/img/tv1.svg
RU KZ
Аскар Бурибаев: «Когда в театре не поют – мне становится скучно»

Аскар Бурибаев: «Когда в театре не поют – мне становится скучно»

Директор и худрук Алматинского  театра оперы и балета имени Абая о том, что происходит на сцене и за кулисами.

16:19 05 Ноябрь 2016 2955

Аскар Бурибаев:  «Когда в театре не поют – мне становится скучно»

Автор:

Ольга Знаменская

Фото: liter.kz

- Аскар Исмаилович, хочется напомнить читателю о том, как судьба привела вас на должность руководителя.

- Я виолончелист, занимаюсь классической музыкой всю свою жизнь. Я занимал должность  директора и вице-министра  депертамента культуры, а после министерства получил назначение в ГАТОБ им. Абая. Признаюсь, это было для меня большой честью.

- На посту руководителя вы уже  второй год.  Что изменилось за это время в вашем театре и в оперном искусстве в целом?

- Я думаю, что качество исполнения, несомненно, улучшилось. Появились новые премьерные спектакли. Поменялось и отношение зрителя к нашему театру. На 20-30%  повысилась  посещаемость, т.е. интерес к оперному и балетному искусству вырос и продолжает расти. И я склонен думать, что мы на верном пути. Нынешний сезон, а это всего две недели с момента открытия, радует аншлаговыми спектаклями и очень приятно,  что билеты не просто покупают, их ищут даже после того, как все было распродано.

- Какими постановками театр может гордиться на данный момент и что ждет зрителя в новом сезоне?

- В прошлом году мы возобновили «Травиату», осовременели знаменитую на весь мир «Кармен» Жоржа Бизе, также  появился на свет новый «Щелкунчик». В этом сезоне планируются три премьеры. Через неделю состоится премьера обновленной версии «Лебединого озера».  Кстати, за последнее время мы обновили все балеты Чайковского, включая «Спящую красавицу». В рамках празднования 25-летия Независимости РК состоится фестиваль классического искусства. Пройдет вечер балета, концерт вокальной и инструментальной музыки композиторов Казахстана, балет «Легенды великой степи» и премьера оперы Газизы Жубановой «Енлик Кебек».

- Хотя прошло достаточно много времени со дня премьеры «Кармен», об этой нашумевшей постановке  все еще говорят…

- Люди любят поговорить об опере. Но ведь ничего особенного не произошло.  Просто переоделись артисты. Вместо моды  середины 19 века, зритель получил моду 20-21 века. Не стоит забывать о том, что на первом месте в опере – музыка, а музыку мы  не тронули. Это гениальная классика, которую мы не имеем права менять. Новая «Кармен»  всего лишь приобрела более актуальную атмосферу. Она приблизилась к народу. Когда мы думали  об этой постановке, нам пришла в голову мысль, что нужно немного взбудоражить общественность, нужно сделать небольшой скандал. И он получился. Об опере снова заговорили. Кто-то  начал ругать, кто-то хвалить, но равнодушных не было.  Кстати, «Кармен»  ставили на нашей сцене более десяти раз, и каждый раз она новая! В ней меняются актеры, меняются дирижеры, а значит,  меняется и вся постановка.

- Готовы ли вы удивить зрителя другими экспериментальными проектами?

- В ближайшее время ничего нового в таком ключе  пока не намечается. Хотя  мы не отказываемся от нашего права экспериментировать. Впереди будет масса других интересных проектов.  У нас идет очень интересная работа во всех коллективах.  Наблюдаются положительные сдвиги в оркестре, хор также работает на уровне. Появилось много талантливой молодежи, как в балете,  так и среди солистов.

- Кого бы из них вы отметили?

 - Я бы не хотел перечислять их имена. Просто потому, что если кого-то забудешь, этот кто-то может серьезно обидеться. Но, безусловно, нельзя не отметить победу нашей солистки Асель Аскаровой, которая получила  первую премию на  международном конкурсе  в Стамбуле. Мы все очень этим гордимся.

