В Актобе местная молочная компания с середины сентября уже дважды поднимала цены на молоко 2,5% жирности. А куриные яйца актюбинского производителя ТОО "Рамазан" за этот же период подорожали почти в два раза.
Еще полгода назад литр молока 2,5% жирности производства местной компании "Айс-плюс" стоил 165 тенге. Однако уже к сентябрю этот продукт, входящий в список 33 социально-значимых стоил 180 тенге. В первой декаде сентября производитель накинул еще 10 тенге сверху, а во второй половине октября еще 15 тенге. В итоге за полугодие молоко подорожало почти на 25% (205 тенге за литр у производителей).
Практически одновременно с молоком рост цен был отмечен на куриные яйца – тоже продукта из списка социально-значимых. Только в октябре они повышались в цене трижды. Если в начале сентября куриные яйца первой категории по 175 тенге за десяток, то после последнего подорожания на прилавках актюбинских магазинов их цена перевалила за 300 тенге.
И это при том, что удорожание происходило на фоне более или менее стабильного тенге. А инфляция в регионе за три квартала 2016 года по статистическим данным не превысила 6%.
Вся ирония ситуации в том, что последнее подорожание и молока, и яиц произошло после очередного заседания областного штаба по стабилизации цен на потребительском рынке. Там говорилось о предыдущих повышениях цен на эти продукты, а также муку и хлеб из муки первого сорта. По этим фактам городской отдел предпринимательства направил письмо в департамент Комитета по регулированию деятельности естественных монополий и защите конкуренции по Актюбинской области. Еще раньше руководители данных предприятий подписывали меморандумы о стабилизации цен на социально-значимую группу продовольственных товаров.
Управление крупных торговых сетей Актобе пояснили, что подорожание продукции – это инициатива производителей. По их информации, в супермаркетах торговая наценка на 33 вида социально-значимых товаров, согласно заключенному с областным акиматом меморандуму, не превышает 10%.
Производители же объяснили, что повышение цен – это вполне логично. Играют роль как сезонность, так и рост цен на корма. Немаловажным фактором, влияющим на ценообразование, являются постоянно повышающиеся тарифы ЖКХ.
"Мы подняли цены на молоко 2,5% жирности. Теперь отпускная цена этого продукта для сетей супермаркетов – 205 тенге за литр. Подорожали ГСМ (дизтопливо), упаковка, корма. Также повысились цены на сырье и ингредиенты для молочного производства, коммунальные услуги, а именно услуги АПФ АО "КазтрансГаз Аймак". В связи с этим мы вынуждены поднять цену на свою продукцию", - объяснил директор ТОО "Айс-плюс" Куаныш Ищанов.
Еще немаловажен такой факт, озвученный в молочной компании: модернизация технологических линий (около 1 млрд тенге), дополнительные расходы по банковскому вознаграждению за кредит, увеличение амортизационных расходов оказало существенное влияние на изменение цены. Сложившаяся экономическая ситуация не дает возможности оставить цену на продукцию прежней и удержание ее на прежнем уровне для предприятия нерентабельно.
В компании, производящей куриные яйца, сослались на сезонность, повышение тарифов коммунальщиков и еще на некоторые факторы.
"Это сезонное подорожание. Каждый год в осенне-зимний период цены на куриное яйцо растут. А в весенне-летнее наоборот падают. В 2,5 раза подорожал шрот для кур. Стала дороже вакцина для птицы, без которой обойтись нельзя. С будущего года государство больше не будет субсидировать производство яиц (сейчас субсидия 3 тенге/яйцо). По крайней мере, на сегодняшний день есть такая информация. Все это отразится на конечной цене для потребителя", - пояснил директор ТОО "Рамазан" Орынбасар Мусин.
Тарифы на коммунальные услуги, особенно для юридических лиц, взлетели многократно. Только вода для этой категории потребителей за последние несколько лет подорожала почти в 20 раз.
Льготы на коммунальные услуги предприятиям не предоставляются, кредиты в банках второго уровня выдаются на общих основаниях под немалые проценты, поэтому повышение цен на свою продукцию производители считают закономерной и неизбежной.
В городском отделе предпринимательства Актобе объяснили, что ТОО "Айс-плюс" их в известность о повышении цен на молоко не ставило. Хотя с компанией заключен меморандум, согласно которому каждый местный производитель должен заранее сообщать исполнительным органам о повышении цен на свою продукцию. Чиновники в настоящее время составили соответствующее письмо в департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (ДКРЕМ и ЗК) по актюбинской области, чтобы антимонопольщики проверили обоснованность повышения цены.
"Повышение цен на молоко и яйца, о котором идет речь, мы сейчас рассматриваем и изучаем. Если в действиях субъектов рынка будут выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства – будем принимать меры реагирования, - заверил заместитель ДКРЕМ и ЗК по Актюбинской области Сагындык Иргалиев. – Мы проводим мониторинг цен. Но для того, чтобы начать проводить расследование, нам нужно заявление от потребителя либо письменное обращение от уполномоченных государственных органов. При мониторинге цен в случае их роста мы всегда направляем письма производителям с просьбой указать причины повышения. Но обычно объяснения производителей молока и куриных яиц стандартные: сезонность, удорожание комуслуг, ГСМ и т.д.".
Как пояснили в антимонопольном ведомстве, в данный момент актюбинский ДКРЕМ и ЗК проводит расследование по поводу повышения цен на хлеб из муки 1 сорта в отношении ТОО "Актобе-Нан" и ТОО "Рамазан", а также в отношении ТОО "Лучшее решение" (сеть супермаркетов "Диана") и ТОО "Анвар" (сеть супермаркетов с аналогичным названием) по подозрению в ценовом сговоре. Эти два субъекта установили одинаковую цену на сахар в своих торговых сетях, хотя и поставщики, и затраты, скорее всего, разные.
"Ведь какая-то конкуренция между ними должна быть (супермаркеты "Диана" и "Анвар", - прим. автора). Летом, когда у нас был ажиотаж с сахаром, мы проводили мониторинг ежедневно. Дошло ведь до того, что в июле сахар подорожал до 265 тенге за килограмм (против 229 тг/кг). И две крупные торговые сети Актобе выставили одинаковые ценники с этой цифрой. В течение месяца наше расследование закончится, и мы сообщим результаты", - пообещал г-н Иргалиев.
По его словам, подобное расследование в отношении двух указанных субъектов рынка, опять-таки по сахарной теме, антимонопольщики проводили еще в прошлом году. Было установлено, что сахар торговые сети закупали у разных поставщиков по разным ценам. Но реализовывали этот продукт и в "Дине", и в "Анваре" по одной цене. Конкуренции никакой не было. Это все антимонопольщики доказали и суд с их доводами согласился.
В актюбинском ДКРЕМ и ЗК считают, когда производители начинают говорить о сезонности, то это наводит на размышления. Ведь в этот период все поставщики стараются поднять цену. То есть, динамика изменения цены известна, и под этим небольшим прикрытием можно неплохо заработать на повышении.
Семен Данилов