Астана поборется за авиатранзитного пассажира | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
$ 384.87 € 432.52 ₽ 6.11
Погода:
+32Нур-Султан
+26Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 259,23 Пшеница 465,40
Астана поборется за авиатранзитного пассажира

Астана поборется за авиатранзитного пассажира

6671 30 Январь 2017 20:01

Столичный аэропорт не использует по максимуму свои возможности по обслуживанию азиатских туристов, летящих в Европу.

Астана поборется за авиатранзитного пассажира

Автор: Жанболат Мамышев

Реконструкцию международного терминала аэропорта Астаны планируется завершить в мае 2017 года. Как сообщил председатель правления АО «Международный аэропорт Астана» Паоло Ричиотти, первые рейсы новый терминал должен будет обслужить уже 1 июня. А 10 июня в Астане официально откроется международная выставка ЕХРО 2017, которая продлится до 10 сентября. На время выставки над столичным аэропортом будет работать режим «открытого неба», что вкупе с безвизовым режимом для краткосрочных поездок для граждан 34 стран Организации экономического сотрудничества и развития, а также 10 стран-крупнейших инвесторов в РК, должно привлечь до полумиллиона иностранных туристов в столицу. Кроме того, по мере открытия регулярных международных рейсов из Астаны в новые города Азии и Европы увеличиваются потенциальные возможности столицы по обслуживанию и транзитных иностранных пассажиров. Именно на этом, считает г-н Ричиотти, и должна сконцентрироваться деятельность столичного аэропорта и авиакомпаний.

«AirAstana обслужила в 2016 году 300 тыс. транзитных пассажиров, но только 30 тыс. из них через Астану. То есть как мы собираемся увеличивать траффик? Как вы знаете, в «Нурлы жер» отмечено, что Астана должна стать хабом и главным финансовым центром в Центральной Азии. Есть коммерческие права в Астане, которые на данный момент не используются в полной. Например, 25 рейсов в Китай не используются, 10 – в Индию, 14 – в Японию, 7 – в Гонконг, то есть у нас с коммерческими правами проблем нет. У нас проблема с авиакомпаниями и пассажирами», – сказал он на выездном заседании рабочей группы по проекту закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования воздушного пространства и деятельности авиации».

По его данным, Air Astana обслужила в 2016 году 300 тыс. транзитных пассажиров (+18% к 2015 году), но только 30 тыс. из них совершили пролет через Астану. В целом по республике было обслужено 12,5 млн пассажиров, включая иностранцев, а столичный аэропорт обслужил 3,546 млн человек. Однако это очень скромные цифры для развития аэропортов. Фактически в среднем на одного казахстанца приходится всего порядка 0,6 перелета в год. В России эта цифра составляет 0,7, в Индии – 0,1, но на фоне многомиллионного населения абсолютные цифры позволяют аэропортам и авиакомпаниям этих стран обслуживать большие массы местных и транзитных пассажиров. В Казахстане численность населения не позволяет аэропортам и авиакомпаниям надеяться на большие заработки с обслуживания местного населения, конечно, если не повышать тарифы на небольшом рынке. Но, находясь между Европой и Азией, республика может заработать на транзитном пассажире.

«10 лет назад Казахстан был известен тем людям, которые добывают нефть. Сегодня Казахстан присутствует в мировой повестке дня. Если продолжать этот тренд, то здесь будет финансовый центр. Но большие цифры будут приходить из транзитного потока. Не забывайте, что в двух часах полета на Восток у нас 250 млн китайских пассажиров, которые хотят лететь в Европу, США и так далее. Им нужно откуда-то лететь. Сегодня они летят назад в Пекин или Шанхай. Астана имеет идеальное расположение, поскольку находится на полпути», – объясняет Паоло Ричиотти.

По его словам, Air Astana собирается увеличить траффик пассажиров с 300 тыс. в 2016 году до 1,2 млн пассажиров к 2020 году.

«Я могу вам сказать, что с июня этого года Air Astana добавит 20 дополнительных рейсов через аэропорт Астаны. Мы также консультируемся со SCAT: они планируют базироваться здесь, в аэропорту Астаны. Они видят потенциал аэропорта как стыковочного, – рассказал глава столичного аэропорта. – Что касается международных авиакомпаний, то у нас есть планы польской LOT по открытию 4 рейсов в неделю с мая, Finnair – 2 рейса в неделю из Финляндии, но только на июль-август на период проведения ЕХРО, и мы также встречаемся с Air China – 3 рейса из Пекина. Более того, в марте мы будем встречаться с японскими представителями об увеличении их рейсов в Астану».

Потенциально даже небольшая часть от обслуживания потока в 250 млн китайских авиапассажиров могла бы всерьез пополнить бюджеты казахстанских игроков воздушного рынка. Пока же столичный аэропорт с трудом справляется даже с текущим потоком. В пиковые часы – с 3:30 до 7:00, аэропорт Астаны, имея 6 международных «гейтов», уже обслуживает 8 международных рейсов. Вкупе с проведением ЕХРО 2017 и введением безвизового режима посещения Казахстана гражданами десятков стран столичному аэропорту потребуется серьезная модернизация.

Международных пассажиров обслужит новый терминал
Для решения этих задач ведется строительство международного терминала столичного аэропорта, пропускная способность которого составит 8,2 млн человек в год. Общая площадь терминала составляет 47 тыс. квадратных метров. Генеральным подрядчиком строительных работ по новому терминалу является швейцарско-албанская компания Mabco Constructions, относящаяся к холдингу Mabetex Group.

В результате осуществления проекта пропускная способность столичного аэропорта возрастет до 8,2 млн человек ежегодно. Пропускная способность действующего терминала аэропорта Астаны составляет 3 млн пассажиров в год.

В новом терминале будут одновременно действовать 6 автоматических «рукавов» – аналогичное число задействовано в старом терминале.

«Мы создали соединение между терминалами, чтобы можно было поставить воздушное судно международного рейса в старом терминале, провести пассажиров в новый терминал и обслужить их там. С этим решением вместо того, чтобы иметь 6 «гейтов» международных и 6 «гейтов» внутренних, мы потенциально можем иметь потенциально 12 международных «гейтов» либо 12 внутренних. То есть максимально использовать имеющиеся возможности. С помощью местного терминала мы делаем переходную галерею, через которую они могут пройти в международный терминал и пройти паспортный, таможенный контроль и получить багаж», – сообщил Паоло Ричиотти.

В новом терминале будет автоматизированная выдача багажа – каждая из трех багажных лент может одновременно обслуживать до трех рейсов. В терминале будет функционировать 18 стоек регистрации. На выходе из терминала будут работать 14 стоек пограничного контроля, а на входе – 28 стоек паспортного контроля. В новом терминале будет расположена VIP-зона лаундж с офисами, компьютерами и Wi-Fi. Также в последней будут расположены ресторан со шведским столом, душевые кабины, туалеты и сауна.

«То есть пассажиры, которые летят в дальние поездки, могут освежиться», – сказал глава аэропорта.

В настоящее время в здании терминала начинаются отделочные работы, а также установка компьютерных систем, системы выдачи багажа и таможенного досмотра.

В ближайшие дни аэропорт планирует определить победителей конкурса на использование коммерческих площадей нового терминала, которые составляют 1330 квадратных метров, в том числе площади по зоне питания в 1140 квадратных метров на пятом уровне терминала.

«Они смогут начать работать по отделке, чтобы к маю уже закончить», – сказал он.

При этом глава аэропорта отмечает, что устанавливаемая в Астане система безопасности нового терминала Rapiscan 3 tomographic x-ray отвечает требованиям по безопасности, которые вступят в Евросоюзе с 2020 года.

