АО "Казпочта" в Усть-Каменогорске надеется услышать "спасибо" от горожан

5093

Поставщики коммунальных услуг рассказали, чего ждать от вводимого Единого расчетного центра и как поведут себя тарифы с января.

АО "Казпочта" в Усть-Каменогорске надеется услышать "спасибо" от горожан Фото: Ольга Ушакова

Усть-Каменогорск стал девятым по счету городом страны, где уже с 6 февраля начнет работу Единый расчетный центр (ЕРЦ) на базе АО "Казпочта" для приема платежей за коммунальные услуги от населения. Как рассчитывают его организаторы, он "даст эффект сокращения комиссии и удобство для жителей при оплате коммунальных платежей, бережливое производство и уменьшение повторяющихся затрат поставщиков коммунальных услуг".

Как отметил на брифинге в Региональном центре коммуникаций заместитель руководителя отдела энергетики и ЖКХ Усть-Каменогорска Нуржан Жапбаров, этот проект в областном центре Восточного Казахстана стали отрабатывать еще с 2011 года, однако только 1 декабря 2018 года для его развития был подписан меморандум акимата Усть-Каменогорска о сотрудничестве с пятью поставщиками – АО "Казахтелеком", АО "Усть-Каменогорские тепловые сети", ГКП "Оскемен-Водоканал", ТОО "Оскемен-Тазалык", ТОО "Оскемен Спецкоммунтранс". Встать под знамена ЕРЦ, по словам представителей АО "Казпочта", предлагали и энергоснабжающей организации Усть-Каменогорска ТОО "Шыгысэнерготрейд", но та отказалась без объяснения причин.

Интересно, что в 2016 году Общественный совет ВКО выступил против ЕРЦ в Усть-Каменогорске, ссылаясь на непонятность его выгоды для населения, а поставщики коммунальных услуг были не готовы передать часть своих функций по сбору платежей от населения в эту структуру. Вся работа по его созданию велась в обход совету: не проводилась общественная экспертиза, не было общественных слушаний.

Мусора меньше

Заместитель директора Восточно-Казахстанского филиала АО "Казпочта" Гульназ Оразаева на вопрос журналистов по этому поводу призналась: АО "Казпочта" с Общественным советом проект не согласовывала. Но, по ее словам, население еще оценит работу ЕРЦ и скажет АО "Казпочта" слово "спасибо".

"А почему население должно быть против? Сейчас вместо трех квитанций будет одна, это меньше мусора. У населения есть выбор, какие услуги ему платить и через какие финансовые инструменты оплачивать, – добавила она. – Для коммунальных предприятий это тоже выгодно тем, что сейчас они имеют договоры с разными банками, то есть у них пять-шесть договоров с разными банками. Эту функцию возьмет на себя "Казпочта", банки будут заключать договор с ней. И уже все платежи, которые принимались через Kaspi Bank и Народный банк, будут проходить через АО "Казпочта" и потом уже садиться на счета коммунальных предприятий".

Гульназ Оразаева не скрывает, что АО "Казпочта" хочет заработать на этом проекте, но и потребители, по ее словам, в накладе не останутся. По ее информации, 1 февраля был проведен первый платеж по единому платежному документу трех коммунальных предприятий. По словам Гульназ Оразаевой, это была пенсионерка, и вместо комиссии в 150 тенге она оплатила всего 50 тенге.

"Уже сейчас возможно, что клиент может просто назвать свой адрес, и по этому адресу выйдет новый номер лицевого счета. Можно прийти в отделения АО "Казпочта" с 6 февраля без квитанции, просто нужно назвать свой адрес. Теперь не надо запоминать лицевые счета организаций", – жизнеутверждающе пообещала г-жа Оразаева.

По данным Нуржана Жапбарова, задача проекта – организация приема платежей за услуги любых поставщиков, внедрение единого платежного документа, создание единой базы потребителей, использование многообразия способов оплаты: банки, отделения почтовой связи, банкоматы, платежные терминалы, интернет-сайты и приложения. Также клиенты ЕРЦ смогут получать единый платежный документ в печатном или электронном виде, извещения посредством push-уведомлений.

На данный момент идет интеграция баз данных с улицами, адресного регистра. С февраля будет произведена распечатка счетов-извещений по трем коммунальным услугам (АО "Усть-Каменогорские тепловые сети", РГП "Оскемен-Водоканал", компании по вывозу мусора) – для доставки абонентам за январь текущего года.

Пока абоненты параллельно смогут оплачивать платежи привычным для них способом. Но со временем, как отметили спикеры, альтернативы не будет. В ЕРЦ они планируют вовлечь как можно больше коммунальных служб.

Списки проблемных адресов, дублирование адресов, данных собственников будут выставлены на официальный сайт акимата Усть-Каменогорска, также по таким вопросам можно обратиться в отдел внедрения услуг АО "Казпочта".

"Проблема в том, что у нас база была на 117 тысяч абонентов из Усть-Каменогорска, на них мы сформировали столько же единых платежных документов, но примерно 12,5 тысячи абонентов "проблемные" – у разных коммунальных предприятий адрес потребителя услуг один и тот же, но или фамилии потребителей различаются, или в базе одних коммунальщиков по этому адресу находится физическое лицо, у других – организация. Наш расчетный центр формирует единый платежный документ по адресу, а не по фамилиям. Сливает базы в один адрес", – говорит заместитель директора Восточно-Казахстанского филиала АО "Казпочта" Гульназ Оразаева.

Снижены тарифы для населения

На брифинге не обошли и такую важную тему, как стоимость коммунальных услуг. По данным Нуржана Жапбарова, с 1 января текущего года по всем коммунальным услугам для физических лиц в Усть-Каменогорске были снижены тарифы.

"Уже в феврале к людям придут платежные квитанции с учетом сниженных цен. В феврале люди будут платить меньше и придут платежные квитанции с учетом сниженных цен. По услугам за тепло, горячее водоснабжение АО "Усть-Каменогорские тепловые сети" снижение тарифа произошло на 3,4% , по "Оскемен-Водоканал" – на 5%, по лифтовому хозяйству – на 5%, по домофонной системе – от 3% до 5%, по ТОО "Шыгысэнерготрейд" – на 6,5%", – сообщил г-н Жапбаров.

По данным сайта ТОО "Шыгысэнерготрейд", тариф для бытовых потребителей с 1 января составил 9,719 тенге/кВт*ч без НДС со снижением к действующему на 6,5%. Тариф для прочих потребителей (потребителей, использующих электрическую энергию не для бытовых нужд, юридических лиц, финансируемых из государственного бюджета) останется на прежнем уровне – 12,936 тенге/кВт*ч без НДС.

К слову, среднеотпускной тариф на электроэнергию для населения Усть-Каменогорска до этого повышался 4 января 2018 года на 5%, для юридических лиц – на 5,59%.

ГКП "Оскемен-Водоканал" на своем сайте сообщил о снижении тарифов на 5% для населения с 1 января по 31 мая 2019 года в связи с уменьшением затрат на электроэнергию. Тариф за холодную воду для потребителя ГКП "Оскемен-Водоканал" составил 59,34 тенге за кубический метр без учета НДС. Тариф за водоотведение – до 58,85 тенге.

По официальным данным АО "Усть-Каменогорские тепловые сети", для населения, которое пользуется общедомовыми приборами учета, стоимость услуг составила 1822,82 тенге за Гкал без учета НДС (снижение на 2,7%). Для населения без приборов учета – 3621,74 тенге (снижение на 3,4%).

Финансовый директор АО "Усть-Каменогорские тепловые сети" Алла Фатеева рассказала, что на предприятии проходит апробация новой тарифной методологии.

"С 1 января в Казахстане вступил в действие Закон РК "О естественных монополиях", и все подзаконные акты к нему. В них рассматриваются различные виды тарифообразования: по затратному, стимулирующему методу и методу сравнительного анализа, – отметила она. – Много факторов пока влияют на выбор той или иной методологии. По какому методу будет расчет следующего периода – это покажет время. У нас тариф утвержден на пять лет, с 2016 по 2020 год. Будет определяться в 2020 году, по какому методу будет выполнен расчет. Каждый субъект будет прорабатывать тот или иной метод при подготовке заявки на тариф. Скорее всего, будут просчитаны стимулирующий и затратный методы".

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться