О необходимости создания собственного аналога российской "ЭРЫ-ГЛОНАСС" и европейской eCall в правительстве Казахстана говорили достаточно давно: еще осенью 2016 года предполагалось, что под систему с рабочим названием "ЭВАК" аппаратура будет закупаться за рубежом. Однако в конце сентября этого года вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин во время онлайн-конференции на портале BNews сообщил, что часть "железа" под эту систему будет изготовлена внутри страны.
При этом, по его словам, сама казахстанская система уже тестируется под патронажем относительно недавно созданного министерства оборонной промышленности и аэрокосмической промышленности (ведомство было создано осенью прошлого года).
"Сейчас институт космической техники и технологии разрабатывает систему экстренного реагирования при авариях и катастрофах, аналогом этих систем в России является "ЭРА-ГЛОНАСС", в Европе это система еCall", – сказал Марат Нургужин.
"И в начале этого года завершена и внедрена уже пилотная система, во всех департаментах установлены рабочие станции, автоматизированные рабочие места, сейчас идет наполнение системы серверами, центром обработки данных, и планируем, что к концу 2018 года уже введем ее в штатную эксплуатацию. Это как раз разработки полностью казахстанские: собственное программное обеспечение и определенное "железо", разработки востребованные", – добавил он.
Напомним, что система экстренного реагирования при авариях и катастрофах позволяет тут же через спутник подать сигнал бедствия с точными координатами места, где оно произошло, службам экстренного реагирования. Таким образом, обеспечивается соблюдение правила так называемого золотого часа: по свидетельству медиков, большинство попавших в автоаварии можно было бы спасти, если бы медицинская помощь была им оказана в течение первого часа после аварии.
"Самое главное – это то, что программное обеспечение полностью отечественное, что позволяет решать вопросы, в том числе и национальной безопасности, – отметил вице-министр. – Для таких систем это очень важно с точки зрения кибербезопасности, собственные разработки программных продуктов".
Отметим, что ранее правительство заявляло о необходимости синхронизации будущей казахстанской системы "ЭВАК" с системами "ЭРА-ГЛОНАСС", "ЭРА-РБ" и европейской eCall. Кроме того, при внедрении этой системы может возникнуть вопрос оснащения автотранспорта необходимым оборудованием, способным передавать сигнал бедствия.
В зарубежных аналогах таких систем сигнал бедствия может быть передан как при нажатии тревожной кнопки (при этом пострадавший может рассказать оператору системы о проблеме), так и в автоматическом режиме – после сильного удара или срабатывания подушек безопасности. Но в любом случае автомобиль должен быть связан с этой системой с помощью отдельного устройства.
Помимо этого, Марат Нургужин сообщил о том, что в ходе работы над созданием системы высокоточной спутниковой навигации из 60 дифференциальных станций, которые позволяют с высокой точностью определять местоположение как стационарных, так и подвижных объектов, Казахстан 50 уже "разработал и изготовил".
"Пятьдесят станций мы уже разработали и изготовили у себя в Казахстане и сейчас готовы развивать эту сеть на базе казахстанских производств", – сказал вице-министр. Уточнив, что наземная инфраструктура этой системы уже создана.
Игорь Воротной