Приморский районный суд Новороссийска постановил приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, компания с участием России и Казахстана) с 5 июля на 30 суток, передает inbusiness.kz.
Причиной стало то, что Ространснадзор выявил экологические нарушения на производственных объектах КТК. Проверка состоялась 6 мая по поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко, спустя месяц был составлен протокол.
"Каспийский трубопроводный консорциум действует в рамках правового поля Российской Федерации и вынужден исполнить решение суда. Решение будет обжаловано в соответствии с установленным законодательством порядком", ‒ сообщили в компании.
Крупнейшими акционерами КТК являются "Транснефть" (24%) и казахстанский "КазМунайГаз" (19%).
Напомним, 22 марта во время сильного шторма были повреждены выносные причальные устройства. 23 марта погрузка нефти на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума была олностью остановлена.
В конце марта КТК сообщил о выявлении повреждения "в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов" третьего выносного причального устройства (ВПУ-3).
Помимо того, были обнаружены повреждения девятого и 13-го шлангов внутреннего рукава ВПУ-2.
"Указанные повреждения являются критическими и не позволяют обеспечить безопасную эксплуатацию устройства", ‒ сказали в компании.
Эксплуатация ВПУ-2 и ВПУ-3 была приостановлена.
Министр энергетики Болат Акчулаков опроверг предположения о возможной диверсии на Каспийском трубопроводном консорциуме.
В конце апреля арбитражный суд Краснодарского края оштрафовал Каспийский трубопроводный консорциум на 5,3 млрд рублей (32,1 млрд тенге по курсу на 27 апреля) по иску Росприроднадзора за разлив нефти.
В КТК отметили, что у компании есть аварийный комплект для замены необходимых шлангов, но предупредили о затруднениях при контрактовании поставок запчастей ВПУ из-за санкций. Из-за этого объем прокачки нефти может сократиться втрое от заявок грузоотправителей, не исключали в компании.
Специалисты Росприроднадзора тогда не выявили следов разлива нефти в море. Спустя месяц после аварии КТК возобновил работу ВПУ-3 и перевалку сырья.
По трубопроводу Тенгиз ‒ Новороссийск протяженностью 1511 километров поставляется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами. Стоит отметить, что КТК не находится ни под санкциями ЕС, ни США.
Что сказал Президент?
Сегодня в полдень Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев провел совещание по развитию транспортно-транзитного потенциала.
Касым-Жомарт Токаев отметил особую роль транспортно-логистической отрасли в казахстанской экономике. По его словам, эта сфера имеет важное значение для активизации взаимодействия регионов.
Тем не менее, геополитическая ситуация и санкционное противостояние привело к разрыву традиционных транспортно-логистических цепочек.
По мнению Президента, требуется принять комплекс мер для обеспечения безопасного и бесперебойного экспорта отечественной продукции. Глава государства подчеркнул, что необходимо сохранить лидерство нашей страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб.
С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.
Касым-Жомарт Токаев поручил принять меры по укреплению железнодорожного парка и проведению капитального ремонта путей.
– Необходимо делать упор на развитие отечественного железнодорожного машиностроения. Определенные заделы есть. Надо активно поддержать казахстанских производителей, – сказал он.
Президент считает необходимым осуществить масштабную модернизацию национальной компании "Қазақстан темір жолы".
– Возможно, пришло время трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это расширит мандат и задачи КТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, – заявил Глава государства.
Особое внимание в выступлении Президент уделил развитию морских перевозок.
– Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь другое время. Перед Правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Концептуально согласен, что требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау, – подчеркнул Глава государства.
Еще одной важной задачей Касым-Жомарт Токаев назвал диверсификацию поставок нефти.
– Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю "КазМунайГазу" проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с "Самрук-Казына" следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, – отметил Президент.
Развитие автодорожной инфраструктуры также остается приоритетом. Глава государства полагает, что в первую очередь следует своевременно и качественно завершить реконструкцию уже начатых магистральных маршрутов (Актобе – Кандыагаш – Макат, Атырау – Астрахань, Алматы – Караганда и Талдыкорган – Усть-Каменогорск).
Кроме того, Правительству поручено до конца года полностью автоматизировать процесс таможенного оформления и пограничного контроля.
"КазМунайГазу" поручено проработать Транскаспийский маршрут для нефти
Еще одной важной задачей Касым-Жомарт Токаев назвал диверсификацию поставок нефти.
– Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю "КазМунайГазу" проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с "Самрук-Казына" следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, – отметил Президент.
Развитие автодорожной инфраструктуры также остается приоритетом. Глава государства полагает, что в первую очередь следует своевременно и качественно завершить реконструкцию уже начатых магистральных маршрутов (Актобе – Кандыагаш – Макат, Атырау – Астрахань, Алматы – Караганда и Талдыкорган – Усть-Каменогорск).
Кроме того, Правительству поручено до конца года полностью автоматизировать процесс таможенного оформления и пограничного контроля.
Экспорт казахстанской нефти через КТК вновь идет в штатном режиме
Через час пресс-служба Министерства энергетики РК сообщила, что экспорт казахстанской нефти через трубопроводную систему АО "КТК-Р" осуществляется в штатном режиме.
"Учитывая непрерывный цикл производственного процесса, АО "КТК-Р" обратилось в суд с ходатайством о приостановлении исполнения постановления судьи. Консорциум уже ведет работу с соответствующими государственными органами и ведомствами Российской Федерации по устранению документарных нарушений, указанных в предписании Ространснадзора", – говорится в сообщении пресс-службы минэнерго.