Автобусная карта легализует оборот денег в Астане

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
10301

Проходящие через карточную систему Astra plat суммы достигли уровня официального оборота автопарков прошлых лет.

Автобусная карта легализует оборот денег в Астане Фото: yvision.kz

Об этом на пресс-конференции в городском акимате сообщил руководитель центра платежных систем ТОО "Астана LRT" Сергей Попов. 

"Люди в первую очередь должны сами понять, выгодно это им (платить за проезд в автобусах по карте Astra plat, выпущенной ТОО. – Прим. автора) – невыгодно, или удобно – неудобно. Тут просто получается смена привычного уклада жизни. Но в целом динамика достаточно бойкая. Первое, что мы добились, внедрив эту систему, несмотря на то, что продается много бумажных билетов, но уже статистика такова, что мы перешли планку продаж предыдущих годов, которая была официально зарегистрирована. Добились тем самым прозрачности. И мы продолжаем увеличивать процент прохождения официальных денежных потоков через систему, – сказал он. – Что касается валидации: карточки люди продолжают покупать. Количество пополнений и валидаций в том числе увеличивается с каждым месяцем. Говорить сейчас, когда заменит полностью, я думаю, тяжело и рано. В принципе, в мире нет такой практики, чтобы отменить совсем наличные деньги, то есть все приходит к тому, что люди, живущие постоянно в городе, в большинстве своем переходят на билеты длительного пользования – месячные, трехмесячные, а все остальные, то есть гости и те, кто совершает очень редко поездки, продолжают покупать за наличные".

Позднее он отказался сообщить abctv.kz, каковы суммы, которые прошли через систему в денежном выражении, сославшись на то, что такая информация является коммерческой информацией перевозчиков.

"Уже дошли до уровня прошлых лет по собираемости платежей за проезд. Сейчас мы идем на опережение. Это именно то, ради чего мы это все внедряли, то есть повышение прозрачности и объемов. Соответственно, налоги и все вытекающее оттуда", – сказал Сергей Попов.

При этом представитель "Астана LRT" сообщил abctv.kz, что количество выпущенных транспортных карт приблизилось к 230 тысячам единиц. Только за последнюю неделю это число выросло более чем на 10 тысяч.

"Сейчас нужно учитывать тот факт, что период отпусков и каникул. С 1 сентября ожидается, что будет резкий дополнительный подъем", – сказал он.

В целом процесс привыкания населения к картам по международному опыту, на который ссылается Сергей Попов, занимает два-три года.

В качестве стимула к переходу на карту для потребителя предлагается несколько опций. При загрузке десяти поездок 11-я поездка предоставляется бесплатно. Также транспортная карта дает право одной бесплатной пересадки на городской или экспресс-автобус, где действует электронная система оплаты (система пока работает не на всех автобусных маршрутах Астаны), в течение 60 минут при условии, что пассажир валидирует на выходе транспортную карту. Стоимость самой транспортной карты Astra составляет 400 тенге, то есть, если не делать бесплатных пересадок, то вложения в карту окупятся через 40 с лишним поездок.

Некоторые пассажиры решили воспользоваться открывшимися возможностями, сделав похожие карты самостоятельно. В городе уже официально было изъято две поддельные карты.

"Подделка карт невозможна технически. Выявлялись случаи, когда это просто пластиковая карта – не электронная. На нее просто распечатали в кустарных условиях картинку. Они ее не валидируют, а просто показывают. Два случая таких было. Карты изымаются и составляется протокол адмнарушения по 622-й статье "Неоплата" – 2 МРП. Что касается необилечивания – это уже 623-я статья, там наказание уже 5 МРП, но штрафуется непосредственно компания-перевозчик", – сказал Сергей Попов.

Что касается возможности полного перехода на безналичный расчет в автобусах и, соответственно, отказ от услуг кондукторов, то пока вопрос так в Астане не стоит. В городе регулярно на маршруты выходит порядка 900 автобусов (всего их в городе более тысячи) с соответствующим числом кондукторов, которые в случае перехода на безнал потеряют работу.

"Когда будет очевидно отсутствие необходимости нахождения кондукторов в автобусах, тогда будет приниматься решение. Пока вопрос ребром никто не ставит", – сказал глава центра.

При этом участвовавшие в пресс-конференции руководитель управления пассажирского транспорта Астаны Бекмырза Игенбердинов, руководитель центра диспетчеризации ТОО "Астана LRT" Бауыржан Сеитов, руководитель центра платежных систем ТОО "Астана LRT" Сергей Попов и ведущий специалист отдела пассажирского транспорта ТОО "Астана LRT" Абдыхамит Тамабаев сообщили, что пользуются общественным транспортом: часть на ежедневной основе, другие – в рамках мониторинга процесса работы системы.

Как сообщил руководитель управления пассажирского транспорта Астаны Бекмырза Игенбердинов, с 29 июля начинается реализация внедрения электронной системы оплаты проезда (четвертый этап) в пригородных автобусных маршрутах Астаны. Для этого потребитель должен пополнить баланс на тарифе "Пригородный" собственной карты. На одной карте можно иметь до семи тарифных планов, уточнили в "Астана LRT".

В пригородных автобусах будет сохранена система оплаты проезда наличными деньгами и месячный проездной билет стоимостью 9500 тенге (городской проездной, дающий возможность неограниченно ездить только на городских автобусах, исключая экспресс-маршруты, стоит 7500 тенге). В акимате заявляют, что в пригородных автобусах вход пассажира осуществляется только через переднюю дверь с обязательной валидацией или покупкой билета.

При входе в пригородный автобус пассажиру необходимо приложить электронную транспортную карту к валидатору. С транспортной карты будет списана стоимость поездки согласно тарифным зонам. Тарифы на перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении Астаны: первая транспортная зона (пригородные населенные пункты Воздвиженка, Жибек Жолы, Кажымукан, Каражар, Караоткель, Косшы, Коянды, Кызылжар, Кызылсуат, 41-й разъезд, 96-й разъезд, Талапкер) – 90 тенге; вторая транспортная зона (Акмол, Бабатай, Жалтырколь, Кабанбай-батыра, Р. Кошкарбаев, Максимовка) – 200 тенге; третья транспортная зона (Ижевское, Шоптыколь) – 300 тенге; четвертая транспортная зона (Аршалы) – 400 тенге.

По прибытии в Астану на пригородном автобусе, если пассажир собирается совершить пересадку на городской или экспресс-маршрут в течение 60 минут, ему необходимо при выходе из пригородного автобуса приложить транспортную карту к валидатору. Если пассажир не планирует делать пересадку на городской или экспресс-маршрут, то при выходе из пригородного автобуса прикладывать карту к валидатору не нужно. Валидация карты на выходе по прибытии из города в пригород не требуется.

Первый этап внедрения электронной системы оплаты стартовал 30 июля 2016 года. Тогда были введены транспортные зоны, позволившие, по данным городской администрации, сократить стоимость проезда в среднем на 50 тенге.

Власти Астаны хотят, чтобы половина жителей ездила на автобусах. В настоящее время общественным транспортом в Астане пользуются 35% населения. Несколько лет назад, как сообщалось в докладе заместителя акима города Нурали Алиева, этот показатель составлял 33%. 

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться