Сенатор США Крис Мерфи (демократ от штата Коннектикут), член комитета по международным отношениям сената США, в своей статье для издания The Diplomat призвал конгресс отменить торговые ограничения Джексона – Вэника для Казахстана, Узбекистана и Таджикистана и предоставить этим странам статус постоянных нормальных торговых отношений (PNTR), передает inbusiness.kz со ссылкой на сайт сенатора.
Мерфи объясняет, почему Соединенные Штаты должны воспользоваться меняющейся геополитической динамикой, чтобы пересмотреть и углубить отношения с Центральной Азией.
“Слишком долго США оставались в стороне, в то время как соседние Россия и Китай оказывают огромное влияние на такие страны, как Казахстан, Узбекистан и Таджикистан. Но мы можем видеть пределы этого влияния, поскольку правительства Центральной Азии начинают опасаться своей зависимости от Китая, чьи крупные экономические инвестиции в развивающиеся страны часто обходятся огромной ценой для их суверенитета, и от России, чье международное положение находится в свободном падении. США должны воспользоваться этим окном возможностей и предложить стратегическую альтернативу, основанную на партнерстве, а не на эксплуатации”, – написал Мерфи.
Мерфи объяснил, как поправка Джексона – Вэника препятствует отношениям США в Центральной Азии:
“К сожалению, на нашем пути стоит анахроничный закон. В 1974 году Соединенные Штаты приняли поправку Джексона – Вэника, которая полностью запрещала торговые отношения США со странами, которые ограничивали права на эмиграцию советских евреев и других групп меньшинств. Это был полезный инструмент для принуждения Советского Союза улучшить отношение к преследуемым группам, в том числе в Центральной Азии. Пятьдесят лет спустя Советского Союза давно нет, но этот пережиток эпохи холодной войны продолжает ограничивать наши отношения с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном… За последние несколько десятилетий конгресс принял законы, призванные “перевести” многие бывшие советские государства, включая Россию, в режим нормальной торговли. Но некоторые государства Центральной Азии застряли в 1970-х годах не потому, что они заслуживают статуса изгоев, а в значительной степени из-за инерции и отсутствия внимания к региону”.
Говоря о потенциальных преимуществах углубления взаимодействия США в регионе, Мерфи написал:
“Помимо своего стратегического расположения, Центральная Азия богата критически важными ресурсами, такими как углеводороды и редкоземельные минералы. Соединенные Штаты опоздали в гонке за важнейшими полезными ископаемыми, но администрация Байдена предприняла серьезные усилия по обеспечению безопасности и расширению цепочек поставок. Предоставление PNTR этим странам, совокупный годовой ВВП которых составляет 280 млрд долларов, позволит американскому бизнесу получить более широкий доступ к их рынкам, будет способствовать развитию торговли и инвестиций и создаст возможности для роста. Государства Центральной Азии могут диверсифицировать свою экономику, создавать рабочие места и повышать уровень жизни своего населения, одновременно снижая свою экономическую зависимость от России и Китая”.
Мерфи заключил:
“Поскольку влияние России ослабевает из-за ее вторжения в Украину, а страны начинают с опаской относиться к Китаю, у Соединенных Штатов есть возможность (и обязанность) пересмотреть наши отношения с Центральной Азией. Конгресс должен воспользоваться этим моментом, чтобы продвигать наши стратегические и экономические интересы в регионе, приняв законодательство о предоставлении Казахстану, Узбекистану и Таджикистану статуса PNTR, освобождая эти страны от устаревших ограничений, введенных законом Джексона – Вэника”.
Напомним, поправка Джексона – Вэника (Jackson – Vanik amendment) – поправка 1974 года к закону о торговле США (1974), ограничивающая торговлю со странами, препятствующими эмиграции, а также нарушающими другие права человека. Предложена конгрессменами Генри Джексоном и Чарльзом Вэником. Одним из авторов текста поправки, возможно, является Ричард Перл. Поправка запрещает предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, государственные кредиты и кредитные гарантии странам, нарушающим или серьезно ограничивающим права своих граждан на эмиграцию, а также другие права человека.