В четверг министерство сельского хозяйства Казахстана сообщило хорошую новость: Международное эпизоотическое бюро (МЭБ) присвоило стране статус зоны, свободной от ящура. Буквально накануне, 25 мая, в Париже был официально получен соответствующий сертификат МЭБ. Тем самым республика получает более свободный доступ на экспортные рынки.
"Наличие статуса дает возможность нашей стране экспортировать в страны – члены ВТО продукцию животного и растительного происхождения, что позволит реализовать экспортный потенциал нашего агропромышленного комплекса, а также позитивно повлияет на развитие внешнеторговой деятельности отечественных предпринимателей", – уверенно заявил на пресс-конференции первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов.
По его словам, на основании этого статуса минсельхоз сейчас активизирует работу с уполномоченным органом Китайской Народной Республики по ветеринарии (ГУНКИК) по снятию ограничений с пяти областей нашей страны (девять областей уже получили доступ). Кроме того, страны Персидского залива, Иран и Израиль готовы согласовать Казахстану разрешение на экспорт уже со всей территории Казахстана животноводческой продукции – также на основании полученного статуса.
О каких потенциальных объемах экспорта мяса на рынки Израиля, Ирана, стран Персидского залива может идти речь, в минсельхозе сказать затрудняются, заявляя, что вначале необходимо наладить пути, а ветслужба страны, куда будут экспортировать, должна посетить те предприятия, откуда будет экспорт. Ранее минсельхозом озвучивался прогноз о перспективе довести к 2021 году объем поставок баранины на внешние рынки до 160 тысяч тонн. Впрочем, еще несколько лет назад также прогнозировалось, что экспорт мяса из Казахстана уже к 2016 году составит порядка 60 тысяч тонн, однако фактически объем экспорта едва достигает половины этого уровня. В министерстве признают, что прежние показатели не достигнуты, но заверяют, что в новой программе развития агропромышленного комплекса заложены реальные показатели, которые позволят обеспечить выход на внешние рынки с бОльшим объемом поставок.
При этом в ведомстве не исключают, что увеличение экспортных поставок отразится и на внутреннем рынке страны – через повышение цен. Нынешний рост цен на мясо в минсельхозе называют сезонным, поскольку сейчас не ведется забой скота. В будущем же рост цен также не исключается, однако до каких пределов – вопрос открытый.
"Никто не исключает, что в связи с тем, что будет увеличиваться экспорт мяса, будут расти цены и на внутреннем рынке. Я думаю, можно дать такие прогнозы, что когда идет рост экспорта, то цены растут. Потому что сельхозпроизводителю становится выгодно производить по тем ценам. И на сдерживание цен влияет ряд факторов. Мы, как министерство сельского хозяйства, должны радоваться, что сельхозпроизводитель повышает свою добавочную стоимость", – заявил господин Айтуганов, отвечая на вопросы журналистов. При этом он подчеркнул, что вопросы о мерах по защите социально уязвимых категорий населения и принятии каких-то мер, сдерживающих рост цен, не являются прерогативой минсельхоза.
Отметим, что за четыре месяца 2017 года, согласно данным официальной статистики, уровень инфляции составил 2,7%. Цены на продовольственные товары увеличились на 3,8%, на непродовольственные товары и платные услуги – на 2,1%. Если говорить непосредственно о ценах на мясо, то за апрель (в сравнении с декабрем 2016 года) баранина подорожала на 8,8%, говядина – на 7,3%, конина – на 3,6%.
Ирина Севостьянова