Аскар Бурибаев: "Когда в театре не поют – мне становится скучно"

Ольга Знаменская Ольга Знаменская
5162

Директор и худрук Алматинского  театра оперы и балета имени Абая о том, что происходит на сцене и за кулисами.

Аскар Бурибаев:  "Когда в театре не поют – мне становится скучно" Фото: liter.kz

- Аскар Исмаилович, хочется напомнить читателю о том, как судьба привела вас на должность руководителя.

- Я виолончелист, занимаюсь классической музыкой всю свою жизнь. Я занимал должность  директора и вице-министра  депертамента культуры, а после министерства получил назначение в ГАТОБ им. Абая. Признаюсь, это было для меня большой честью.

- На посту руководителя вы уже  второй год.  Что изменилось за это время в вашем театре и в оперном искусстве в целом?

- Я думаю, что качество исполнения, несомненно, улучшилось. Появились новые премьерные спектакли. Поменялось и отношение зрителя к нашему театру. На 20-30%  повысилась  посещаемость, т.е. интерес к оперному и балетному искусству вырос и продолжает расти. И я склонен думать, что мы на верном пути. Нынешний сезон, а это всего две недели с момента открытия, радует аншлаговыми спектаклями и очень приятно,  что билеты не просто покупают, их ищут даже после того, как все было распродано.

- Какими постановками театр может гордиться на данный момент и что ждет зрителя в новом сезоне?

- В прошлом году мы возобновили "Травиату", осовременели знаменитую на весь мир "Кармен" Жоржа Бизе, также  появился на свет новый "Щелкунчик". В этом сезоне планируются три премьеры. Через неделю состоится премьера обновленной версии "Лебединого озера".  Кстати, за последнее время мы обновили все балеты Чайковского, включая "Спящую красавицу". В рамках празднования 25-летия Независимости РК состоится фестиваль классического искусства. Пройдет вечер балета, концерт вокальной и инструментальной музыки композиторов Казахстана, балет "Легенды великой степи" и премьера оперы Газизы Жубановой "Енлик Кебек".

- Хотя прошло достаточно много времени со дня премьеры "Кармен", об этой нашумевшей постановке  все еще говорят…

- Люди любят поговорить об опере. Но ведь ничего особенного не произошло.  Просто переоделись артисты. Вместо моды  середины 19 века, зритель получил моду 20-21 века. Не стоит забывать о том, что на первом месте в опере – музыка, а музыку мы  не тронули. Это гениальная классика, которую мы не имеем права менять. Новая "Кармен"  всего лишь приобрела более актуальную атмосферу. Она приблизилась к народу. Когда мы думали  об этой постановке, нам пришла в голову мысль, что нужно немного взбудоражить общественность, нужно сделать небольшой скандал. И он получился. Об опере снова заговорили. Кто-то  начал ругать, кто-то хвалить, но равнодушных не было.  Кстати, "Кармен"  ставили на нашей сцене более десяти раз, и каждый раз она новая! В ней меняются актеры, меняются дирижеры, а значит,  меняется и вся постановка.

- Готовы ли вы удивить зрителя другими экспериментальными проектами?

- В ближайшее время ничего нового в таком ключе  пока не намечается. Хотя  мы не отказываемся от нашего права экспериментировать. Впереди будет масса других интересных проектов.  У нас идет очень интересная работа во всех коллективах.  Наблюдаются положительные сдвиги в оркестре, хор также работает на уровне. Появилось много талантливой молодежи, как в балете,  так и среди солистов.

- Кого бы из них вы отметили?

 - Я бы не хотел перечислять их имена. Просто потому, что если кого-то забудешь, этот кто-то может серьезно обидеться. Но, безусловно, нельзя не отметить победу нашей солистки Асель Аскаровой, которая получила  первую премию на  международном конкурсе  в Стамбуле. Мы все очень этим гордимся.

- И все-таки о наших солистах известно не много…

- У нас есть замечательные артисты, очень узнаваемые, а есть артисты замечательные, но малоизвестные. К сожалению, нам никак не помогает в этом телевидение, которое пропускает через себя  огромное количество программ посвященных эстрадной музыке и столько же эстрадных исполнителей, которые выступают всего год, а их уже называют звездами. Один клип, два аккорда – и ты герой страны. Настоящее искусство – оно здесь, в театре. Здесь нет никакой фонограммы, здесь никто не поет в микрофон, здесь никто не может ничего подправить.  Мы со своими недостатками боремся усердной, тяжелой работой, репетициями и порой даже травмами. Хотелось бы увидеть больше внимания со стороны прессы и телевидения. Нам не хватает хорошего пиара.

- Сейчас очень часто поднимают вопрос о популяризации классики. Какие методы принимаются для того, чтобы привить зрителю "хороший вкус"?

- Это дело не одного дня и начинать его нужно в раннем возрасте. К примеру, можно водить ребенка на музыку, пение, на те же театральные постановки. А вот с популяризацией на данный момент все сложно. Можно и нужно снимать спектакли, но делать это нужно профессионально, к тому же это огромные деньги.

- Во многих сферах на сегодняшний день наблюдается нехватка кадров. Сталкивается ли оперное и балетное  искусство с подобной проблемой?

- Наверное, все  знают,  что в Алматы всего одно профессиональное хореографическое училище им. А.Селезнева, и выпускники этого училища буквально нарасхват во всех казахстанских театрах и балетных коллективах. Многие из них уезжают в Астану. Количественно не хватает артистов балета. К тому же, наши артисты очень востребованы за рубежом. Нет ни одного российского коллектива, где бы ни работал наш артист. Уезжают работать и в Имперский балет, и в коллективы США и Европы. Все потому, что у нас замечательная школа. К счастью,  в Астане открылась уникальная Академия хореографии. Поэтому мы ждем, когда к нам придут настоящие профессионалы, которые позволят хореографическому искусству выйти на новый уровень.

- Немного о молодежной тенденции покидать родную страну в поисках более выгодных условий труда. Мы все еще продолжаем терять таланты?

- Я бы вообще не ставил вопрос в этой плоскости. Артисты такие же люди, и патриотизма в них не меньше,  чем у людей какой-то иной профессии. В молодом возрасте возможность покинуть страну не нужно воспринимать как что-то отрицательное. Для каждого артиста это в первую очередь возможность поработать в более опытном коллективе. Сейчас, к счастью, нет железного занавеса, как это было во времена Советского Союза. Артисты могут спокойно поехать в любую страну и даже перенять новую эстетику в своем жанре от  зарубежных коллег. Я бы даже сказал, что это  абсолютно естественный процесс. Конечно, я не могу сказать, что приветствую такое явление, когда артисты "пачками" уезжают, но и  запрещать или порицать это тоже не могу.

- Вы также относитесь к тем людям, которые успели получить опыт за рубежом. Вы  прожили 10 лет в Греции и снова вернулись на родину. Находите ли вы какие-то кардинальные различия в том, как относятся к оперному искусству в Казахстане и европейских странах?

- Я вернулся из  Греции пятнадцать лет назад. Недавно мы выезжали на гастроли в эту прекрасную страну, и я освежил все свои воспоминания. Это древнейшая богатейшая культура, оперное и балетное искусство там находится на высочайшем уровне. Правда, оперой там увлекается в основном старшее поколение, у нас  – более молодая аудитория.  Хотя я не думаю, что мы чем-то разительно отличаемся от европейских стран. 

- Во все времена, руководители театров поднимали вопрос о недостаточном финансировании со стороны государства. Проводятся различные конференции, круглые столы… Какая  ситуация сложилась вокруг вашего театра?

- Наш театр государственный и мы живем вместе со страной. Поскольку сейчас страна переживает не очень  "хлебные" времена, мы не требуем больше, чем нам могут дать. Я очень благодарен нашему министерству за то, что мы хотя бы не попали под секвестр. Но от спонсорской помощи мы тоже не отказываемся. Совсем недавно наш генеральный партнер (Банк QAZKOM - примечание ред.)  вывез  128 человек с двумя спектаклями и концертом  на гастроли в Грецию. А ведь это огромные деньги! Я готов обратиться и к другим бизнес-структурам, если потребуется. Но все не так плачевно.

- Всегда хотелось узнать, сколько получают артисты театра…

- Называть цифры я не стану. Скажу лишь, что хотелось бы, чтобы  мои артисты получали больше, чем они получают на данный момент.

- В Казахстане всего три оперных театра. Не мало ли для такого огромного государства?

- Я причастен к открытию третьего театра в Шымкенте. Можно сказать, что я был одним из отцов-основателей этого театра. Там появилась достаточно профессиональная театральная труппа. И это не может не радовать.  На одной из пресс-конференций я как-то сказал, что было бы неплохо, если бы в Казахстане работало 16 театров, во всех крупных областных центрах.  Кто-то меня поднял на смех, но я думаю, что придет время, когда это произойдет, потому что вопреки всем пессимистам, оперно-балетный жанр не умирает, а напротив,  развивается. Люди готовы преодолевать сотни километров ради оперы.  Представляете, многие карагандинцы выезжают на выходные в Астану, чтобы послушать и посмотреть спектакли!

- Вопрос личного характера: какая музыка звучит у вас дома?

- Мои дети, моя жена – профессиональные музыканты, поэтому у нас дома звучит только классическая музыка. Хотя в машине я люблю послушать Фредди Меркури  или  Луи Армстронга…

- Смотрите ли вы оперу в других театрах?

- Конечно. В свой отпуск я всегда посещаю оперные театры, симфонические и камерные концерты, смотрю мировые постановки в записях.  Я живу оперой. И мне очень повезло, что я совмещаю свою работу со своей большой жизненной любовью. К сожалению, я не очень понимаю драматическое искусство, возможно,  это даже мой недостаток или пробел, но когда в театре не поют, мне становится скучно…

Ольга Знаменская

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться