Автобус дальше не пойдет

13577

Павлодарские водители решают свои проблемы невыходом на линию.

Автобус дальше не пойдет Фото: Марина Попова

Дважды в текущем году павлодарские водители автобусов городского автопарка самовольно не выходили на линию. Основные требования – снизить арендную плату или перевести их трудовые отношения на заработную плату, так как нынешняя пандемия, по их словам, повлияла на численность пассажиров и объем выручки.

Требования – на бумагу

Первый раз демарш водителей произошел в марте, повторно – в конце ноября. По информации исполняющего обязанности руководителя городского отдела ЖКХ Игорь Рыбаса, местные власти предложили забастовщикам изложить свои требования на бумаге. При этом он отметил, что арендную плату водителям уже снижали, сначала в марте после забастовки, затем еще раз.

"Если еще снижать арендную плату, то ремонтным бригадам нечем будет платить. Необходимо экономически просчитывать эти вопросы, чтобы принимать дальнейшее решение. Бывший аким города какие-то обещания дал, не знаю, были ли они подкреплены экономическими расчетами или нет. Сейчас водители выдвинут свои требования, будем поэтапно разбираться. Может быть, переведем парк по схеме работы трамвайного управления, где все сотрудники на зарплате. В автопарке на зарплате только ремонтная бригада, остальные арендуют технику", – отметил Игорь Рыбас.

По информации пресс-службы акимата Павлодара, общая сумма арендной платы по 66 автобусам парка № 1, являющегося коммунальной собственностью, составляет 350 тыс. тенге в день. Из нее выплачивается заработная плата 88 сотрудникам автопарка, а также коммунальные расходы предприятия, налоги, приобретаются запчасти. Аренда автобуса зависит от способа передвижения: на дизельном топливе составляет 5-6 тыс. тенге за смену, а вот водителям электробусов приходится оплачивать до 20 тыс. тенге.

Льготные деньги

Стоит заметить, что 11 категорий граждан совершают поездки в общественном транспорте на льготных условиях. Такое решение принял городской маслихат. Павлодар, пожалуй, единственный город в Казахстане, где сохранена подобная норма в таком объеме. Возмещение за перевозку льготной категории граждан в месяц автопарку составляет 8,2 млн тенге. Эта сумма напрямую зависит от пассажиропотока. В последние месяцы она упала до 6 млн тенге по причине снижения количества пассажиров: "удаленка", дистанционное обучение. Правда, эти цифры реально с потолка, поскольку никто подсчета не производит, да и механизма такого нет. Сделать это можно только после внедрения дифференцированного тарифа, который будет действовать после запуска системы электронного билетирования. Попытка ввести данный механизм уже осуществлялась не раз. Местные власти приглашали различные компании, в том числе московскую, но руководство автопарка не устроили предлагаемые условия расчета за поставленное оборудование. Прижилось электронное билетирование только в трамвайном управлении, где существует "советская" система: сказано – сделано. Автобусные парки не спешат ее вводить, говорят о неудобстве и прочие отговорки. Можно предположить, что это невыгодно по причине прозрачности. Сколько сегодня получает водитель автобуса, никто сказать не может.

Забастовка – как норма?

В марте текущего года водители двух городских автобусных парков отказались выходить на работу. Автобусы, которые были должны обслуживать семь маршрутов, сошли с линии, вернулись в парк и в течение нескольких часов не выходили на маршруты. Тогда основная претензия состояла в том, что руководство парков, которые получают из городского бюджета компенсации за перевозку льготных категорий граждан, водителям ничего не компенсирует.

Весной, как казалось, ситуацию удалось разрешить. Но нынешний демарш свидетельствует лишь о том, что проблемы никуда не делись. Их лишь временно погасили.

Как сообщил Inbusiness.kz Игорь Рыбас, чтобы снять возникшее напряжение, принято решение перечислить всем автопаркам в декабре дополнительную сумму – субсидии за проезд льготных категорий граждан.

"В городском бюджете будущего года будет предусмотрена компенсация за социальные маршруты – это те, кто перевозит пассажиров в пригороды Павлодара. Кроме того, в своих требованиях водители говорят о необходимости туалетов на конечных остановках и горячего питания. Сейчас эти вопросы будем решать. Ну и, конечно, вновь вернемся к теме электронного билетирования, которая может реально показать картину объема пассажирских перевозок, в том числе льготников. Например, мы оплачиваем такую категорию, как участники войны. Но мы же понимаем, что реально их очень мало, а те, кто жив, вряд ли пользуются общественным транспортом в силу возраста", – отметил и. о. руководителя городского отдела ЖКХ.

При этом он отметил, что средства, получаемые автопарками за льготный проезд, частично компенсируют затраты водителей на заправку автобусов. Надо понимать, что, пока не будет реальной картины пассажиропотока, объема льготных перевозок, у водителей всегда будет козырь в рукаве. А решить данную проблему только путем прозрачности, когда в автопарках перестанут работать "в черную".

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться