/img/tv1.svg
RU KZ
Авиакатастрофа в аэропорту Алматы: что известно о самолете и авиакомпании

Авиакатастрофа в аэропорту Алматы: что известно о самолете и авиакомпании

Проблемы с Fokker-100 у «Бек Эйр» начались не вчера.

11:02 27 Декабрь 2019 18825

Авиакатастрофа в аэропорту Алматы: что известно о самолете и авиакомпании

Автор:

Татьяна Шестакова

Фото: Максим Морозов

26 марта 2016 года в результате отказа выводящих шасси систем Fokker-100 совершил аварийную посадку в столице. На борту находились 116 пассажиров и пять членов экипажа. Никто не пострадал. Эту посадку российские СМИ впоследствии назвали удачной. Перед заходом на посадку выяснилось, что у воздушного судна не выдвигается переднее шасси. Самолет совершил шесть кругов над столицей. Сесть удалось лишь с пятого раза. Перед этим спасатели залили 200 метров взлетно-посадочной полосы пенообразователем, который смягчил посадку и не дал судну загореться. Самолет и его пассажиры не пострадали. За штурвалом был Дмитрий Родин – пилот с 35-летним стажем, вторым пилотом был Вадим Смеречанский.

Однако уже 28 марта пресс-служба комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК распространила сообщение о том, что в адрес авиакомпании «Бек Эйр» направлены указания по организации разовой технической проверки агрегатов и узлов передней и основных стоек шасси и системы уборки и выпуска шасси. Соответствующий технический акт авиакомпания должна была предоставлять в КГА МИР РК и главному центру планирования воздушного движения РГП «Казаэронавигация». Комитетом также было дано указание ГЦ ПВД РГП «Казаэронавигация» не выпускать в полеты воздушные суда Fokker-100 без вышеуказанного технического акта.

7 марта 2018 года после взлета самолета из аэропорта Актау при наборе высоты до 7000 метров сработала сигнализация об увеличении высоты в кабине. Экипаж вернулся в аэропорт Актау. По словам представителей компании, было установлено, что причиной явилось срабатывание сигнализации о высоте в кабине из-за ложного отказа системы наддува воздушного судна. Авиакомпанией был выполнен контрольный полет с набором высоты до максимального эшелона полета, где дефект не подтвердился. Воздушное судно допустили к дальнейшей эксплуатации.

12 декабря 2018 года рейс авиакомпании Bek Air по маршруту Астана – Алматы, вылетев в 03:00 по времени столицы, по технической причине «неисправность воздушного судна» вернулся в аэропорт. По информации авиакомпании, причиной стала проблема с наддувом кабины. Неисправность была устранена в 05:30. Борт планировал вылететь в Алматы, однако в 07:14 авиакомпания приняла решение об отмене рейса.

Что за самолет Fokker и как часто попадал в ЧП?

25 ноября 2015 года Austrian Airlines объявила о продаже всех самолетов Fokker за 15 млн долларов австралийской чартерной компании Alliance Aviation Services. Самолеты голландского производства начали заменять на региональные реактивные самолеты бразильского производства Embraer-195.

28 октября 2017 года нидерландская компания KLM списала региональные самолеты Fokker. Причиной назвали ставшее слишком дорогостоящим обслуживание. Кроме того, так как производство этих машин было прекращено в 1996 г., поиск запчастей для воздушных судов был довольно сложным.

В аэропорту Мехрабад иранской столицы, Тегерана, 19 марта 2019 года при приземлении загорелся самолет Fokker-100 авиакомпании Iran Air со 100 пассажирами на борту. У самолета не сработали задние колеса, из-за чего возник пожар. Судно, пытаясь открыть шасси, облетело аэропорт и приземлилось на корпус. Погибших и пострадавших нет.

В июне 2019 года у сборной Люксембурга по футболу возникли проблемы при перелете во Львов на зафрахтованном у румынской компании Carpatair Fokker-100. Во время транзитной посадки в Литве в самолете началось задымление, пассажиры почувствовали запах гари. Причиной задымления и запаха гари по предварительным данным стали проблемы с вентиляционной системой. По прилету спортсмены отказались лететь на этом самолете, однако Федерация футбола Люксембурга предоставила все тот же самолет. Вылет состоялся после переговоров юриста федерации с футболистами.

Что это за компания Bek Air и кто ею владеет?

Авиакомпания Bek Air создана в 1999 году для выполнения VIP-рейсов, так называемых business jet перевозок. Авиакомпания эксплуатировала отечественные воздушные суда типа Як-40, Ту-154, а также зарубежные ВАС-1-11, Falcon-20.

Bek Air позиционирует себя как первого в Казахстане лоукостера. Сегодня авиакомпания осуществляет регулярные полеты между регионами Казахстана. Самолеты летают из Нур-Султана и Алматы в Атырау, Актау, Актобе, Уральск, Костанай, Павлодар, Караганду, Шымкент, Кызылорду, Жезказган. Из международных рейсов – полеты в Москву.

Заявленная миссия – «обеспечить безопасные, эффективные и финансово доступные основной массе населения авиаперевозки по Республике Казахстан и за ее пределы». Для этого, согласно информации, размещенной на официальном сайте авиакомпании, и были выбраны модели воздушных судов Fokker-100, имеющие наиболее подходящую для региональных полетов конфигурацию.

По данным сайта авиакомпании, парк составляет семь самолетов типа Fokker-100 в конфигурации до 108 кресел. Это среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный голландской фирмой Fokker на базе пассажирского самолета F-28-4000.

