"Атамекен": Необходимо продлить мораторий на проверки МСБ до 2024 года

1367

Сегодня, 25 мая 2022 года, по итогам заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП "Атамекен" под председательством Каирбека Сулейменова кабмину была рекомендована возможность рассмотреть продление моратория на проверки МСБ в Казахстане до 2024 года.

"Атамекен": Необходимо продлить мораторий на проверки МСБ до 2024 года

Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей обратился с рекомендацией к правительству о рассмотрении возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года. В НПП считают, что сегодня есть все экономические основания для продления действия указа главы государства № 229 от 26 декабря 2019 года. Кроме этого, такое решение полностью соответствует требованиям Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы, а также Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, передает inbusiness.kz со ссылкой на atameken.kz.

Сегодня, 25 мая 2022 года, по итогам заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП "Атамекен" под председательством Каирбека Сулейменова кабмину была рекомендована возможность рассмотреть продление моратория на проверки МСБ в Казахстане до 2024 года.

В Национальной палате считают, что введенный три года назад президентом мораторий на проверки МСБ позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. Однако, отмечают в НПП, нарушение должностными лицами порядка назначения и проведения проверок, самовольное расширение пределов госконтроля, ненадлежащий внутренний и внешний анализ соблюдения ими законности сформировали административные барьеры для предпринимательской деятельности и ограничили использование потенциала указа. В НПП заявляют, что, несмотря на прекращение или сокращение государственными органами проверок в 2020 году, в 2021-м было выявлено 1035 фактов необоснованного назначения и проведения проверок.

Чтобы снизить коррупционное давление на бизнес, в 2021 году законодательством было закреплено, что госконтроль и надзор за предпринимательской деятельностью проводится исключительно для защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также обороноспособности и национальной безопасности.

"Но вышло так, что контролирующие органы самовольно расширили пределы государственного контроля. Для достижения своих ведомственных интересов контрольно-надзорные органы стали вольно толковать случаи, которые потенциально могут привести к причинению вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, так как на законодательном уровне понятие "массовая угроза жизни и здоровью населения" не раскрыто. Ситуацию осложнило и разъяснение министерства национальной экономики о том, что "массовость угрозы" каждым госорганом определяется самостоятельно, что и повлекло широкую нормотворческую инициативу министерств, в которой преобладали ведомственные интересы. Многочисленные нарушения прав предпринимателей госорганами подтверждаются судебной практикой обжалования их действий", – подчеркнул председатель совета Каирбек Сулейменов.

Во время работы совета отмечено, что в 2021 году суды признавали  необоснованными или незаконными каждое второе обжалованное действие или акт госорганов. Акиматами наибольшее количество незаконных требований выносились по: земельным вопросам, архитектуре и градостроительству – 60%, государственным закупкам – 51% и ряду других. Среди центральных государственных органов наибольшее количество незаконных решений принимали налоговые и таможенные службы министерства финансов. Судами признано незаконными 62% их обжалованных действий. Нарушение прав предпринимателей обусловлено системными организационными просчетами, а неправильно выбранные приоритеты контроля за поступлением налогов и других платежей в бюджет не позволяют на должном уровне обеспечить баланс экономических интересов государства и налогоплательщиков, провозглашенный законодательством, отмечает совет.

Принятым в декабре 2021 года законом о внедрении новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности закреплено, что регулирование бизнеса будет осуществляться исключительно для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и нацбезопасности. Нормы закона уже вступили в силу. Однако в общественном питании 41,6% действующих требований не соответствуют новому законодательству, в торговле – 28,6%, на железнодорожном транспорте – 23,4%, на водном транспорте – 10%.

"Сложившаяся правовая коллизия требует проведения трансформации государственной контрольно-надзорной деятельности или введения моратория на применение административной ответственности по отдельным группам правонарушений, затрагивающих вопросы регулирования предпринимательской деятельности. В этой связи совет рекомендует правительству рассмотреть вопрос о возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 2024 года", –  заявил председатель совета Каирбек Сулейменов.

Также совет сформировал ряд рекомендаций для министерств, Генеральной прокуратуры, агентств и региональных филиалов НПП:

1. Министерству национальной экономики Республики Казахстан:

1) в рамках реализации Закона Республики Казахстан от 30.12.2021 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан" до приведения в соответствие нормативно-правовых актов, контролирующих и надзирающих органов с новыми базовыми условиями регулирования предпринимательской деятельности и формирования реестров обязательных требований, предусмотренных статьей 83-1 Предпринимательского кодекса, рассмотреть возможность временного ограничения или введения моратория на привлечение к административной ответственности субъектов бизнеса за нарушения установленных регуляторных требований их деятельности;

2) с учетом проведенного Верховным судом и Генеральной прокуратурой анализа судебной практики при рассмотрении жалоб субъектов бизнеса на действия государственных органов разработать алгоритм трансформации контрольно-надзорной деятельности, обеспечивающей неукоснительное соблюдение прав и интересов предпринимателей.

2. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:

1) опротестовать:

            – приказ министерства сельского хозяйства от 26.07.2021 г. № 223 "Об утверждении рекомендаций по критериям массовой угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку в области земельных отношений";

            – приказ министерства здравоохранения № КР-ДСМ 36 от 28.04.2021 г. "Об утверждении санитарных правил "Санитарно-эпидемиологических требований к объектам по производству пищевой продукции";

            – приказ министерства индустрии и инфраструктурного развития от 26.03.2021 г. № 134 "Об утверждении рекомендаций местным исполнительным органам государственного архитектурно-строительного контроля по определению термина "массовая угроза";

            – приказ министерства образования и науки от 22.04.2021 г. № 178 "Об утверждении перечня нарушений, представляющих потенциальную массовую угрозу жизни и здоровью участников образовательного процесса, а также прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности" – в части признания перечня  ситуаций и фактов, представляющих массовую угрозу для жизни и здоровья граждан, как изданные с превышением их компетенции, формирующие административные барьеры для предпринимательской деятельности и ограничивающие применение указа президента Республики Казахстан № 229 от 26.12.2019 г.;

2) проверить на соответствие законодательству, в том числе регулирующему осуществление государственного контроля, изданные председателем комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан 05.09.2019 г. "Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными" и утвержденные приказом председателя комитета государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан от 06.01.2017 г. № 6 "Методические рекомендации по проведению налоговых проверок" на предмет соответствия их законодательству и возможности формирования организации контрольной работы территориальных подразделений, повлекшее обширную судебную практику признания их действий и решений незаконными.

3. Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции:  с учетом выводов Верховного суда и Генеральной прокуратуры о распространенности судебного удовлетворения жалоб субъектов бизнеса на действия налоговых, таможенных служб и подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением правил проведения государственных закупок, провести внешний анализ коррупционных рисков в министерстве финансов Республики Казахстан на предмет выявления причин нарушения прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных и регуляторных функций и выработки мер по устранению нарушений законодательства в их деятельности, создающих благоприятную почву для коррупционных проявлений.

4. Региональным палатам предпринимателей совместно с заинтересованными государственными органами в связи с завершением в 2022 году действия указа президента Республики Казахстан № 229 от 26.12.2019 г. организовать мониторинг за его соблюдением и широкое обсуждение его результатов при проведении единого дня отчета, предусмотренного ст. 131-1 Предпринимательского кодекса. Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций просим представить в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" к 1 августа 2022 года.

Материалы заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП направить для сведения в администрацию президента РК и правительство Республики Казахстан.