- И все-таки о наших солистах известно не много…

- У нас есть замечательные артисты, очень узнаваемые, а есть артисты замечательные, но малоизвестные. К сожалению, нам никак не помогает в этом телевидение, которое пропускает через себя  огромное количество программ посвященных эстрадной музыке и столько же эстрадных исполнителей, которые выступают всего год, а их уже называют звездами. Один клип, два аккорда – и ты герой страны. Настоящее искусство – оно здесь, в театре. Здесь нет никакой фонограммы, здесь никто не поет в микрофон, здесь никто не может ничего подправить.  Мы со своими недостатками боремся усердной, тяжелой работой, репетициями и порой даже травмами. Хотелось бы увидеть больше внимания со стороны прессы и телевидения. Нам не хватает хорошего пиара.

- Сейчас очень часто поднимают вопрос о популяризации классики. Какие методы принимаются для того, чтобы привить зрителю «хороший вкус»?

- Это дело не одного дня и начинать его нужно в раннем возрасте. К примеру, можно водить ребенка на музыку, пение, на те же театральные постановки. А вот с популяризацией на данный момент все сложно. Можно и нужно снимать спектакли, но делать это нужно профессионально, к тому же это огромные деньги.

- Во многих сферах на сегодняшний день наблюдается нехватка кадров. Сталкивается ли оперное и балетное  искусство с подобной проблемой?

- Наверное, все  знают,  что в Алматы всего одно профессиональное хореографическое училище им. А.Селезнева, и выпускники этого училища буквально нарасхват во всех казахстанских театрах и балетных коллективах. Многие из них уезжают в Астану. Количественно не хватает артистов балета. К тому же, наши артисты очень востребованы за рубежом. Нет ни одного российского коллектива, где бы ни работал наш артист. Уезжают работать и в Имперский балет, и в коллективы США и Европы. Все потому, что у нас замечательная школа. К счастью,  в Астане открылась уникальная Академия хореографии. Поэтому мы ждем, когда к нам придут настоящие профессионалы, которые позволят хореографическому искусству выйти на новый уровень.

- Немного о молодежной тенденции покидать родную страну в поисках более выгодных условий труда. Мы все еще продолжаем терять таланты?

- Я бы вообще не ставил вопрос в этой плоскости. Артисты такие же люди, и патриотизма в них не меньше,  чем у людей какой-то иной профессии. В молодом возрасте возможность покинуть страну не нужно воспринимать как что-то отрицательное. Для каждого артиста это в первую очередь возможность поработать в более опытном коллективе. Сейчас, к счастью, нет железного занавеса, как это было во времена Советского Союза. Артисты могут спокойно поехать в любую страну и даже перенять новую эстетику в своем жанре от  зарубежных коллег. Я бы даже сказал, что это  абсолютно естественный процесс. Конечно, я не могу сказать, что приветствую такое явление, когда артисты «пачками» уезжают, но и  запрещать или порицать это тоже не могу.

- Вы также относитесь к тем людям, которые успели получить опыт за рубежом. Вы  прожили 10 лет в Греции и снова вернулись на родину. Находите ли вы какие-то кардинальные различия в том, как относятся к оперному искусству в Казахстане и европейских странах?

- Я вернулся из  Греции пятнадцать лет назад. Недавно мы выезжали на гастроли в эту прекрасную страну, и я освежил все свои воспоминания. Это древнейшая богатейшая культура, оперное и балетное искусство там находится на высочайшем уровне. Правда, оперой там увлекается в основном старшее поколение, у нас  – более молодая аудитория.  Хотя я не думаю, что мы чем-то разительно отличаемся от европейских стран. 

- Во все времена, руководители театров поднимали вопрос о недостаточном финансировании со стороны государства. Проводятся различные конференции, круглые столы… Какая  ситуация сложилась вокруг вашего театра?

- Наш театр государственный и мы живем вместе со страной. Поскольку сейчас страна переживает не очень  «хлебные» времена, мы не требуем больше, чем нам могут дать. Я очень благодарен нашему министерству за то, что мы хотя бы не попали под секвестр. Но от спонсорской помощи мы тоже не отказываемся. Совсем недавно наш генеральный партнер (Банк QAZKOM - примечание ред.)  вывез  128 человек с двумя спектаклями и концертом  на гастроли в Грецию. А ведь это огромные деньги! Я готов обратиться и к другим бизнес-структурам, если потребуется. Но все не так плачевно.

- Всегда хотелось узнать, сколько получают артисты театра…

- Называть цифры я не стану. Скажу лишь, что хотелось бы, чтобы  мои артисты получали больше, чем они получают на данный момент.

- В Казахстане всего три оперных театра. Не мало ли для такого огромного государства?

- Я причастен к открытию третьего театра в Шымкенте. Можно сказать, что я был одним из отцов-основателей этого театра. Там появилась достаточно профессиональная театральная труппа. И это не может не радовать.  На одной из пресс-конференций я как-то сказал, что было бы неплохо, если бы в Казахстане работало 16 театров, во всех крупных областных центрах.  Кто-то меня поднял на смех, но я думаю, что придет время, когда это произойдет, потому что вопреки всем пессимистам, оперно-балетный жанр не умирает, а напротив,  развивается. Люди готовы преодолевать сотни километров ради оперы.  Представляете, многие карагандинцы выезжают на выходные в Астану, чтобы послушать и посмотреть спектакли!

- Вопрос личного характера: какая музыка звучит у вас дома?

- Мои дети, моя жена – профессиональные музыканты, поэтому у нас дома звучит только классическая музыка. Хотя в машине я люблю послушать Фредди Меркури  или  Луи Армстронга…

- Смотрите ли вы оперу в других театрах?

- Конечно. В свой отпуск я всегда посещаю оперные театры, симфонические и камерные концерты, смотрю мировые постановки в записях.  Я живу оперой. И мне очень повезло, что я совмещаю свою работу со своей большой жизненной любовью. К сожалению, я не очень понимаю драматическое искусство, возможно,  это даже мой недостаток или пробел, но когда в театре не поют, мне становится скучно…

Ольга Знаменская

«Биржан – Сара» зазвучит по-новому

«Астана Опера» готовит сюрприз к 20-летию столицы – старую оперу на новый лад.

13 Апрель 2018 09:00 4456

Жемчужина казахской оперы «Биржан – Сара» возвращается на сцену, сообщает пресс-служба театра оперы и балета «Астана Опера». Правда, уже в новой музыкально-сценической редакции, где режиссерская версия, и декорации, и костюмы, и свет будут такими, какие можно увидеть на лучших мировых оперных сценах.

«Публику ждут невероятные сюрпризы, которые раскроют в премьерные дни – 20 и 21 апреля», – говорится в сообщении театра.

К слову, лирико-драматическая опера Мукана Тулебаева на либретто Хажима Джумалиева впервые была представлена 7 ноября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. За 72 года опера «Биржан – Сара» приобрела международную славу: она была показана в Москве 6 декабря 1958 года на декаде казахского искусства. Большой успех имела в Берлине и Дрездене (1986). Позже либретто было переведено на турецкий язык, и спектакль прошел в Самсуне в 2013 году, а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году. В этом же году труппа театра «Астана Опера» исполнила эту оперу в России, в Мариинском театре.

«Биржан – Сара» является подлинным достоянием казахского оперного искусства. В столичном театре в этот шедевр национальной классики решили вдохнуть новую жизнь. Благодаря последним современным театральным технологиям оперу адаптируют к техническим возможностям сцены, воплотят эксклюзивные на сегодняшний день решения постановочной группы», – отмечается пресс-службой «Астана Опера».

Планируется, что новая режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. Это означает, что все сцены будут расширены. Публике обещают представить всевозможные атрибуты ярмарочных гуляний, а для воспроизведения достоверной атмосферы в спектакле примут участие животные.

«Кроме того, концепция спектакля отличается отсутствием одноплановой трактовки образов всех героев. Зрителям представят историю любви Биржана и Сары, которая не нашла места на Земле. Традиционно опера заканчивается гибелью главного героя, но постановщики хотят оставить свет в конце тоннеля, чтобы зрители понимали, что любовь, принесенная в жертву, была не напрасной. История Биржана и Сары дала возможность соединиться многим тысячам потомков и осталась жить в народе памятью о великой силе любви, которая готова подвигнуть нас на невероятные поступки», – уточняется в сообщении.

Впервые в спектакле применены феноменальные технологии: на сцене будет использовано несколько тонн воды. А картины богатой казахстанской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D-проекциях. Сообщается, что этот спектакль сделан кинематографическим способом.

