- Аскар Исмаилович, хочется напомнить читателю о том, как судьба привела вас на должность руководителя.
- Я виолончелист, занимаюсь классической музыкой всю свою жизнь. Я занимал должность директора и вице-министра депертамента культуры, а после министерства получил назначение в ГАТОБ им. Абая. Признаюсь, это было для меня большой честью.
- На посту руководителя вы уже второй год. Что изменилось за это время в вашем театре и в оперном искусстве в целом?
- Я думаю, что качество исполнения, несомненно, улучшилось. Появились новые премьерные спектакли. Поменялось и отношение зрителя к нашему театру. На 20-30% повысилась посещаемость, т.е. интерес к оперному и балетному искусству вырос и продолжает расти. И я склонен думать, что мы на верном пути. Нынешний сезон, а это всего две недели с момента открытия, радует аншлаговыми спектаклями и очень приятно, что билеты не просто покупают, их ищут даже после того, как все было распродано.
- Какими постановками театр может гордиться на данный момент и что ждет зрителя в новом сезоне?
- В прошлом году мы возобновили "Травиату", осовременели знаменитую на весь мир "Кармен" Жоржа Бизе, также появился на свет новый "Щелкунчик". В этом сезоне планируются три премьеры. Через неделю состоится премьера обновленной версии "Лебединого озера". Кстати, за последнее время мы обновили все балеты Чайковского, включая "Спящую красавицу". В рамках празднования 25-летия Независимости РК состоится фестиваль классического искусства. Пройдет вечер балета, концерт вокальной и инструментальной музыки композиторов Казахстана, балет "Легенды великой степи" и премьера оперы Газизы Жубановой "Енлик Кебек".
- Хотя прошло достаточно много времени со дня премьеры "Кармен", об этой нашумевшей постановке все еще говорят…
- Люди любят поговорить об опере. Но ведь ничего особенного не произошло. Просто переоделись артисты. Вместо моды середины 19 века, зритель получил моду 20-21 века. Не стоит забывать о том, что на первом месте в опере – музыка, а музыку мы не тронули. Это гениальная классика, которую мы не имеем права менять. Новая "Кармен" всего лишь приобрела более актуальную атмосферу. Она приблизилась к народу. Когда мы думали об этой постановке, нам пришла в голову мысль, что нужно немного взбудоражить общественность, нужно сделать небольшой скандал. И он получился. Об опере снова заговорили. Кто-то начал ругать, кто-то хвалить, но равнодушных не было. Кстати, "Кармен" ставили на нашей сцене более десяти раз, и каждый раз она новая! В ней меняются актеры, меняются дирижеры, а значит, меняется и вся постановка.
- Готовы ли вы удивить зрителя другими экспериментальными проектами?
- В ближайшее время ничего нового в таком ключе пока не намечается. Хотя мы не отказываемся от нашего права экспериментировать. Впереди будет масса других интересных проектов. У нас идет очень интересная работа во всех коллективах. Наблюдаются положительные сдвиги в оркестре, хор также работает на уровне. Появилось много талантливой молодежи, как в балете, так и среди солистов.
- Кого бы из них вы отметили?
- Я бы не хотел перечислять их имена. Просто потому, что если кого-то забудешь, этот кто-то может серьезно обидеться. Но, безусловно, нельзя не отметить победу нашей солистки Асель Аскаровой, которая получила первую премию на международном конкурсе в Стамбуле. Мы все очень этим гордимся.
- И все-таки о наших солистах известно не много…
- У нас есть замечательные артисты, очень узнаваемые, а есть артисты замечательные, но малоизвестные. К сожалению, нам никак не помогает в этом телевидение, которое пропускает через себя огромное количество программ посвященных эстрадной музыке и столько же эстрадных исполнителей, которые выступают всего год, а их уже называют звездами. Один клип, два аккорда – и ты герой страны. Настоящее искусство – оно здесь, в театре. Здесь нет никакой фонограммы, здесь никто не поет в микрофон, здесь никто не может ничего подправить. Мы со своими недостатками боремся усердной, тяжелой работой, репетициями и порой даже травмами. Хотелось бы увидеть больше внимания со стороны прессы и телевидения. Нам не хватает хорошего пиара.
- Сейчас очень часто поднимают вопрос о популяризации классики. Какие методы принимаются для того, чтобы привить зрителю "хороший вкус"?
- Это дело не одного дня и начинать его нужно в раннем возрасте. К примеру, можно водить ребенка на музыку, пение, на те же театральные постановки. А вот с популяризацией на данный момент все сложно. Можно и нужно снимать спектакли, но делать это нужно профессионально, к тому же это огромные деньги.
- Во многих сферах на сегодняшний день наблюдается нехватка кадров. Сталкивается ли оперное и балетное искусство с подобной проблемой?
- Наверное, все знают, что в Алматы всего одно профессиональное хореографическое училище им. А.Селезнева, и выпускники этого училища буквально нарасхват во всех казахстанских театрах и балетных коллективах. Многие из них уезжают в Астану. Количественно не хватает артистов балета. К тому же, наши артисты очень востребованы за рубежом. Нет ни одного российского коллектива, где бы ни работал наш артист. Уезжают работать и в Имперский балет, и в коллективы США и Европы. Все потому, что у нас замечательная школа. К счастью, в Астане открылась уникальная Академия хореографии. Поэтому мы ждем, когда к нам придут настоящие профессионалы, которые позволят хореографическому искусству выйти на новый уровень.
- Немного о молодежной тенденции покидать родную страну в поисках более выгодных условий труда. Мы все еще продолжаем терять таланты?
- Я бы вообще не ставил вопрос в этой плоскости. Артисты такие же люди, и патриотизма в них не меньше, чем у людей какой-то иной профессии. В молодом возрасте возможность покинуть страну не нужно воспринимать как что-то отрицательное. Для каждого артиста это в первую очередь возможность поработать в более опытном коллективе. Сейчас, к счастью, нет железного занавеса, как это было во времена Советского Союза. Артисты могут спокойно поехать в любую страну и даже перенять новую эстетику в своем жанре от зарубежных коллег. Я бы даже сказал, что это абсолютно естественный процесс. Конечно, я не могу сказать, что приветствую такое явление, когда артисты "пачками" уезжают, но и запрещать или порицать это тоже не могу.
- Вы также относитесь к тем людям, которые успели получить опыт за рубежом. Вы прожили 10 лет в Греции и снова вернулись на родину. Находите ли вы какие-то кардинальные различия в том, как относятся к оперному искусству в Казахстане и европейских странах?
- Я вернулся из Греции пятнадцать лет назад. Недавно мы выезжали на гастроли в эту прекрасную страну, и я освежил все свои воспоминания. Это древнейшая богатейшая культура, оперное и балетное искусство там находится на высочайшем уровне. Правда, оперой там увлекается в основном старшее поколение, у нас – более молодая аудитория. Хотя я не думаю, что мы чем-то разительно отличаемся от европейских стран.
- Во все времена, руководители театров поднимали вопрос о недостаточном финансировании со стороны государства. Проводятся различные конференции, круглые столы… Какая ситуация сложилась вокруг вашего театра?
- Наш театр государственный и мы живем вместе со страной. Поскольку сейчас страна переживает не очень "хлебные" времена, мы не требуем больше, чем нам могут дать. Я очень благодарен нашему министерству за то, что мы хотя бы не попали под секвестр. Но от спонсорской помощи мы тоже не отказываемся. Совсем недавно наш генеральный партнер (Банк QAZKOM - примечание ред.) вывез 128 человек с двумя спектаклями и концертом на гастроли в Грецию. А ведь это огромные деньги! Я готов обратиться и к другим бизнес-структурам, если потребуется. Но все не так плачевно.
- Всегда хотелось узнать, сколько получают артисты театра…
- Называть цифры я не стану. Скажу лишь, что хотелось бы, чтобы мои артисты получали больше, чем они получают на данный момент.
- В Казахстане всего три оперных театра. Не мало ли для такого огромного государства?
- Я причастен к открытию третьего театра в Шымкенте. Можно сказать, что я был одним из отцов-основателей этого театра. Там появилась достаточно профессиональная театральная труппа. И это не может не радовать. На одной из пресс-конференций я как-то сказал, что было бы неплохо, если бы в Казахстане работало 16 театров, во всех крупных областных центрах. Кто-то меня поднял на смех, но я думаю, что придет время, когда это произойдет, потому что вопреки всем пессимистам, оперно-балетный жанр не умирает, а напротив, развивается. Люди готовы преодолевать сотни километров ради оперы. Представляете, многие карагандинцы выезжают на выходные в Астану, чтобы послушать и посмотреть спектакли!
- Вопрос личного характера: какая музыка звучит у вас дома?
- Мои дети, моя жена – профессиональные музыканты, поэтому у нас дома звучит только классическая музыка. Хотя в машине я люблю послушать Фредди Меркури или Луи Армстронга…
- Смотрите ли вы оперу в других театрах?
- Конечно. В свой отпуск я всегда посещаю оперные театры, симфонические и камерные концерты, смотрю мировые постановки в записях. Я живу оперой. И мне очень повезло, что я совмещаю свою работу со своей большой жизненной любовью. К сожалению, я не очень понимаю драматическое искусство, возможно, это даже мой недостаток или пробел, но когда в театре не поют, мне становится скучно…
Ольга Знаменская