Астанчане увидят "Собор Парижской Богоматери" в духе минимализма 60-х годов

8064

24 и 25 июня "Астана Опера" подарит горожанам прославленный балет Мориса Жарра "Собор Парижской Богоматери" в постановке французского хореографа Ролана Пети. 

Астанчане увидят "Собор Парижской Богоматери" в духе минимализма 60-х годов

О том, как идет подготовка, рассказали в самом театре.

Спектакль будет таким же, каким создал его в 1965 году легендарный французский хореограф Ролан Пети. Постановка в точности воспроизводит его хореографию (балетмейстер-постановщик – Луиджи Бонино), сценографию Рене Алльо (ее перенес в столичный театр Жан-Мишель Дезире), а художник по костюмам Филипп Бино воссоздал костюмы знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана.

Не все то золото, что блестит

Разбив балет на 13 эпизодов, Ролан Пети и его постановочная команда преподнесли его публике в духе "минимализма" 60-х годов. Это коснулось и драматургии, и хореографии, и сценографии, и костюмов. Привыкший к роскошным декорациям классических балетов столичный зритель на этот раз будет удивлен: длинные, широкие подиумы, демонстрирующие глубину сцены, колокол, контуры собора, зарисовки Парижа на заднике и виселица – вот, пожалуй, и все, что он увидит на сцене.   

"Когда художник думал над тем, каким будет "Собор…", он сидел в баре и пил кофе. Затем вылил несколько капель на поверхность стола и спичкой начал рисовать свою будущую задумку, которая впоследствии стала шедевром", – рассказывает Жан-Мишель Дезире, работавший с Пети и его командой.

Руководитель художественно-производственного комплекса Виктор Караре говорит, что единственное изменение, которое позволил себе внести в сценографию Рене Алльо театр – это увеличение масштаба подиумов, поскольку сцена "Астана Опера" больше, чем в Парижской опере. Прежде чем их изготовить, в управлении реализации сценографических проектов и постановочных работ более месяца создавали чертежи.

Определенная часть декораций делалась за рубежом нашими партнерами – театральными ремесленниками с многовековыми традициями.

"В Италии есть большие мастера – театральные художники, поэтому основная часть росписи декораций была сделана там", - отметил Жан-Мишель Дезире.    

Знаменитый колокол, на котором во втором акте раскачивается Квазимодо, уже прибыл в Астану из Италии. Конструкция отлита из стеклопластика, а весит она около 350 килограммов. В спектакле задействованы верхняя и нижняя машинерия, что позволит на глазах публики произвести смену декораций.  Для того чтобы приблизиться к оригиналу, в постановке используют приборы, которыми освещали спектакль полвека назад.

А я в моду войду

Прославленный кутюрье Ив Сен-Лоран придумал для "Собора…" костюмы, которые и сейчас могла бы надеть самая капризная модница. А тогда они возмутили весь французский бомонд – маленькие трапециевидные платья на шнуровке, мужчины в прямоугольных куртках и трико… Художник был уверен, что именно в белом и лиловом платьях-мини должна выходить покоряющая всех мужчин красавица Эсмеральда.

Ассистент художника по возобновлению костюмов Асель Досмуратова специально ездила во Францию, чтобы ознакомиться с культурой этой страны, выбрать ткани. Некоторые оттенки буквально восстанавливались по паспортам тканей французского спектакля.

Образы, созданные Ивом Сен-Лораном в балете Пети, до сих пор питают фантазию художников. Это станет понятно, когда в Прологе на сцене появятся дамы в стилизованных средневековых нарядах с трехметровыми шлейфами. Головные уборы тоже имеют преувеличенный размер, их высота – метр и выше, как у Малефисенты в одноименном фильме.

"Такие театральные костюмы с преувеличенными пропорциями шляп, рукавов и других деталей призваны показать грандиозность эпохи средневековья, передать настроение", - заметил художник Филипп Бино.

В спектакле много перемен костюмов, поэтому все они сшиты так, чтобы переодеваться было удобно и быстро. В балете принимают участие и дети. В яркой толпе  они появятся в белых просторных  рубашках.

Ив Сен-Лоран выбирал насыщенные оттенки тканей, которые ни в коем случае не должны были блестеть, это было главное правило художника в этой постановке. 

Провоцирующая хореография и блестящие танцовщики – вот и все, что нужно для грандиозного успеха, считал Пети.

Что до хореографии, то здесь минимализм проявился в количестве главных персонажей, их четверо – Квазимодо, Эсмеральда, Клод Фролло, Феб. На премьере в Гранд-Опера уродливого горбуна танцевал сам Ролан Пети. На сцене "Астана Опера" эту партию, характеризующуюся угловатой изломанной пластикой, представят Бахитяр Адамжан и Рустем Сейтбеков. В роли Эсмеральды выступят  Мадина Басбаевва и Айгерим Бекетаева, Клод Фролло – Серик Накыспеков, Газиз Рыскулов, Феб – Жандос Аубакиров, Арман Уразов. 

Перенес хореографию французского постановщика на казахстанскую сцену его большой друг и ассистент Луиджи Бонино. Спектакль – не  пустой набор жестов, не на показ оригинальности, у каждого движения есть задача, цель, в сюжете раскрывается драма человеческих отношений. Хотя принято считать главной героиней Эсмеральду, Ролан Пети выделил Квазимодо. Урод с душою ангела – самый чистый и самый светлый персонаж. Его танец сложен и, на первый взгляд, не очень красив, но зато полон настоящего драматизма. У танцовщика не будет ни бутафорского горба, ни безобразного лица – все решено пластикой. 

Особую роль в этом спектакле играет кордебалет. На нем лежит огромная ответственность по созданию атмосферы и стиля. Задействована почти вся труппа, с кордебалетом отдельно работает замечательный профессионал – Джиллиан Виттингем, которая переносила постановку массовых сцен этого балета во все мировые театры, включая Ла Скала и Парижскую оперу.

Роль кордебалета такая же важная, как и у главных персонажей, и он активно действует: толпа то изумляется уродству Квазимодо, то молится в церкви, то радуется спасению Эсмеральды, то требует ее казнить. Джиллиан Виттингем рассказывает, что та синхронность, которой маэстро придавал особое значение, достигается непросто.

"Труппа работает очень хорошо, балет трудный, потому что музыка сложная, но артисты все же справляются. Я стараюсь добиться качественного исполнения. Как много лиц приходится примерять на себя кордебалету и представлять их на протяжении всего балета! Во втором акте он играет особенно значимую роль как в развитии сюжета, так и в создании атмосферы всего спектакля", - заметила Виттингем.

Сцена осуждения, когда танцовщики в черных костюмах гневно кричат "Повесь!" заставляет вспомнить другую историю, в которой такая же толпа кричала "Распни!".

Может показаться, что движения артистов в балете Ролана Пети похожи на угловатую пластику марионеток. Джиллиан Виттингем объясняет, что хореография, являясь частью музыкальной партитуры, зависит от музыки, которая требует движений определенного характера и ритма. Например, во время сцены молитвы, сцены падших женщин, танцующих в таверне, представлен один характер движений, в других сценах – совершенно иной. 

Может показаться, что движения артистов в балете Ролана Пети похожи на угловатую пластику марионеток. Джиллиан Виттингем объясняет, что хореография, являясь частью музыкальной партитуры, зависит от музыки, которая требует движений определенного характера и ритма. Например, во время сцены молитвы, сцены падших женщин, танцующих в таверне, представлен один характер движений, в других сценах – совершенно иной. 

 Несмотря на то, что "Собор…" относится к неоклассическому стилю, для того, чтобы станцевать этот балет, нужно быть хорошо подготовленным классическим артистом.

"Существует разница между классическим и современным балетами. В классическом танце вся энергия держится внутри, в "Соборе Парижской Богоматери", то, над чем приходится особенно много работать артистам", – энергия должна выходить наружу. Артистам нужно отдавать 100% своей энергии, -  рассказала Джиллиан Виттингем.

Музыка оскароносца

Этот спектакль отличает не только необычный хореографический стиль, но и красивейшая музыка Мориса Жарра. Дирижер-постановщик Арман Уразгалиев говорит, что для оркестра "Астана Опера" это непривычная партитура.

"Как правило, театральные партитуры более понятные, здесь же существует сложность в том, что идет постоянная смена размеров в метроритмическом соотношении. Также интересен состав оркестра - три арфы (!), орган, челеста, огромное число ударных. Так, у нас в оркестре  их 5, а в этом балете задействовано минимум  11. Я думал, почему так,  оказалось, что Морис Жарр первую специальность получил по классу ударных инструментов и композиции. В партитуре есть сцены, передающие городской дух, они имеют характер фантасмагории, это нечто сюрреалистическое, но наряду с ними встречается и нежная, трепетная музыка в дуэтах Эсмеральды и Квазимодо", - отметил маэстро. 

Композитор Морис Жарр, известный создатель саундтреков к фильмам, уделял большое внимание электронной музыке. Получил большое количество наград –  лауреат трёх премий "Оскар" (1963, 1966 и 1985), премии Грэмми (1967) и четырёх премий "Золотой глобус" (1966, 1985, 1989 и 1996) за музыку к фильмам. Он автор пяти балетов. 

Саян Абаев по материалам пресс-службы "Астана Опера"

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться