Члены специальной мониторинговой группы внешнего анализа и оценки реализации антикоррупционной стратегии рассказали об итогах работы и планах на 2018 год. Деятельность этой группы включает оценку проводимой антикоррупционной работы, участие в принятии решений, работу с населением, а также оценку общественного восприятия проводимой государством антикоррупционной работы.
Директор департамента антикоррупционной политики агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Салауат Муксимов рассказал о нововведении агентства – бейдже с данными чиновника.
"Агентство одним из первых шагов внедряет инструменты. Сегодня я хотел бы продемонстрировать бейдж, который будет носить каждый государственный служащий. В нем размещена его фотография, фамилия, имя и отчество, организация, в которой работает сотрудник, электронный адрес и телефон", – сказал Салауат Муксимов.
По его словам, такой бейдж должен стать одним из инструментов общественного контроля. Бейдж нужен для того, чтобы граждане при взаимодействии с госслужащим "могли ясно представить, кто он и что из себя представляет" и знать, как связаться с чиновником и какова доля его персональной ответственности.
"В рейтинге исследований мы сегодня также имеем позитивные изменения, антикоррупционная политика позволила на первом этапе реализовать новую антикоррупционную платформу. Было принято более 60 законов, положения которых тоже минимизируют коррупцию", – сказал Салауат Муксимов.
Процесс снижения коррупционных проявлений, по словам члена специальной мониторинговой группы и общественного деятеля Айгуль Соловьевой, носит эволюционный характер.
"Безусловно, наша страна не оказалась исключением. Вы помните, что у нас было множество законов, один из которых был по борьбе с коррупцией", – сказала Айгуль Соловьёва. Она отмечает значительные шаги в реформировании государственной службы, правоохранительных органов и судебной системы.
"За прошедшие два года мы наблюдаем большие изменения в формировании профессионального государственного аппарата, а также распространении стандартов государственной службы – компетентного отбора, продвижения по принципу меритократии на правоохранительные органы", – сказала Айгуль Соловьёва.
Внедрение трехступенчатой системы отбора, по данным специальной группы, на треть снизило количество поступивших на правоохранительную службу (с 6181 в 2017 году при 8640 в 2016 году), что, по мнению экспертов, свидетельствует о повышении качества принимаемых кадров.
"Бизнес тоже должен быть против коррупции, – сказал председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций при президиуме НПП "Атамекен" Мурат Абенов. – Мы должны заставить бизнес раскрывать информацию, потому что закрытая информация в бизнесе – это когда они сами приносят взятки. Мы же видим разные скандалы, когда бизнес обналичивает деньги и даёт взятки, а почему не привлекаем бизнес к ответственности?"
"Национальная палата предпринимателей часто поднимала вопросы, и сегодня налоговая служба стала одной из менее коррумпированных. При этом очень много вопросов к таможенной службе: из семнадцати функций автоматизировано только две. Пока, к сожалению, не хотят. В этом году мы хотим этим вопросом заняться. Это одно из моих направлений. Импорт и экспорт товаров – мы будем анализировать работу таможенной службы", – рассказал Мурат Абенов.
По словам представителя НПП, совместно с экспертами и бизнес-сообществом были выработаны порядка 800 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в различных сферах. В 2017 году был проведен анализ коррупционных рисков в 16 наиболее важных для бизнеса сферах.
За последние три года, по данным заместителя президента ОЮЛ "Гражданский альянс Казахстана" Дуамбекова Мусагали, возросла общественная активность в мероприятиях, проводимых госорганами. В сравнении с итогами 2015 года доля граждан, готовых активно противостоять коррупции, возросла на 12% (с 44% до 56%), а уровень восприятия коррупции снизился на 8% (с 79% до 71%).
В нынешнем году члены специальной мониторинговой группы планируют проводить гражданский контроль всех государственных органов, а также национальных холдингов и компаний. По словам представителей группы, планируется "осветить всю внутреннюю кухню" и выступить мостом между госаппаратом и обществом, обобщая предложения по устранению коррупционных рисков и административных барьеров".
Артур Мискарян