следующего года. К слову, сейчас МСХ совместно с Мининдустрии проводит работу, чтобы обеспечить возмещение затрат на транспортировку экспортной продукции сельхозпроизводителей до конечной точки, а не только до границы, как это было ранее.
Примечательно, что в аграрном ведомстве собираются делать обзоры не только по зерновым, но и по масличным.
"К сожалению, весь упор раньше был сделан только на зерновые, в основном обзор (МСХ. – Ред.) делался по пшенице и ячменю. Но сейчас рынок меняется, поэтому мы будем делать обзор по всем направлениям", – отметил Сапархан Омаров, отвечая на вопрос inbusiness.kz.
Данияр Сериков