Позавчера в США были опубликованы данные по годовой инфляции по итогам марта, передает Inbusiness.kz. Так, согласно прогнозам аналитиков, рост индекса потребительских цен ожидался на уровне 8,4%, но фактически он несколько превысил ожидания – 8,5%. Это максимальная инфляция в американской экономике с начала 1982 года, когда ИПЦ составил 8,9%. За месяц рост индекса составил 1,2%, что соответствует прогнозам.
Теперь на рост инфляции в США начал оказывать влияние и конфликт в Украине. Именно геополитика на данный момент является одним из главных факторов, удерживающих цены на энергоносители на столь высоком уровне. Так, например, практически с самого начала вооруженных действий цена на нефть марки Brent взлетела выше 100 долларов за баррель и с тех пор стабильно держится там, лишь пару раз ненадолго опускаясь ниже этой психологической отметки. На рост инфляции по итогам марта на один только рекордно дорогой бензин пришлось около половины "вклада". Также по итогам года рост цен на энергоносители в США почти в 4 раза превышает общий рост индекса потребительских цен (32%).
При этом базовая инфляция, которая не учитывает продукты питания и энергию, оказалась на уровне 6,5%, что ниже изначального прогноза в 6,6%. Месяц к месяцу рост составил 0,3%, что также ниже прогноза в 0,5%. На фоне этого член совета управляющих Федерального резерва США Лаэль Брейнард сказала, что ее обнадеживает факт того, что базовая инфляция начинает снижаться, несмотря на то, что общий рост цен достиг очередного пика. В ближайшие месяцы она ожидает снижения спроса и, как следствие, инфляции, поскольку ФРС "оперативно" повышает ставки. По ее мнению, как только экономика преодолеет ценовое давление, вызванное ограничением поставок из-за пандемии и вторжением России в Украину, "есть веские основания полагать", что экономическая картина приблизится к допандемическим нормам.
Другой член Совета управляющих Федеральной резервной системы США, Кристофер Уоллер заявил, что, несмотря на то, что темп роста цен, вероятно, достиг своего пика, для обуздания инфляции процентные ставки необходимо повышать более быстрыми темпами.
"Мы находимся в положении, когда экономика сильна, так что сейчас самое подходящее время для агрессивных действий, потому что экономика может это выдержать", – сказал Уоллер.
В итоге основные американские фондовые индексы после заметного снижения во вторник, когда были опубликованы данные по инфляции, по итогам торгов в среду практически полностью восстановились. Так, индекс Dow Jones прибавил 1,01%, до 34 564 пунктов, индекс широкого рынка S&P500 вырос на 1,12%, до 4446 пунктов, в то время как Nasdaq более 2%, до 13643 пунктов. Причем в плюсе оказались все сектора фондового рынка, даже сектор коммунальных услуг, который символически прибавил 0,01%. С начала 2022 года индекс Dow Jones в минусе примерно на 6%, S&P500 – на 8%, в то время как NASDAQ – на 15%. Падение немного сглаживают компании энергетического сектора, который с начала года прибавляет более 35%.
К слову, после публикации данных по инфляции ожидания участников рынка относительно общего повышения процентной ставки со стороны ФРС к концу нынешнего года снизилась с 2,2% до 2%. Это может быть немного опрометчиво, поскольку на данный момент мало оснований полагать, что война между Россией и Украиной будет завершена в ближайшее время. К тому же сильнее прогнозов вырос индекс цен американских производителей (PPI). По итогам марта год к году он составил 11,2%, что выше первоначального прогноза на 0,6%. PPI измеряет динамику цен с точки зрения продавцов в трех областях производства – промышленность, товарно-сырьевая сфера и переработка.
Если производители начинают больше платить за товары и услуги, с большей долей вероятности они будут перекладывать свои издержки на потребителя. Поэтому индекс цен производителей считается опережающим индикатором потребительской инфляции.
Руслан Логинов