Ситуация на "АрселорМиттал Темиртау" (АМТ) накалилась после вышедшего 29 августа приказа за подписью исполнительного директора Вадима Басина, в котором говорится, что с 1 сентября весь перечень льгот и гарантий, не вошедших в согласованные пункты нового коллективного договора (КД), закрепляется корпоративными политиками. Иными словами, выполнение социальных обязательств, зафиксированных в КД, действовавшем с 2013 года и по 31 августа 2017 года, теперь работодатель объявляет своей доброй волей и обязуется оплачивать их до 31 декабря 2017 года.
Председатель профкома металлургов "Жактау" Виктор Щетинин считает, что тем самым компания опосредованно обратилась к рабочим с призывом выходить из профсоюзов:
"Зачем вам эти профсоюзы, если администрация сама своим приказом продлевает действия социальных льгот и гарантий, предусмотренных в коллективном договоре?"
Молчи и обнимай меня крепче
Профессиональные союзы "АрселорМиттал Темиртау" (у металлургов "Жактау", у шахтеров "Коргау"), с февраля 2017 года ведя с администрацией АМТ переговоры по заключению нового коллективного договора, долго молчали, никак не комментируя ход этих переговоров. Было известно только то, что к началу августа согласовано 70% положений КД.
Abctv.kz стало известно, что руководство АМТ лоббирует позицию урезать положения договора, который в 2013 году был признан лучшим в стране, настолько, чтобы в нем осталось не более того минимума, что прописано в Трудовом кодексе РК.
Администрации АМТ есть за что бороться: "стоимость" колдоговора всех трех департаментов АМТ (путевки, льготы, доплаты и прочее) составляет 29 миллионов долларов, и экономия таких денег не только увеличивает прибыль акционеров компании, но и демонстрирует головному офису ArcelorMittal в Люксембурге эффективность нынешнего руководства АМТ. А вот молчание в такой ситуации профсоюзов только порождало разного рода слухи.
"Почему профсоюзы хранили молчание тогда, когда директор угольного департамента АМТ Евгений Ромащин (бывший директор украинской Corum Group. – Прим. авт.) стал завозить на карагандинские шахты бригады проходчиков из Украины, отбиравшие рабочие места у казахстанцев?" – задается вопросом общественный деятель Мухтар Тиникеев.
Профбоссы молчали даже тогда, когда в мае текущего года работники "АрселорМиттал Кривой Рог" добились повышения зарплаты на 25-75%.
И лишь спустя три месяца, 1 августа, на конференции трудовых коллективов стального и угольного департаментов было объявлено о требовании повысить зарплату работникам "АрселорМиттал Темиртау" на 30%.
"Оставайся, мальчик, с нами"
После конференции администрация АМТ активизировала свои действия по борьбе с профсоюзами. Приехавшая в Казахстан из Украины директор по персоналу Анна Адом, в середине августа встретившись с руководителями подразделений комбината и директорами шахт, потребовала от них выйти из профсоюза. В разговоре она настоятельно рекомендовала им определиться и ответить на вопрос, с кем они будут в случае открытого противостояния между администрацией и представителями работников. Также, по сведениям источника abctv.kz, руководство предприятия начало агитировать рабочих выходить из профсоюзов "Жактау" и "Коргау" и переходить в свой аффилированный профсоюз "Бирлик", созданный некоторое время назад для инженерно-технических работников компании.
Кроме того, под неофициальным лозунгом "Зачем рабочим профсоюз, если компания и так все дает сама?" предполагалось закрепить существующие в действовавшем до 31 августа 2017 года коллективном договоре льготы в корпоративных политиках компании, тем самым ослабив позиции лидеров профсоюзов и вообще исключив их из переговорного процесса.
Много я видел, и много я странствовал
23 августа газета профсоюза металлургов "Жактау" "Магнитка плюс" подтвердила факт того, что "один из руководителей администрации провел совещание с начальниками цехов, где потребовал от них выйти из профсоюза", а следом председатель профкома Виктор Щетинин обрушился на руководство АМТ: "Сейчас складывается очень непростая ситуация: вместо того чтобы после конференции наладить какой-то диалог, компания переходит к открытой конфронтации. Подобное давление есть не что иное, как грубое нарушение нашего законодательства и нашей Конституции, согласно которым, каждый гражданин самостоятельно решает, в какую партию ему вступать или не вступать, быть ему в профсоюзе или нет. Отмечу, что это уже не первый факт открытой конфронтации со стороны правления. За критические материалы об обстановке в цехах и критику в адрес администрации пишущим сотрудникам газеты "Магнитка плюс" – редактору и корреспонденту (в январе 2017 года. – Прим. авт.) заблокировали пропуска, лишив их доступа на комбинат и существенно ограничив их в получении необходимой информации".
Кстати, тогда профсоюз тоже не хотел предавать огласке этот факт.
Затем Виктор Щетинин отметил, что за 20 с лишним лет профсоюзной работы он видел много иностранных специалистов, руководителей, большинство из них оставили у него хорошую память о себе, с которыми они вместе делали общее дело.
"Но ни один из этих руководителей не вмешивался в работу профсоюза, не оказывал на него давление, не вел дело к расколу, а с приходом новых специалистов такие события, к сожалению, происходят".
Профсоюзы предлагали продлить срок действия коллективного договора до тех пор, пока представители работников и правление не придут к общему решению и не будет подписан новый КД. К слову, переговоры по заключению договора, срок действия которого истек 31 августа 2017 года, шли ровно год, а нынешние – восемь месяцев.
"Однако в ответ на нашу просьбу срок действия был продлен только до 16 сентября текущего года. За такой короткий период мы не успеем согласовать все пункты и положения", – резюмировал профлидер.
И прекрасны вы некстати
Но, приняв подачу, руководство "АрселорМиттал Темиртау" упрекнуло профсоюз в "несвоевременной инициативе".
Напомним, что в мае текущего года рабочие "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР) зашли в заводоуправление и потребовали повышения зарплаты. Через неделю противостояний работникам ArcelorMittal в Украине повышена зарплата от 25% до 70%.
В своем обращении к работникам АМКР генеральный директор Парамжит Калон тогда сказал: "Такое решение, как сегодня, принимается не каждый день. Это в своем роде уникальное решение на благо работников. Это обойдется нам в миллиард гривен в год дополнительных затрат, или примерно 80 миллионов гривен в месяц. Это существенная нагрузка, и мы пришли к этому ради благополучия наших сотрудников".
Я к вам пишу – чего же боле?
30 августа на страницах корпоративной газеты "Темиртауский металлург" публикуется статья "О чем договорились", где от имени администрации АМТ сообщается об окончании действия коллективного договора. Кроме того, сделано следующее заявление:
"Начиная с 1 сентября, принято решение закрепить льготы корпоративными политиками. Они охватывают весь перечень льгот и гарантий, не вошедших в согласованные пункты нового колдоговора, и будут распространяться на всех без исключения сотрудников и пенсионеров компании, в части их касающейся. Политики фиксируют льготы в неизменном виде до 31 декабря 2017 года, и компания надеется, что до этой даты стороны проработают и примут единый подход для стального и угольного департаментов. При этом работодатель гарантирует, что уровень затрат на социальные льготы и гарантии не снизится. Руководство компании не оставит своих нынешних и бывших сотрудников без предусмотренных для них социальных льгот и гарантий".
Морально-трудовой кодекс строителей капитализма
На дату окончания срока действия коллективного договора администрация АМТ вчистую переиграла профсоюзы.
Бывший топ-менеджер компании пояснил abctv.kz, чего именно добивается руководство "АрселорМиттал Темиртау": "Для чего администрация пошла на этот шаг, заявив об окончании действия коллективного договора и переговоров? Пункт 3 статьи 10 Трудового кодекса РК гласит, что "Условия соглашений, коллективных, трудовых договоров не могут быть изменены в одностороннем порядке". А пункт 1 статьи 12 утверждает, что "Работодатель в случаях, предусмотренных соглашениями, коллективным договором, издает акты с учетом мнения представителей работников".
Поэтому, утверждает источник, если нет коллективного договора (а администрация официально объявила об окончании срока действия предыдущего и отказалась продолжать переговоры по заключению нового), то она может издавать приказы о введении новой системы оплаты труда, изменять условия труда и оплаты без согласования с профсоюзом хоть каждый день. Именно этого и добивается нынешняя администрация "АрселорМиттал Темиртау", пытаясь исключить профсоюзы из переговорного процесса.
Общественный деятель Мухтар Тиникеев уверен, что все вопросы можно и нужно разрешать только за столом переговоров:
"После трагедии на шахте "Казахстанская" ситуация и так взрывоопасная. Для того и существует Закон "О профсоюзах", чтобы в переговорном процессе разрешать все разногласия".
Олег И. Гусев