По оценке Национального бюро по противодействию коррупции, наиболее подвержены коррупции акиматы, органы внутренних дел, министерство сельского хозяйства, здравоохранение, квазигосударственный сектор и комитет государственных доходов. Такие данные озвучил на коллегии министерства по делам государственной службы заместитель председателя Антикоррупционного бюро Талгат Татубаев.
С начала года антикоррупционной службой было выявлено свыше полутора тысяч коррупционных преступлений. Самые распространенные среди них - взяточничество и злоупотребления. Из установленного ущерба в 29 миллиардов тенге возмещено 8 миллиардов. Наложен арест на имущество в размере 13 миллиардов тенге.
Г-н Татубаев подчеркнул, что для "быстрого и полного раскрытия преступлений активно расширяется практическое применение согласительного производства". "В отчетном периоде (первое полугодие 2016 года) количество уголовных дел, завершенных в порядке заключения процессуального соглашения, увеличилось в три раза. Ярким примером эффективного применения сделки о признании вины является дело Экспо. Из 23 подсудимых 12 воспользовались такой возможностью. Полностью признав вину, они частично возместили ущерб и получили менее суровое наказание. Остальные фигуранты получили от 5 до 14 лет лишения свободы", - привел он пример.
Всего же по республике привлекается порядка 588 должностных лиц. Из них 11 руководители республиканского, 39 областного, 79 городского и районных уровней, 16 акимов и их заместителей.
После выявления системных проявлений коррупции в отношении первых руководителей управления здравоохранения Жамбылской и Восточно-Казахстанской областей антикоррупционной службой проводился анализ причин способствующие совершению коррупционных преступлений.
"При реализации контроля разрешительных и организационных распорядительных функций коррупционные проявления установлены и в деятельности подведомственной организации ТОО СК "Фармация", которая, являясь единым дистрибьютером по закупу медпрепаратов, значительно завысила стоимость лекарственных средств. Выборочный мониторинг только лишь 22 дорогостоящих их видов выявил разницу в стоимости в сравнении с рыночной ценой на 3,5 миллиарда тенге ", - рассказал г-н Татубаев.
Подобные исследования "проведены и по деятельности органов внутренних дел, в частности, в уголовно-исполнительной системе и дорожно-патрульной службе, которые сегодня являются самыми коррумпированными структурами в правоохранительных органах". "Работа в этом направлении также ведется. В целях устранения обстоятельств, способствующих совершению уголовных правонарушений, по результатам досудебного производства государственным организациям внесено 921 представление, в том числе в акиматы - 328, в органы внутренних дел - 323, комитет госдоходов - 64, органы юстиции 39. В результате, к различной дисциплинарной ответственности привлечены 765 должностных лиц. В том числе уволены с госслужбы 54, освобождены от занимаемой должности 65 человек, предупреждены о неполном соответствии 125 человек", - сообщил зам главы антикоррупционного бюро.
Министр по делам государственной службы Талгат Донаков со своей стороны уверен, что новая модель госслужбы "демонстрирует свою эффективность" даже за полгода с момента начала ее реформирования. "Она не на словах, а на деле обеспечивает формирование качественного и конкурентоспособного госаппарата за счет широкого применения комплекса процедур и за счет внедрения принципов карьерного роста", - заявил он, выступая на коллегии.
В отчетах министерства фигурировали такие данные: внедренная в первом полугодии 2016 года карьерная модель госслужбы привела к тому, что из общего числа проведенных конкурсов в 48% случаев вакансии были заняты действующими госслужащими. В 2015 году этот показатель составлял 26%. Количество назначений с нижестоящих на вышестоящие должности увеличилось на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, уровень сменяемости среди госслужащих снизился почти в два раза - если в первом полугодии 2015 года он составляет 5,6%, то в 2016 году - 3,6%.
В 2016 году на треть уменьшилось количество рассмотренных дисциплинарных дел. Так, в первом полугодии за нарушение этических норм к дисциплинарной ответственности привлечено 114 государственных служащих областного и районных уровней, тогда как в аналогичном периоде 2015 года было привлечено 163 человека. По видам ответственности дисциплинарные нарушения разделились так: объявленные замечания - 33, выговоры - 38, строгие выговоры - 29, предупреждены о неполном служебном соответствии - 10 служащих. Понижен в должности один, и уволены четыре госслужащих. По видам проступков в основном это проявление служащими грубости при обращении с коллегами и гражданами, управление автотранспортом в нетрезвом состоянии, отсутствие на рабочем месте без уважительных причин, а также непринятие мер по опровержению дискредитирующих сведений, опубликованных в СМИ.
Благодаря переводу ряда коррупционных правонарушений в категорию проступков, дискредитирующих госслужбу, их количество также существенно сократилось: если в 2015 году за совершение коррупционных правонарушений привлекалось 211 служащих, то в 2016 году за дискредитацию наказаны 99 человек. Основная доля правонарушений приходится на оказание неправомерного предпочтения при подготовке и принятии решений (78%), оказание кому бы то ни было незаконного содействия предпринимательской или иной деятельностью, связанной с привлечением доходов (17%), а также использование должностных полномочий в решении вопросов, связанных со своими материальными интересами (5%).
Талгат Донаков уверен, что такие результаты - лишь начало реформы госслужбы. "Нам надо совершенствовать дальше нашу модель государственной службы с учетом опыта ее применения. В частности, следует продолжить работу по оптимизации конкурсных процедур, уточнение квалификационных требований в соответствии с жизненными реалиями, совершенствование программ тестирования и оценки личных качеств. И такую работу министерство уже активно проводит и будет проводить", - пообещал он.
Лилия Ахметова