DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Астана поборется за авиатранзитного пассажира

Астана поборется за авиатранзитного пассажира

Столичный аэропорт не использует по максимуму свои возможности по обслуживанию азиатских туристов, летящих в Европу.

30 Январь 2017 20:01 7560

Астана поборется за авиатранзитного пассажира

Автор:

Жанболат Мамышев

Реконструкцию международного терминала аэропорта Астаны планируется завершить в мае 2017 года. Как сообщил председатель правления АО «Международный аэропорт Астана» Паоло Ричиотти, первые рейсы новый терминал должен будет обслужить уже 1 июня. А 10 июня в Астане официально откроется международная выставка ЕХРО 2017, которая продлится до 10 сентября. На время выставки над столичным аэропортом будет работать режим «открытого неба», что вкупе с безвизовым режимом для краткосрочных поездок для граждан 34 стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также 10 стран-крупнейших инвесторов в РК, должно привлечь до полумиллиона иностранных туристов в столицу. Кроме того, по мере открытия регулярных международных рейсов из Астаны в новые города Азии и Европы увеличиваются потенциальные возможности столицы по обслуживанию и транзитных иностранных пассажиров. Именно на этом, считает г-н Ричиотти, и должна сконцентрироваться деятельность столичного аэропорта и авиакомпаний.

«AirAstana обслужила в 2016 году 300 тыс. транзитных пассажиров, но только 30 тыс. из них через Астану. То есть как мы собираемся увеличивать траффик? Как вы знаете, в «Нурлы жер» отмечено, что Астана должна стать хабом и главным финансовым центром в Центральной Азии. Есть коммерческие права в Астане, которые на данный момент не используются в полной. Например, 25 рейсов в Китай не используются, 10 – в Индию, 14 – в Японию, 7 – в Гонконг, то есть у нас с коммерческими правами проблем нет. У нас проблема с авиакомпаниями и пассажирами», – сказал он на выездном заседании рабочей группы по проекту закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации».

По его данным, Air Astana обслужила в 2016 году 300 тыс. транзитных пассажиров (+18% к 2015 году), но только 30 тыс. из них совершили пролет через Астану. В целом по республике было обслужено 12,5 млн пассажиров, включая иностранцев, а столичный аэропорт обслужил 3,546 млн человек. Однако это очень скромные цифры для развития аэропортов. Фактически в среднем на одного казахстанца приходится всего порядка 0,6 перелета в год. В России эта цифра составляет 0,7, в Индии – 0,1, но на фоне многомиллионного населения абсолютные цифры позволяют аэропортам и авиакомпаниям этих стран обслуживать большие массы местных и транзитных пассажиров. В Казахстане численность населения не позволяет аэропортам и авиакомпаниям надеяться на большие заработки с обслуживания местного населения, конечно, если не повышать тарифы на небольшом рынке. Но, находясь между Европой и Азией, республика может заработать на транзитном пассажире.

«10 лет назад Казахстан был известен тем людям, которые добывают нефть. Сегодня Казахстан присутствует в мировой повестке дня. Если продолжать этот тренд, то здесь будет финансовый центр. Но большие цифры будут приходить из транзитного потока. Не забывайте, что в двух часах полета на Восток у нас 250 млн китайских пассажиров, которые хотят лететь в Европу, США и так далее. Им нужно откуда-то лететь. Сегодня они летят назад в Пекин или Шанхай. Астана имеет идеальное расположение, поскольку находится на полпути», – объясняет Паоло Ричиотти.

По его словам, Air Astana собирается увеличить траффик пассажиров с 300 тыс. в 2016 году до 1,2 млн пассажиров к 2020 году.

«Я могу вам сказать, что с июня этого года Air Astana добавит 20 дополнительных рейсов через аэропорт Астаны. Мы также консультируемся со SCAT: они планируют базироваться здесь, в аэропорту Астаны. Они видят потенциал аэропорта как стыковочного, – рассказал глава столичного аэропорта. – Что касается международных авиакомпаний, то у нас есть планы польской LOT по открытию 4 рейсов в неделю с мая, Finnair – 2 рейса в неделю из Финляндии, но только на июль-август на период проведения ЕХРО, и мы также встречаемся с Air China – 3 рейса из Пекина. Более того, в марте мы будем встречаться с японскими представителями об увеличении их рейсов в Астану».

