Соответствующее предложение, которое в ближайшее время будет внесено на рассмотрение национальной комиссии по модернизации экономики, глава МИР анонсировал на заседании правительства во вторник, 23 января. Женис Касымбек напомнил, что в рамках плана нации "100 конкретных шагов" предполагается переход на британскую модель государственного регулирования авиаотрасли, что позволит резко нарастить соответствие казахстанской авиации требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в части безопасности полетов.
"Уже отработаны вопросы взаимодействия с британским агентством гражданской авиации, с ним заключен меморандум о взаимопонимании, фактически мы уже готовы перенять эту наиболее передовую форму управления в мире, которая представляет собой государственную корпорацию, обеспечивающую надзор и контроль в сфере безопасности полетов", – заявил Женис Касымбек.
"Данная корпорация подотчетна департаменту транспорта Великобритании, который формирует госполитику в области гражданской авиации, показателем эффективности такой структуры является высокий уровень соответствия британских стандартов стандартам ИКАО по безопасности полетов", – добавил он.
По его сведениям, британская модель управления авиатранспортом соответствует стандартам ИКАО на 93% при среднеевропейском показателе в 76% и среднемировом – 63% (казахстанская авиаотрасль, по признанию ИКАО, достигла показателя в 74% соответствия).
"На основе совместной работы с британским агентством нами выработаны подходы по внедрению британской модели, которая предполагает внесение изменений в законодательство в части передачи определенных контрольно-надзорных функций в области безопасности полетов в новую структуру в форме национальной компании по надзору и контролю в области гражданской авиации, которая будет подотчетна министерству", – добавил министр.
По его словам, часть штатной численности в виде инспекторов перейдет в национальную компанию, за министерством же и его структурным подразделением – комитетом гражданской авиации останутся функции по формированию государственной политики в этой сфере.
"Мы внесли соответствующее предложение на имя премьер-министра, Вы дали поручение, согласно которому сегодня рабочая группа министерства национальной экономики рассматривает этот вопрос", – обратился Женис Касымбек к премьер-министру Казахстана Бакытжану Сагинтаеву.
"И мы планируем в ближайшее время вынести этот вопрос на рассмотрение нацкомиссии по модернизации экономики, хотели бы поддержки со стороны правительства", – добавил он.
В связи с этим он напомнил, что в 2016 году в стране был проведен аудит ИКАО по безопасности полетов, который подтвердил 74% соответствия казахстанских авиакомпаний требованиям ИКАО по этой линии, и на сегодняшний день Казахстан занимает 73-е место среди стран – участниц Международной организации гражданской авиации.
"В то же время мы работаем над тем, чтобы к 2020 году авиационная администрация Казахстана и авиация в целом соответствовала 80% требований ИКАО и вошла в число первых 51 авиаадминистраций мира", – подчеркнул министр.
По его словам, в настоящее время с казахстанских авиакомпаний сняты все ограничения по полетам в страны Евросоюза, и сегодня пять отечественных авиакомпаний (Air Astana, SCAT, Comlux-KZ, Kaz Air Jet и Prime Aviation) имеют права на выполнение полетов в Европу. В ноябре прошлого же года ИКАО провело аудит безопасности казахстанских аэропортов.
"Тогда (в ноябре 2017 года. – Прим. авт.) экспертная оценка проводилась по 480 вопросам, тогда как во время прохождения аудита 2009 года проверка осуществлялась по 299 вопросам, что говорит о значительном ужесточении требований ИКАО в вопросах авиационной безопасности", – подчеркнул Женис Касымбек.
"По предварительным оценкам экспертами ИКАО отмечается значительный прогресс Казахстана и ожидается, что мы серьезно улучшим показатели в рейтинге ИКАО уже в ближайший месяц. Официальные результаты будут опубликованы к 1 февраля 2018 года", – заметил он.
По его сведениям, сегодня в Казахстане работают 53 авиакомпании: 20 авиакомпаний осуществляют коммерческие воздушные перевозки, в том числе семь авиакомпаний, осуществляющих регулярные пассажирские авиаперевозки, еще 32 эксплуатанта выполняют авиационные работы, в основном в сфере сельского хозяйства.
"В государственном реестре воздушных судов зарегистрировано 913 единиц, наблюдается ежегодный стабильный рост количества воздушных судов в Казахстане – в среднем 50-60 судов, в основном за счет малой авиации, занятой на сельхозработах", – сказал глава МИР.
"В прошлом году произошло пять авиационных происшествий с человеческими жертвами, погибло 11 человек, все они произошли с воздушными судами малой авиации. К сожалению, с увеличением судов и выполняемых ими работ растет и количество авиационных происшествий – за один прошлый год физическими лицами было дополнительно приобретено и зарегистрировано 80 судов малой авиации, по трем из пяти авиапроисшествий расследования завершены, причины установлены, основные причины – человеческий фактор и отказ техники", – заключил Женис Касымбек.
Игорь Воротной