Если раньше организации работали с различными приложениями, программами, хранили и анализировали данные в собственных локальных центрах обработки данных, сегодня эти процессы требуют более сложных механизмов, так как многие сотрудники работают в удаленном формате, соответственно, информация больше не находится в одном хранилище, что усложняет процесс централизации данных. В таких случаях на помощь приходят облачные технологии, позволяющие размещать все необходимые для работы приложения и их данные на удаленном интернет-сервере и усиливать кибербезопасность всех бизнес-операций – от аналитики и быстрой обработки больших данных, до доступа к инструментам искусственного интеллекта.
Для многих предприятий такая гибкость в работе с данными становится приоритетной, но при этом необходимость поддерживать некоторые приложения и рабочие нагрузки локально все еще сохраняется для соблюдения нормативных требований. Такие форматы работы, при которых происходит использование как локальных, так и облачных мощностей, называются гибридными.
В Казахстане ярким примером компаний, использующих инновационные решения для работы в формате гибридной ИТ-архитектуры, является АО "Национальная компания" КазМунайГаз" (далее – КМГ). В 2020 году сотрудниками КМГ совместно с компанией Microsoft Казахстан разработана гибридная ИТ-архитектура с решением Microsoft Office 365 и Microsoft Teams и прошла официальное согласование от компетентных государственных органов Республики Казахстан. По получении согласования был реализован проект по использованию гибридной ИТ-архитектуры Microsoft, данный проект позволил легитимизировать использование облачной платформы Microsoft Teams при условии соблюдения всех требований законов и правил компетентных государственных органов Республики Казахстан.
Директор департамента информационных технологий КМГ Нурлан Кусаинов, начальник отдела информационной безопасности КМГ Ержан Ермекбаев, а также директор Microsoft Казахстан Сергей Лещенко рассказали редакции inbusiness.kz о том, как технологии Microsoft помогают КМГ адаптироваться к новым реалиям и оптимизировать свои бизнес-процессы.
– "КазМунайГаз" является ведущей нефтегазовой компанией Казахстана и управляет активами по всему производственному циклу. Каким образом обеспечивается контроль проектного управления и как автоматизация этого процесса влияет на стабильность и развитие компании?
Нурлан Кусаинов: – Активы, которыми управляет АО "НК "КазМунайГаз", включают в себя элементы всего производственного цикла: от разведки и добычи углеводородов до транспортировки, переработки и предоставления сервисных услуг.
Для эффективного достижения стратегических целей компании, а также оптимизации всех рабочих процессов в 2020 году мы разработали методологическую базу и начали процесс внедрения подходов проектного управления.
В компании внедрены поэтапный процесс реализации проектов Stage Gate Process и система экспертной оценки проектов Value Assurance Review по аналогии с опытом лидеров отрасли.
В работу запущена информационная система управления проектами (далее – ИСУП) на базе Microsoft Project Server 2019, в которой формируется реестр проектов группы компаний КМГ.
ИСУП обеспечивает формирование реестра проектов и единую информационную среду для участников проектной деятельности.
Кроме того, компанией внедрены ключевые проектные роли среди сотрудников, закреплены их функционал и ответственность. Регулярно проводится обучение по работе в новой системе управления проектами, базовый курс проектного управления уже прошли более тысячи сотрудников группы компаний КМГ.
Проектное управление – это система, которая строится на работе многих людей и решении многих задач. При этом в процессе могут происходить разные непредсказуемые моменты, например меняются люди, сдвигаются сроки, могут совершаться ошибки, ведь невозможно полностью исключить человеческий фактор. Но проект должен развиваться и двигаться дальше, и в этом контексте автоматизация и цифровизация процессов становится одной из важных составляющих минимизации рисков.
Программа цифровой трансформации КМГ реализуется с 2015 года и предусматривает трансформацию бизнес-процессов корпоративного центра КМГ и ДЗО, внедрение обновленной IT-системы класса ERP, объединяющей финансовую и производственную информацию, данные по управлению трудовыми ресурсами и материальными активами, совершенствование дистанционного автоматизированного мониторинга автотранспорта и специальной техники для обеспечения производственной и транспортной безопасности и т. д.
При этом автоматизация проектного управления оказывает системный эффект на деятельность всей компании и дочерних организаций за счет обеспечения прозрачности проектной деятельности и установления четкой ответственности за реализацию проектов.
В условиях, когда ситуация на мировых рынках постепенно нормализуется, цифровизация рассматривается как один из приоритетных инструментов для достижения стратегических целей компании.
– КМГ – первый клиент компании Microsoft в Казахстане, использующий интегрированную облачную платформу Microsoft 365 в гибридном режиме. Для достижения каких целей служит данная платформа в работе предприятия?
Нурлан Кусаинов:
– Для KМГ, как и для других крупных предприятий Казахстана, первостепенной задачей является соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан, в частности закону о персональных данных и их защите. Для соблюдения требований, зафиксированных в этом документе, наша компания совместно с Microsoft и партнером компании Microsoft – Softline получили первое в Республике Казахстан официальное согласие от компетентных государственных органов Республики Казахстан на использование продуктов Microsoft в гибридном режиме.
Этот гибридный набор приложений и служб для продуктивной работы, в котором реализованы функции защиты данных и обеспечения соответствия требованиям, позволил нашим сотрудникам использовать сервисы Microsoft в соответствии с законом и повысил эффективность внутренних бизнес-процессов, в том числе взаимодействия сотрудников во время пандемии в режиме удаленной работы.
Сергей Лещенко:
– Мы стараемся тщательно анализировать потребности наших клиентов в гибридных технологиях. Microsoft – один из крупнейших поставщиков гипермасштабируемых "облаков", обслуживающий корпоративных клиентов в течение последних нескольких десятилетий и с самого начала осознавший, что гибридный подход к "облаку" является наиболее целесообразным для многих компаний.
Кроме того, одним из самых приоритетных вопросов для большинства организаций становится вопрос безопасности и защиты данных от киберугроз. Понимая это, мы серьезно относимся к своим обязанностям по предоставлению нашим клиентам и партнерам гарантий надежной защиты их данных. Так, Microsoft стала первой компанией – поставщиком облачных услуг, получившей международный стандарт информационной безопасности ISO 27001.
Microsoft 365 и Teams расширяют возможности людей и организаций. По мере развития рабочих норм организации понимают, что им необходимо комплексное решение, объединяющее коммуникации, совместную работу и бизнес-процессы и построенное на принципах высокой безопасности и конфиденциальности.
Для проведения цифровой трансформации в организациях важно учитывать расширение прав и возможностей каждого сотрудника. Эти цели могут достигаться с помощью полностью интегрированных инструментов, которые помогают работникам быть более вовлеченными, мобильными и продуктивными.
– Отвечает ли данное решение стандартам безопасности предприятия?
Ермекбаев Ержан:
– Гибридная ИТ-архитектура была разработана в первую очередь с целью соответствия стандартам информационной безопасности. Более того, в рамках данной гибридной схемы были развернуты дополнительные продукты информационной безопасности, входящие в состав Microsoft 365.
Сергей Лещенко:
– Естественный вопрос, возникающий перед компаниями, которые переносят часть данных в "облако", заключается в опасениях по поводу воздействия извне на рабочие места и конфиденциальные данные сотрудников, уязвимости к кибератакам и того, все ли сотрудники смогут успешно адаптироваться к новшествам.
Мы в Microsoft считаем, что конфиденциальность – одно из основных прав человека, и принимаем все необходимые меры по защите конфиденциальности и предоставлению своим партнерам полноценного контроля над данными.
Управление, хранение и обработка этих данных влечет за собой новые важные обязанности компаний по обеспечению конфиденциальности.
Распространение подключенных устройств и облачных сервисов открыло новые возможности атак для киберпреступников и злоумышленников, поэтому мы очень серьезно относимся к защите наших партнеров и рассматриваем вопросы безопасности. В подтверждение этому могу привести следующее:
- Более 3500 штатных специалистов по безопасности в Microsoft работают с ведущими инструментами искусственного интеллекта для анализа более 6,5 триллиона глобальных сигналов об угрозах каждый день. Группы специалистов, включая центр анализа угроз Microsoft, отдел по борьбе с цифровыми преступлениями и центр операций по киберзащите, работают совместно, чтобы анализировать угрозы и принимать меры для защиты от них.
- Интеллектуальные облачные решения помогают защищать пользователей и данные организациям любого размера, от малого бизнеса до компаний из списка Fortune 500 и правительственных организаций.
- В мире, где и технологии, и угрозы безопасности разнообразны и постоянно меняются, очевидно, что нам нужно работать вместе, чтобы противостоять этим угрозам. Подразделение по борьбе с цифровыми преступлениями Microsoft работает с нашими партнерами и клиентами, а также с правоохранительными органами, помогая выявлять и отключать преступные бот-сети. На сегодняшний день уже уничтожено 18 криминальных ботнетов и спасено порядка 500 миллионов устройств от скрытого контроля ботнетов.
Наши облачные сервисы построены на строгих стандартах внутренней и внешней безопасности, а конфиденциальность – неотъемлемая часть наших продуктов и инженерных процессов.
– Как влияет данный инструмент на общую продуктивность компании и личную продуктивность сотрудников?
Нурлан Кусаинов:
– Как я отметил ранее, решение Microsoft 365, адаптированное под гибридный формат работы, помогает повышать эффективность внутренних бизнес-процессов и улучшать взаимодействие между сотрудниками. Особенно важной эта задача оказалась в реалиях карантина, когда некоторые сотрудники работают в удаленном режиме, при этом сохраняется необходимость предоставлять доступ ко всем рабочим программам и инструментам, проводить удаленные встречи и собрания, поддерживать вовлеченность каждого работника в корпоративные процессы.
– Как давно КМГ использует данный инструмент Microsoft? Как происходил процесс перехода на это гибридное решение?
Нурлан Кусаинов:
– Процесс проектирования архитектуры и стратегии по внедрению и последующему использованию Microsoft 365 стартовал в начале 2020 года, затем последовал пилотный проект для тестирования и демонстрации данного решения госорганам. Официальное разрешение от госорганов РК было получено в октябре 2020 года, после чего началось частичное внедрение инструментов Microsoft в рабочие процессы компании. На данный момент полномасштабное внедрение все еще в процессе, так как мы применяем его не только внутри КМГ, но также масштабируем на ряд дочерних организаций, которые вошли в периметр соглашения Enterprise Aggreement, подписанного между КМГ и компанией Microsoft.
– Нашло ли решение позитивный отклик среди сотрудников?
Нурлан Кусаинов:
– Реакция членов нашей команды на новшества в работе оказалась положительной, особенно активно сотрудники начали пользоваться инструментом Microsoft Teams, который представляет собой не только мессенджер для общения, а целую платформу для взаимодействия, полноценной командной работы. Здесь удобно выполнять многие важные бизнес-задачи в удаленном режиме: общаться в чате, проводить видеоконференции, совместно работать с документами и другими приложениями из одного окна, проводить встречи с поставщиками и партнерами. Для выстраивания эффективных корпоративных коммуникаций приложение оказалось действительно очень полезным.
Сергей Лещенко:
– Мы привержены своей миссии – помогать людям и организациям добиваться больших результатов. И сегодня мы видим значительные сдвиги и огромные возможности в том, как люди и команды выполняют свою работу.
По мере того, как бизнес становится все более глобальным и многофункциональным, разрозненные структуры становятся едиными, возможности вовлечения всех членов команды в рабочие процессы возрастают, а командная работа рассматривается как ключ к успеху организации. Количество времени, которое сотрудники тратят на совместную работу, то есть различные собрания, телефонные звонки или ответы на электронные письма, увеличилось примерно на 50% за последние 5 лет и отнимает 80% или более рабочего времени сотрудников.
Люди стали более мобильными, таким же становится и характер работы. В командах стало больше удаленных участников – будь то сотрудники, работающие из дома, или находящиеся в другом регионе. Им необходимо иметь доступ к информации из любого места, а также легко делиться ею с другими, что ведет к большей гибкости и прозрачности, находясь при этом в безопасной среде, надежно защищенной от киберугроз.
– Какие планы у КМГ по дальнейшей автоматизации рабочих процессов?
Нурлан Кусаинов:
– В настоящий момент внедрение инструментов для гибридной работы находится в процессе адаптации, масштабирования, и на ближайшее будущее планируется централизация данной гибридной архитектуры для всех дочерних организаций группы компаний КМГ.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!