Потенциально даже небольшая часть от обслуживания потока в 250 млн китайских авиапассажиров могла бы всерьез пополнить бюджеты казахстанских игроков воздушного рынка. Пока же столичный аэропорт с трудом справляется даже с текущим потоком. В пиковые часы – с 3:30 до 7:00, аэропорт Астаны, имея 6 международных «гейтов», уже обслуживает 8 международных рейсов. Вкупе с проведением ЕХРО 2017 и введением безвизового режима посещения Казахстана гражданами десятков стран столичному аэропорту потребуется серьезная модернизация.

Международных пассажиров обслужит новый терминал
Для решения этих задач ведется строительство международного терминала столичного аэропорта, пропускная способность которого составит 8,2 млн человек в год. Общая площадь терминала составляет 47 тыс. квадратных метров. Генеральным подрядчиком строительных работ по новому терминалу является швейцарско-албанская компания Mabco Constructions, относящаяся к холдингу Mabetex Group.

В результате осуществления проекта пропускная способность столичного аэропорта возрастет до 8,2 млн человек ежегодно. Пропускная способность действующего терминала аэропорта Астаны составляет 3 млн пассажиров в год.

В новом терминале будут одновременно действовать 6 автоматических «рукавов» – аналогичное число задействовано в старом терминале.

«Мы создали соединение между терминалами, чтобы можно было поставить воздушное судно международного рейса в старом терминале, провести пассажиров в новый терминал и обслужить их там. С этим решением вместо того, чтобы иметь 6 «гейтов» международных и 6 «гейтов» внутренних, мы потенциально можем иметь потенциально 12 международных «гейтов» либо 12 внутренних. То есть максимально использовать имеющиеся возможности. С помощью местного терминала мы делаем переходную галерею, через которую они могут пройти в международный терминал и пройти паспортный, таможенный контроль и получить багаж», – сообщил Паоло Ричиотти.

В новом терминале будет автоматизированная выдача багажа – каждая из трех багажных лент может одновременно обслуживать до трех рейсов. В терминале будет функционировать 18 стоек регистрации. На выходе из терминала будут работать 14 стоек пограничного контроля, а на входе – 28 стоек паспортного контроля. В новом терминале будет расположена VIP-зона лаундж с офисами, компьютерами и Wi-Fi. Также в последней будут расположены ресторан со шведским столом, душевые кабины, туалеты и сауна.

«То есть пассажиры, которые летят в дальние поездки, могут освежиться», – сказал глава аэропорта.

В настоящее время в здании терминала начинаются отделочные работы, а также установка компьютерных систем, системы выдачи багажа и таможенного досмотра.

В ближайшие дни аэропорт планирует определить победителей конкурса на использование коммерческих площадей нового терминала, которые составляют 1330 квадратных метров, в том числе площади по зоне питания в 1140 квадратных метров на пятом уровне терминала.

«Они смогут начать работать по отделке, чтобы к маю уже закончить», – сказал он.

При этом глава аэропорта отмечает, что устанавливаемая в Астане система безопасности нового терминала Rapiscan 3 tomographic x-ray отвечает требованиям по безопасности, которые вступят в Евросоюзе с 2020 года.

«То есть мы на 4 года опережаем стандарты Евросоюза», – сказал Паоло Ричиотти.

DHL откроет базу в Астане?
Но на фоне этих радужных планов есть и облака. По мнению членов рабочей группы, среди причин ухода из Астаны Lufthansa Cargo называлось в том числе отсутствие дополнительной взлетно-посадочной полосы. Однако Паоло Ричиотти полагает, что столичный аэропорт поборется и за грузовой траффик: грузооборот через Астану в 2016 году вырос на 28%, до 10 тыс. тонн, что наглядно говорит об огромном потенциале.

«Исторически аэропортом, через который перевозились грузы, был Алматы. Причина роста грузового потока здесь (в Астане – прим. автора) потому, что создали новый таможенный пункт возле грузового терминала. Также мы сейчас создаем дополнительно 11 тыс. квадратных метров в грузовом терминале, и возле него планируем построить грузовую деревню для отправителей груза. Мы ведем переговоры с такими компаниями, как DHL, чтобы они могли открыть базу в Астане. Я думаю, мы уже близки к соглашению с ними, – отметил г-н Ричиотти. – Вопрос с Lufthansa больше был связан с топливом, потому что Lufthansa до пор выполняет рейсы. Мы сейчас пытаемся решить вопрос по расходам на топливо. Я уверен, что вы слышали и читали в прессе, что топливо в аэропорту Астаны довольно дорогое. Нам удалось получить квоту в НПЗ Казахстана. Мы сейчас ведем переговоры с ИАТА, чтобы создать условия для корректной цены на топливо. Это также повлияет на привлекательность для перевозчиков».