«То есть мы на 4 года опережаем стандарты Евросоюза», – сказал Паоло Ричиотти.

DHL откроет базу в Астане?
Но на фоне этих радужных планов есть и облака. По мнению членов рабочей группы, среди причин ухода из Астаны Lufthansa Cargo называлось в том числе отсутствие дополнительной взлетно-посадочной полосы. Однако Паоло Ричиотти полагает, что столичный аэропорт поборется и за грузовой траффик: грузооборот через Астану в 2016 году вырос на 28%, до 10 тыс. тонн, что наглядно говорит об огромном потенциале.

«Исторически аэропортом, через который перевозились грузы, был Алматы. Причина роста грузового потока здесь (в Астане – прим. автора) потому, что создали новый таможенный пункт возле грузового терминала. Также мы сейчас создаем дополнительно 11 тыс. квадратных метров в грузовом терминале, и возле него планируем построить грузовую деревню для отправителей груза. Мы ведем переговоры с такими компаниями, как DHL, чтобы они могли открыть базу в Астане. Я думаю, мы уже близки к соглашению с ними, – отметил г-н Ричиотти. – Вопрос с Lufthansa больше был связан с топливом, потому что Lufthansa до пор выполняет рейсы. Мы сейчас пытаемся решить вопрос по расходам на топливо. Я уверен, что вы слышали и читали в прессе, что топливо в аэропорту Астаны довольно дорогое. Нам удалось получить квоту в НПЗ Казахстана. Мы сейчас ведем переговоры с ИАТА, чтобы создать условия для корректной цены на топливо. Это также повлияет на привлекательность для перевозчиков».

Главный риск же для столичного аэропорта при выполнении этих «наполеоновских» планов несет взлетно-посадочная полоса. В первоначальном ТЭО реконструкции терминала была заложена также реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП), магистральных рулежных дорожек и перрона.

«Общая стоимость (строительства международного терминала – прим. автора) была 60,3 млрд тенге. К сожалению, из-за девальвации нам пришлось исключить из проекта (взлетно-посадочную – прим. автора) полосу. На данный момент ТЭО корректируется, и мы сказали, что можем отложить реконструкцию ВПП при условии, что какой-то ремонт будет проведен на полосе. Существующая полоса была построена в 2003 году. В этой части мира из-за температурных условий полосы обычно служат от 8 до 10 лет, а сейчас прошло уже 13 лет, – сказал глава аэропорта. – Этот ремонт, который мы планируем провести, включает в себя покрытие полосы пропиточным материалом компонентом, который заполнит микротрещины на полосе и который не повлияет на коэффициент сцепления с полосой».

В случае выполнения такого ремонта ВПП сможет прослужить еще как минимум 2 года.

«Мы уже с компанией КТЖ (АО «Казахстан Темир Жолы» - прим. автора) обсуждали, чтобы инициировать совещание по полосе, конечно, с участием комитета гражданской авиации, «Казаэронавигации», КТЖ и министерства по инвестициям и развитию. Нам нужно очень быстро осуществить эту работу, потому что окно для работ по полосе будет открыто начиная с теплого сезона 2018 года. От настоящего момента до начала работ нужно провести встречу по реконструкцию. По моему мнению, нам нужно собрать группу экспертов, которые проведут оценку о том какое решение будет наилучшим с экономической и производственной точки зрения для аэропорта, – рассказал Паоло Ричиотти. – Потом на основании этого сделать ТЭО и организовать финансирование. То есть с конца января у нас всего 13 месяцев осталось. Очень сжатые сроки. Если мы не начнем реконструкцию с теплых месяцев 2018 года, то мы не сможем закончить работу в 2018 году и надо будет продолжить работу в 2019 году. Также потребуется время на сертификацию. И это не только аэропорт, а столичный аэропорт, аэропорт президента, военный аэропорт, и мы должны быть абсолютно эффективными».

Жанболат Мамышев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: