Покупать билеты заранее, быть внимательными при выборе рейсов, чтобы не переплачивать за ненужное багажное место и не полететь из Алматы в Астану транзитом через другую страну, посоветовали пассажирам представители казахстанских авиакомпаний на встрече в республиканском комитете гражданской авиации. Поводом для беседы послужили, по словам замглавы комитета Салтанат Томпиевой, жалобы и критика от казахстанцев в адрес авиаторов на то, что они подняли свои тарифы и цены на билеты, передает inbusiness.kz.
В самом начале встречи Салтанат Томпиева подчеркнула, что авиакомпании устанавливают тарифы самостоятельно и госорганы не занимаются регулированием цен на билеты. Но все же она посчитала нужным отреагировать на жалобы казахстанцев. На встрече в режиме онлайн присутствовали представители Air Astana, Qazaq Air, "Южное небо", "Жетысу", Sсat, FlyArystan.
"Общество считает, что тарифы поднялись и по сравнению с предыдущими годами. Многие отмечают, что в других странах тарифы дешевле, чем у нас, – добавила она. – Также в последнее время очень часто получаем скрины с критикой того, что авиабилеты стоят миллионы. Когда начинаем разбираться, выясняется, что системы отправляют пассажиров лететь из Алматы в Астану через Франкфурт".
Коммерческая сегментация
Но представители авиакомпаний эти обвинения отвергли. Финансовый директор Qazaq Air Адильбек Умралиев отметил, что в их компании утвердили свою сетку тарифов в ноябре 2019 года и с тех пор ее не пересматривали. Но торговая цена авиабилета зависит не только от тарифов авиакомпании, добавил он. В ней "сидят" и топливный, и аэропортовый сборы, расходы по выписке и бронированию билетов.
"Мы сравнили стоимость билетов этого года и 2019-го и видим, что на большинстве маршрутов идет снижение", – заверил представитель Qazaq Air.
Представители других авиакомпаний заявили, что меняли тарифные сетки, расширили их, сделали более гибкими.
По данным представителей Air Astana, с 2012 года на рынке авиаперевозок развивается конкуренция, сейчас только по маршруту Алматы – Астана рейсы совершают четыре авиакомпании.
"Ключевым аспектами ценообразования не только нашей авиакомпании, но и всех предприятий рыночной экономики являются спрос, предложение, конкурентная среда. Все авиакомпании применяют широкий спектр тарифов, чтобы отвечать требованиям и ожиданиям пассажиров. Кроме того, это необходимо для коммерческой сегментации пассажиров, – объяснили в компании Air Astana. – Мы различаем такие сегменты, как деловые пассажиры, отпускники, командировочные, студенты, пенсионеры, те, кто посещает родственников. Также на спрос и цену влияют сезонные и суточные колебания".
За пример здесь взяли экономкласс рейса Астана – Алматы, в котором за полугодие занятость кресел составила 88%. Доля тарифов высокого уровня стоимостью от 41 000 до 47 560 тенге в одну сторону составила 27% от всего объема продаж экономкласса. 73% продаж сложились из средних и низких уровней тарифа. Это от 11 925 тенге до 36 тыс. тенге. Отпускники, пенсионеры и студенты покупают билеты заранее. А вот деловые пассажиры, заявили в авиакомпании, нечувствительны к цене. Им важно расписание и время вылета.
Директор по планированию маршрутной сети и управлению доходами FlyArystan Ренат Абылханов отметил, что их компания работает с 2019 года и нацелена на сегмент пассажиров, которые готовы покупать билеты заранее, по более низкой цене.
"На ранней стадии билеты покупают те пассажиры, кто планируют свои поездки заранее, – заявил он. – В среднем по внутренним направлениям цена на дешевых тарифах составляет порядка 10,5 тыс. тенге. За 2 недели до вылета и за три дня до него средний тариф растет до 14,5 тыс. тенге. Ближе к вылету цена растет дальше и составляет около 21 тыс. тенге. Доля более низких тарифов у нас составляет 30%, средних тарифов, которые являются не очень высокими на рынке, – 57%, высоких – 13%".
Как уменьшить цену на билет?
Директор коммерческого комплекса Sсat Николай Буряков рассказал, что после пандемии компания перестроила свою модель ценообразования, расширив тарифную сетку с 12 до более 60 тарифов. Есть, например, тарифы, не включающие перевозку багажа, введена поштучная концепция перевозок багажа. По его словам, 80% билетов продаются по минимальным и средним тарифам. Высокие тарифы применяются в случае, когда наблюдается высокий рост спроса. Что касается расходов авиакомпании на маршруте, то 36% от стоимости занимает цена авиакеросина, 12% – это аэропортовые услуги, 11% – расходы на содержание воздушных судов. Все остальные расходы, по данным Николая Бурякова, касаются зарплаты, лизинга, амортизации, навигации.
Как заверили представители различных казахстанских авиакомпаний, они сравнивали свои тарифы с теми, что предлагают авиаперевозчики из других стран – Турции, Великобритании, Германии, России, и выяснили, что у отечественных перевозчиков они одни из самых низких.
Николай Буряков рассказал, что для снижения цен на авиабилеты компания избрала предоставление наибольшей доли продаж в недорогом сегменте мест, обновила парк на более экономичные и вместительные самолеты, минимизирует свои расходы. В качестве таких мер, по его словам, могут послужить меры государства по сдерживание цен на топливо, субъектов естественных монополий, обеспечению казахстанской авиации топливом отечественного производства.
Как выбирать билеты
По словам Салтанат Томпиевой, за последние 3-4 года в комитет гражданской авиации приходят скрины, по которым видно, что пассажирам пришлось значительно переплачивать за рейс, потому что он оказался не прямым.
"Как отрегулировать, чтобы агрегаторы не отправляли пассажиров на дорогие рейсы?" – поинтересовалась она.
Вице-президент Air Astana Ерболат Байсалыков порекомендовал покупать билеты на сайтах авиакомпаний. Выбирать прямой маршрут, не лететь транзитом без необходимости, ставить дополнительные фильтры. Например, четко понимать, нужен билет с учетом оплаты багажа или нет. При этом он добавил, что не всегда дешевые билеты выгодны для пассажиров. Зачастую более гибкий тариф позволяет бесплатно менять билет без штрафов.
Не каждая задержка рейса наказуема
Салтанат Томпиева рассказала, что сейчас вносятся изменения в законодательство, которые позволят усилить ответственность авиакомпаний за задержки рейсов, происходящие по их вине. В частности, речь идет о компенсациях в 3% через каждый час задержки и штраф при неуплате этой суммы. Но в случае задержки рейсов из-за форс-мажоров, например плохих метеоусловий, штрафов можно не опасаться.