28 августа Bek Air подписала с российской компанией «Иркут» соглашение о намерениях на приобретение 10 российских самолетов МС-21. Об этом журналистам сообщил гендиректор «Иркута» и президент «Гражданских самолетов Сухого» Равиль Хакимов.

Подготовила Татьяна Шестакова

Летать теперь дешевле, но некуда

Услуги пассажирского воздушного транспорта подешевели в сравнении с прошлым годом на 9%. При этом авиакомпании в текущем «коронавирусном» году перевезли на 40% меньше пассажиров, чем годом ранее.

15 Октябрь 2020 10:13 826

За январь-сентябрь 2020 года авиакомпании страны перевезли 3,8 млн человек – на 40,4% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Непосредственно в сентябре авиаперевозки составляли 608,5 тыс. пассажиров – на 13,1% больше по сравнению с августом текущего года, однако на 19,7% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщает портал energyprom.kz.

Пассажирооборот за девять месяцев составил 5,9 млрд пкм, сократившись в 2,2 раза за год. В сентябре пассажирооборот составил 941,8 млн пкм – на 46,5% больше, чем в августе, но на 35,5% меньше, чем в сентябре прошлого года.

Международная ассоциация воздушного транспорта понизила свой прогноз перевозок на 2020 год. В настоящее время IATA ожидает, что в 2020-м трафик снизится на 66% по сравнению с 2019 годом. Предыдущая оценка предполагала снижение на 63%. Спрос на пассажирские перевозки в августе продолжал сильно падать по сравнению с нормальным уровнем, пассажирооборот снизился на 75,3% по сравнению с августом 2019-го. Восстановление пассажирских авиаперевозок было остановлено в середине августа из-за возобновления государственных ограничений перед лицом новых вспышек COVID-19.

Грузоперевозки воздушным транспортом по итогам девяти месяцев составили 15,5 тыс. тонн – на 18,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре перевезли 2,5 тыс. тонн груза – на 18,2% больше, чем в августе.

Грузооборот за январь-сентябрь составил 39,2 млн ткм – на 33,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре грузооборот достиг 4,9 млн ткм – на 30,8% больше, чем в августе.

По итогам девяти месяцев доходы авиакомпании заметно уступили прошлогодним показателям: в денежном выражении сокращение составило 54,3%, до 135,8 млрд тг. Такая отрицательная динамика наблюдается впервые за последние четыре года.

Для сравнения: в аналогичном периоде годом ранее показатель достигал 297,1 млрд тг – плюс 14,2% к предыдущему году.

В сентябре текущего года стоимость услуг пассажирского воздушного транспорта снизилась на 8,7% по сравнению с сентябрем прошлого года.

Среди 17 регионов страны цены выросли лишь в четырех: Западно-Казахстанской (на 36,1%), Атырауской (на 13,1%), Карагандинской (на 5,6%), и Костанайской (на 4,5%) областях.

Еще в четырех регионах цена осталось неизменной: в Акмолинской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Значительно упали цены в столице (на 36,5%), Шымкенте (на 36,3%) и Мангистауской области (на 24,7%).


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Казахстан планирует ратифицировать соглашение с США о воздушном сообщении

Данный вопрос будет вынесен на рассмотрение мажилиса парламента.

15 Октябрь 2020 08:54 1822

Казахстан планирует ратифицировать соглашение с США о воздушном сообщении. Министерство индустрии опубликовало проект закона о ратификации соглашения между правительством Казахстана и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении.

«Ратифицировать соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении, подписанное в городе Нур-Султане 30 декабря 2019 года», – указывается в сообщении.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Публичное обсуждение продлится до 28 октября.

Напомним, в январе 2019 года Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства поручил открыть рейсы в США и Японию.

«Надо авиаторам, наверное «Эйр Астане» прежде всего, поставить задачу. Сейчас мы в Европу летаем, надо летать в США и Японию. Что для этого надо? Посмотреть, помочь, поддержать.  Может, это будет нерентабельным, но надо начинать летать, помочь в покупке самолетов. В этом году надо решить этот вопрос», – сказал Нурсултан Назарбаев.

7 июля 2019 года был совершен первый прямой авиарейс по маршруту Нур-Султан – Токио. До наступления пандемии рейс осуществлялся два раза в неделю, по вторникам и субботам. Рейсы по данному направлению выполняет авиакомпания «Скат».

В августе 2020 года счетный комитет предлагал перераспределить средства по новому маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан. По данным госаудиторов, целесообразно ограничиться частотой рейсов до одного раза в неделю в оба направления и направить средства на более приоритетные направления социально-экономического развития в трехлетнем бюджете до 2022 года.

При наличии высокого спроса на данный маршрут рассмотреть возможность выделения дополнительных средств при уточнении бюджета предлагали в СК. В 2020 году на субсидирование данного регулярного маршрута в бюджете заложено 1,1 млрд тенге.

Однако замечание счетного комитета не было учтено. В обосновании мининдустрии указывается, что данный маршрут предусматривался в рамках привлечения инвесторов МФЦА.

«Для удовлетворения пассажирского спроса на воздушные перевозки авиакомпания устанавливает выполнение рейса по новому маршруту с частотой не менее двух рейсов в неделю (при открытии новых коммерческих рейсов, как правило, начинают с двух и более частот), чтобы пассажир имел возможность воспользоваться услугой авиакомпании при перелете туда-обратно без привязки ко времени», – говорится в обосновании министерства.

С учетом растущего пассажирского спроса по направлению в Токио сокращение частоты рейса полагаем нецелесообразным, заключили в МИИР.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Новости

Все новости