Из-за технических проблем Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) остановил производство ароматических углеводородов – бензола и параксилола, сократив их экспорт в Россию в феврале более чем на 68%, сообщает inbusiness.kz.
Предложение бензола и параксилола производства Атырауского НПЗ в марте будет отсутствовать из-за технических проблем на заводе. Это усилит нехватку бензола на российском рынке, куда завод отгружает большую часть продукта. Поставки бензола в Россию уменьшились с 1,9 тыс. тонн в январе до 604 тонн в феврале, согласно данным российских железнодорожных экспедиторов. Выпуск ароматики на заводе возобновится не ранее апреля, отмечает агентство Argus.
АНПЗ начал выпуск ароматических углеводородов в 2015-2016 годах, после того как на заводе была проведена модернизация действующих установок и оборудования. Ежегодно предприятие способно производить до 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола.
По сведениям агентства, основной объем параксилола из Атырау вывозится по железной дороге в черноморский порт Кулеви. Данные о февральских отгрузках пока отсутствуют, а в январе завод отправил по железной дороге 8,5 тыс. тонн параксилола в грузинский порт. Из Кулеви продукт поставляется морским транспортом в Турцию, страны Европы, США, Мексику, Бразилию, а также в Китай, согласно данным судовых агентов.
Технические проблемы на АНПЗ начались 10 января этого года, когда произошел сбой в подаче электроэнергии в регионе. В пресс-службе завода сообщили, что в результате сбоя на заводе была зафиксирована 21 глубокая посадка напряжения, из-за чего были на 90% разрушены катализаторы технологической установки CCR (установка каталитического риформинга). Завод до сих пор не может войти в штатный технологический режим. Ущерб, нанесенный предприятию, оценивается в 25 млрд тенге.
Атырауский НПЗ, на 99,53% принадлежащий национальной компании "КазМунайГаз" (КМГ), способен в год перерабатывать до 5,5 млн тонн нефти. В прошлом году, по данным КМГ, завод переработал чуть более 5 млн тонн сырья, снизив мощности почти на 7% по сравнению с 2019 годом. Уменьшение производства произошло из-за падения спроса на топливо в результате введения карантина, вызвавшего снижение пользования автомобильным и авиационным транспортом.
Ахмет Калиев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!