Работу над эскизами Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов начали еще осенью 2017 года. По словам художников, браться за национальную постановку было непросто. У сценографов нет права на ошибку, они должны, не нарушив национальной стилистики, привнести в нее что-то новое, удивить зрителя.

«Трудоемкая работа проделана по созданию нарядов для трех балетных сцен, каждая из которых включает 48 артистов. Очень яркими и богатыми получились костюмы для артистов хора. Поэтому для нас стояла сверхзадача – сделать образы главных героев еще более красочными и выразительными. Благородный наряд Биржана говорит о его статусе и возрасте. Свадебное платье Сары получилось очень нежным. Жилетка выполнена в национальном стиле, расшита металлическими украшениями цвета золота. Хотелось, чтобы невеста в итоге сама была как драгоценность. Фактура тканей подобрана с учетом новых технологических возможностей, современные материалы очень качественные, и их цветовая гамма разнообразна», – говорят Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов.

На изготовление бутафории, как сообщает пресс-служба «Астана Опера», ушло чуть меньше полугода. Мастера работали по обновленным технологиям. Табуреты, шкаф, сундуки теперь украшены не нарисованными, а рельефными узорами, созданными с применением фрезерного станка, на котором и вырезаются орнаменты. Кроме того, велись сложные работы по металлу, а также гончарные работы по изготовлению кувшинов, которых приготовили несколько десятков штук. В этом спектакле очень много чеканки: все пояса, ремни украшены замысловатыми рисунками, над каждой деталью бутафоры кропотливо трудятся не меньше трех часов. А таких поясов около сотни. Копья и стрелы – над ними работает тоже мужская команда бутафоров. Особого внимания заслуживают напольные часы из настоящего дерева. Мастерам потребовались столярные навыки, чтобы вручную сделать мелкие детали. Привлек внимание и патефон, выглядит он очень правдоподобно, хотя и не играет, его задача – передать атмосферу того времени.

Бутафорию уже передали в репетиционные залы, чтобы артисты могли вживаться в образы, используя предметы быта в различных сценах.

Отмечается, что роль Биржана может воплотить не каждый певец, так как она очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. На этот раз ее готовятся представить лауреаты многих международных конкурсов – Меир Байнеш и Беимбет Танарыков.

«Харизматичный певец Меир Байнеш не раз блестяще исполнял эту партию на сцене «Астана Опера». Беимбет Танарыков выступает в роли Биржана на протяжении всей своей творческой карьеры. В каждое слово солист вкладывает смысл, подкрепляя его жестом и мимикой. Работа вокалиста над партией похожа на обработку алмаза и превращение его в прекрасный бриллиант. Солист имеет красивый тембр звучания и потрясающий артистизм», – отмечается специалистами театра.

При этом уточняется, что роль Сары станет дебютной для заслуженной артистки Казахстана, примадонны оперной сцены и великолепной сопрано Майры Мухамедкызы. Заслуженная артистка Казахстана, как оказалось, в этой опере уже выступала в партии ревнивой Алтынай, но образ Сары тоже воплотит впервые.

«Мои мечты сбываются, я давно хотела исполнить эту роль, но всегда считала, что еще не созрела для нее, потому что понимала, что нужно иметь достаточный опыт для воплощения данного образа. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия, требующая классического исполнения. Так, оперу «Биржан – Сара» Мукана Тулебаева я сравниваю с операми Джакомо Пуччини, в которых отражена большая динамика. Постараюсь исполнить ее в итальянской манере звучания, чтобы каждое слово было понятным», – рассказывает Майра Мухамедкызы.

Дирижер-постановщик заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов отметил, что любой сценический музыкальный спектакль, чтобы выжить и оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велениям времени.

«Оперы «Абай» и «Кыз Жибек», поставленные более года назад, до сих пор идут при аншлаге. Однако для оперы «Биржан – Сара» назрела необходимость нового сценического решения. У композитора Мукана Тулебаева

музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере «Биржан – Сара» композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня «Айтпай» является экспозицией образа главного героя», – делится Абзал Мухитдинов.

Маэстро также подчеркивает, что в репертуаре «Астана Опера» идут три шедевра казахского оперного искусства, поставленные на высочайшем мировом уровне, и сегодня казахская опера переживает расцвет и востребованность слушателей.

Алина Альбекова