Проведенная на шахте "Саранская" угольного департамента АО "АрселорМиттал Темиртау" проверка выявила ряд нарушений в работе шахты, которые должны быть устранены в ближайшее время. В результате аварии в шахте 10 ноября погибли 4 человека, 4 тяжело травмированы и 2 легко травмированы.
По словам заместителя председателя комитета индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию РК Нурбека Кунанбаева, персонал угольного департамента, допустивший данную аварию, временно отстранен от должностей, а самой компании необходимо полностью пересмотреть систему управления и охраны труда.
"По проектным делам мы нашли массу нарушений и неисполнений требований. Получается, мы сами разрабатываем документы, работники шахты разрабатывают, а выполнения нет. Поэтому было предписание, что в этом плане "АрселорМиттал" виновато, и нужно полностью пересмотреть систему нарядов и систему управления и охраны труда, - сказал он на брифинге, - Как вы знаете, в числе отстраненных - директор шахты, главный инженер шахты, заместитель главного инженера по охране труда, заместитель главного инженера по проходке, начальник участка – практически весь персонал, который был причастен. Проработаны были все должностные инструкции – от 5 до 8 пунктов нарушений в каждом документе, которым они должны были руководствоваться. Я считаю, этим людям не место в шахте на данных должностях".
За допущенные нарушения государственной комиссией, возглавляемой г-ном Кунанбаевым, 16 причастных к данной аварии лиц, начиная от машинистов и заканчивая директором шахты "Саранская", были рекомендованы к отстранению. Теперь они должны будут сдать экзамены на знание правил безопасности и охраны труда. Кроме того, АМТ должно будет провести ряд мероприятий, выполнение которых будет проверено МИР.
"Помимо штрафов в акте расследования указано, что разработка мероприятий, которые необходимо делать в шахте, не только по шахте "Саранская", это порядка 16 мероприятий мы разработали. Одним из них является то, чтобы такие случаи не происходили, мы решили провести комплексное обследование всех подвесных монорельсовых дорог, людских кабин, пассажирских платформ на соответствие требованиям безопасности и руководству по эксплуатации. Сроки назначены – в течение месяца. Приостановили использование всех людских кабин, которые имеются в данной шахте, для проведения дефектоскопии сварочных швов несущих грузовых тележек. Далее предписано произвести комплексное обследование всех поворотов монорельсовых дорог на соответствие радиусу согласно руководству по эксплуатации. Отстранены все лица до сдачи экзаменов по правилам безопасности и охраны труда", - сказал замглавы профильного комитета.
Также комиссией было рекомендовано разделить монорельсовую подвесную дорогу и внутришахтный транспорт. "Чтобы подвесные рельсы со своим руководством работали как штатная структура данной шахты, а внутришахтный транспорт – аналогично в другой структуре должен быть", - отметил Нурбек Кунанбаев.
По различным нарушениям предполагаются разные сроки для их устранения.
"Есть сроки по устранению. Мы проведем повторную проверку. Разные сроки. Допустим, по штатам – они дали срок по увеличению штата до 1 июня 2017 года. По разграничению срок есть где-то в декабре. Если не будет, то меры будут приняты. Мы обязаны при неисполнении в течение 3 дней материалы, исковое заявление подать через суд о приостановке. Сначала приостановки того участка, если по данным установкам монорельсовой дороги – их 7, если по ним не будет, то, естественно, все 7 будут приостановлены. Мы не можем допускать людей к работе на неисправных технических устройствах", - сказал abctv.kz г-н Кунанбаев.
Он напомнил, что по итогам расследования государственная комиссия пришла к выводу, что причиной аварии явилось отсутствие контроля за выполнением работ со стороны инженерно-технических работников участка рельсового транспорта шахты "Саранской", в том числе вследствие недостаточности персонала. До этого в течение последних 5 лет происходило сокращение по схеме, так называемого, добровольного увольнения.
По его словам, на предприятии наблюдалось недостаточное количество квалифицированного персонала рабочих для производства работ на участке рельсового транспорта, а также привлечение неквалифицированного персонала для монтажа пассажирской кабины монорельсовой дороги.
"В ходе опроса было выявлено, что если 3 года назад на данном участке обслуживающего персонала специальной группы, которые непосредственно должны были заниматься монтажом, было 38 человек, то на данный момент осталось 22 человека. Надзорный орган – это инженерно-технические работники данного участка, особенно механическая группа, если была в составе 6 человек, то остался 1 механик. 4 помощника и инженер-энергетик были сокращены, - сказал Нурбек Кунанбаев, - В результате поручение дается начальником участка в устной форме своему помощнику, который, даже не зарегистрировав этих людей, берет с другого направления машиниста локомотивного транспорта и стволового, который никакого отношения к этому монтажу не имеет и не имеет даже навыков работы, выполнять работу, которая, я считаю, требует особого допуска".
Семьям погибших компанией "АрселорМиттал Темиртау" будут предоставлены выплаты и льготы, в том числе выплаты 10 годовых заработных плат – общая сумма по 4 погибшим свыше 111 млн тенге.
Ранее сообщалось, что АО "АрселорМиттал Темиртау" признано виновным на 100%. http://www.abctv.kz/ru/news/%C2%ABarselormittal-temirtau%C2%BB-priznan-vinovnym-na-100
В 2016 году в соответствии с графиком проверок, размещенном на сайте генеральной прокуратуры РК, комитетом и его территориальными департаментами запланировано осуществление проверок по особому порядку 1426 предприятий, относящихся к высокой степени риска. С начала года в соответствии с графиком проверок по особому порядку проведено 1137 проверок. По итогам проверок выявлено 56406 нарушений норм требований промышленной безопасности.
В результате наложено 2106 штрафов на общую сумму 116,9 млн тенге (на юридических лиц – 1510 на сумму 25,4 млн тенге, на физических лиц – 596 на сумму 91,6 млн тенге). При этом, за нарушение требований промышленной безопасности по решению судебных органов Казахстана были приостановлены работы на 302 опасных производственных объектах.
Наиболее характерные нарушения это - отклонение от проекта, - эксплуатация неисправного оборудования и технических устройств, отработавших установленные нормативные сроки, низкая квалификация персонала, несвоевременное выполнение сводного плана по технологическому перевооружению, низкая технологическая дисциплина, слабый контроль за выполнение работ на опасных производственных объектах. За 9 месяцев 2016 года из запланированных к замене 1196 единиц технических устройств и технологических линий заменено всего 862 единицы, что составляет 72,1%.
Саян Абаев