Главный риск же для столичного аэропорта при выполнении этих «наполеоновских» планов несет взлетно-посадочная полоса. В первоначальном ТЭО реконструкции терминала была заложена также реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП), магистральных рулежных дорожек и перрона.

«Общая стоимость (строительства международного терминала – прим. автора) была 60,3 млрд тенге. К сожалению, из-за девальвации нам пришлось исключить из проекта (взлетно-посадочную – прим. автора) полосу. На данный момент ТЭО корректируется, и мы сказали, что можем отложить реконструкцию ВПП при условии, что какой-то ремонт будет проведен на полосе. Существующая полоса была построена в 2003 году. В этой части мира из-за температурных условий полосы обычно служат от 8 до 10 лет, а сейчас прошло уже 13 лет, – сказал глава аэропорта. – Этот ремонт, который мы планируем провести, включает в себя покрытие полосы пропиточным материалом компонентом, который заполнит микротрещины на полосе и который не повлияет на коэффициент сцепления с полосой».

В случае выполнения такого ремонта ВПП сможет прослужить еще как минимум 2 года.

«Мы уже с компанией КТЖ (АО «Казахстан Темир Жолы» - прим. автора) обсуждали, чтобы инициировать совещание по полосе, конечно, с участием комитета гражданской авиации, «Казаэронавигации», КТЖ и министерства по инвестициям и развитию. Нам нужно очень быстро осуществить эту работу, потому что окно для работ по полосе будет открыто начиная с теплого сезона 2018 года. От настоящего момента до начала работ нужно провести встречу по реконструкцию. По моему мнению, нам нужно собрать группу экспертов, которые проведут оценку о том какое решение будет наилучшим с экономической и производственной точки зрения для аэропорта, – рассказал Паоло Ричиотти. – Потом на основании этого сделать ТЭО и организовать финансирование. То есть с конца января у нас всего 13 месяцев осталось. Очень сжатые сроки. Если мы не начнем реконструкцию с теплых месяцев 2018 года, то мы не сможем закончить работу в 2018 году и надо будет продолжить работу в 2019 году. Также потребуется время на сертификацию. И это не только аэропорт, а столичный аэропорт, аэропорт президента, военный аэропорт, и мы должны быть абсолютно эффективными».

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

ЕХРО прошло, пассажиры остались

Венгерский лоукостер зафиксировал на Астана – Будапешт в октябре заполняемость в 94%.

20 Декабрь 2017 18:48 6233

ЕХРО прошло, пассажиры остались

Венгерская авиакомпания-лоукостер Wizz Air, начавшая регулярные полеты по маршруту Будапешт – Астана в июне, сообщает о заполняемости в октябре в 94%. Об этом в ходе пресс-конференции в службе центральных коммуникаций сообщил посол Венгрии в РК Андраш Барани.

«Это очень важно и для нас, сотрудников (посольства Венгрии в РК. – Прим. автора), потому что мы можем на любые выходные съездить домой, но, помимо этого, я думаю, это осуществление очень долгожданной мечты – десятилетиями мои предшественники, коллеги работали над тем, чтобы наконец-то осуществить эту мечту. Благодаря политике открытого неба правительства Казахстана именно в этом году в июне мы наконец-то запустили авиасообщение Будапешт – Астана, и расстояние в четыре тысячи километров сократилось до каких-то там пяти часов», – сказал он.

Посол отметил, что одним из самых важнейших и самых приятных событий стал запуск в этом году прямого авиасообщения между Астаной и Будапештом.

«И мы можем друг друга посещать регулярно – дважды в неделю эти рейсы курсируют. Я должен дополнить эту информацию тем, что уже есть опыт первых пяти месяцев существования этого рейса, и я очень рад тому, что менеджмент компании Wizz Air сообщил мне, что это был самый успешный заново запущенный рейс с точки зрения заполняемости. Только по результатам октября, это не лето, уже не сезон, не ЕХРО, заполняемость составила 94%. Это рекордный результат, и он свидетельствует, что интерес есть, и это не только краткосрочный рейс. Я надеюсь, он будет существовать очень долго», – сказал г-н Барани.

Венгерский лоукостер Wizz Air, прикормил своих первых клиентов билетами по маршруту Будапешт – Астана от 39,99 евро. Позднее билеты подорожали

Он отметил, что Казахстан является стратегическим партнером Венгрии в регионе – посольство работает в Астане, а в Алматы оказывает услуги генконсульство Венгрии. В последние годы также было открыто посольство в Узбекистане (ранее не было).

Андраш Барани напомнил, что самым большим инвестором в Казахстане является нефтегазовая компания Mol, разрабатывающая нефтегазовое месторождение.

«За последние годы они осуществили инвестиций порядка 200 миллионов долларов», – сказал он.

За прошедший год начал действовать совместный инвестиционный фонд, который был создан венгерским Эксимбанком и АО «КазАгро» (обе стороны вложили по 20 миллионов долларов). «Все эти деньги до последнего цента будут использованы в Казахстане. Наш интерес в том, чтобы создать совместные предприятия, проекты с использованием венгерской технологии, венгерского «ноу-хау», – отметил посол.

Андраш Барани полагает, что 2017 год был очень результативным с точки зрения взаимного торгово-экономического сотрудничества.

«Уже за первые шесть месяцев 2017 года мы удвоили двусторонний оборот и достигли 350 миллионов долларов. Поэтому у нас есть все основания ожидать очень хорошего результата к концу 2017 года. По статистике 2016 года Венгрия была единственным торговым партнером, с которым у Казахстана вырос товарооборот. Рост у нас здесь на 16%, общий объем – 188 миллионов долларов», – сказал посол.

При этом он считает, что венгры сохраняют интерес к посещению Астаны. Любим путешествовать, любим открывать себе новые маршруты. постоянно встречается c венграми в Астане, и это «не просто эффект ЕХРО», когда выставка привлекла в летние месяцы туристов.

«И сейчас в морозы я встречаю венгров на Байтереке и в других местах», – считает Андраш Барани.

По данным нашего туристического агентства тоже зарегистрирован существенный рост, и я думаю, в суровую астанинскую зиму астанчанам тоже можно будет приехать к нам и погреться на наших курортах, наших термальных водах, поэтому в этом однозначно есть перспектива. Прямой рейс плюс безвизовый режим для венгерских граждан существенно поспособствовал развитию этого направления», – добавляет он.

Кроме того, Андраш Барани сообщил о том, что с 2018 года венгерские вузы выделяют 200 образовательных грантов для казахстанских студентов с предоставлением бесплатной медицинской страховки и проживания в общежитии. Соответствующее соглашение между Венгрией и Казахстаном было подписано в 2013 году, но с 2017/18 учебного года это число возрастает в пять раз.

«С 2017 года мы существенно увеличили количество правительственных стипендий, предоставляемых Венгрией казахстанским студентам, желающим обучаться у нас. Мы подписали с министерством образования и науки Республики Казахстан новое соглашение, согласно которому увеличено количество грантов с 40 до 200, и я думаю, что это существенный скачок. Учебный 2017/18 год был первым, когда мы объявили новые условия, и буквально на днях фонд «Темпус», который отвечает за координацию этой стипендиальной программы, объявил конкурс уже по подаче заявок на 2018-2019 годы», – сказал он.

Посол выразил надежду, что через лет пять 200 казахстанцев вернутся в Казахстан.

«Это не бескорыстная с нашей стороны программа, потому что я уверен: если молодые казахстанцы проведут в Венгрии три года или пять лет, то они влюбятся в нашу страну, и когда вернутся в Казахстан, зная венгерский язык и познакомившись с нашей культурой, станут настоящим мостом между нашими странами. Они будут истинными послами Венгрии в Казахстане и Казахстана в Венгрии, поэтому я очень благодарен за ваш интерес. Надеюсь, что через лет пять первые 200 казахстанских студентов вернутся в Казахстан, и некоторые из них будут работать в нашем посольстве и будут приносить пользу как Казахстану, так и Венгрии», – сказал он.

На программу бакалавриата казахстанские студенты могут поступить по направлениям: искусство, гуманитарные науки, машиностроение, сельское хозяйство, информационные технологии, туризм, музыка, славистика.

По программам магистратуры казахстанские студенты могут освоить гуманитарно-технические науки, сельское хозяйство и искусство. Также Венгрия предоставляет 20 грантов по программе докторантуры по всем направлениям.

Заместитель директора департамента юридической службы и международного сотрудничества МОН РК Акерке Абылайхан уточнила, что грант предусматривает покрытие расходов на обучение, проживание в общежитии, медицинскую страховку. А также программа предусматривает ежемесячную стипендию. Казахстанцы смогут обучаться на английском или венгерском языке с соответствующими требованиями к их знанию.

«На программу бакалавриата могут подать заявки только те, кому будет 18 лет на момент учебы и старше. Это рожденные до 2000 года. До 16 февраля всем претендентам необходимо пройти онлайн-регистрацию на сайте «Темпуса». Документы нужно подать до 23 февраля в Центр международных программ, который занимается реализацией программы стипендии «Болашак». Более подробная информация размещена на сайте ведомства», – сказала Акерке Абылайхан.

Также она сообщила, что со стороны Казахстана венгерским студентам также предоставляется 45 грантов в казахстанских вузах, в том числе 20 – на бакалавриат, 20 – на магистратуру и пять – на докторантуру.

«В рамках соглашения, подписанного в 2013 году, предусмотрен эквивалентный обмен студентами. Казахстан предоставляет 45 грантов. Для поступления в Назарбаев Университет необходимо пройти процедуру поступления, так как это автономный вуз, и у них есть свои правила, которым должны соответствовать иностранные граждане», – сказала она.

Г-жа Абылайхан отметила, что на сегодняшний день в Казахстане обучается 13 тысяч иностранных студентов.

«Казахстан нацелен стать образовательным хабом, поэтому все университеты работают в направлении привлечения потока студентов не только за счет образовательных грантов, предоставляемых Казахстаном, но и на платной основе», – сказала она.

Жанболат Мамышев

Город ЕХРО 2017 ждет угля

Астане понадобится более трех миллионов тонн угля.

21 Сентябрь 2017 19:43 5251

Город ЕХРО 2017 ждет угля

Такие прогнозные потребности в традиционном топливе на новый отопительный сезон выведены из прошлогоднего опыта: в сезоне 2016/17 было использовано 3,2 миллиона тонн угля. На текущую дату, по сообщению управления энергетики Астаны, на столичных станциях создан нормативный 20-суточный запас топлива. При этом запасы угля АО «Астана-Энергия» составляют  351806 тонн, в том числе на ТЭЦ-1 – 36766 тонн, на ТЭЦ-2 – 315040 тонн. Для того чтобы обеспечить бесперебойную поставку твердого топлива в грядущий отопительный сезон, столичное управление предпринимательства разослало письма с информацией о потребностях столицы на все крупнейшие месторождения.

«Этот объем (3,2 миллиона тонн) потребили в основном ТЭЦ, крупные и малые предприятия. От этого общего объема 20% потребило население», – цитирует руководителя отдела развития промышленности городского управления предпринимательства Азамата Рашитова медиацентр акимата Астаны.

Розничной реализацией угля населению занимаются около 30 крупных и малых предприятий. Средняя цена тонны топлива по городу составляет 11500 тенге в зависимости от месторождения.

В акимате обещают помочь всем нуждающимся в приобретении угля. Помощь на приобретение твердого топлива оказывают пенсионерам по возрасту, инвалидам и детям-инвалидам, проживающим в частных жилых домах с печным отоплением, при наличии дохода, не превышающего трех прожиточных минимумов (около 73 тысяч тенге).

За два прошедших отопительных сезона городские власти помогли 1262 заявителям приобрести уголь на общую сумму 21,33 миллиона тенге, то есть помощь была оказана менее чем 700 семьям в сезон.

«К примеру, если в семье зарабатывает только один человек, его заработная плата составляет 200 тысяч тенге. При разделении этих денег, скажем, на пятерых, то есть на каждого члена семьи, эта сумма окажется не более 73 тысяч, то, соответственно, заявитель может обратиться к нам за помощью», – сообщала ранее руководитель отдела государственных услуг управления занятости, труда и социальной защиты Астаны Бибинур Ахмадиева.

Отопительным сезоном считается период с октября по апрель. Если в одном доме проживают несколько лиц, имеющих право на получение помощи, компенсация выплачивается только одному из них.

Для получения социальной помощи заявителю нужно обратиться в Управление занятости, труда и социальной защиты Астаны. Документы будут приниматься с 15 октября этого года по адресу: улица Достык, 13. При себе нужно иметь копию документа, удостоверяющего личность, сведения о составе семьи, сведения о доходах лица (членов семьи), копию пенсионного удостоверения – для пенсионеров, справку об инвалидности – для инвалидов, справку об отсутствии или наличии зарегистрированных прав на недвижимое имущество. Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки, после чего подлинники документов возвращаются заявителю. На месте также заполняется соответствующее заявление.

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: