Автобусные перевозки в ВКО не могут восстановиться после карантина

5181

На сегодня больше десятка маршрутов так и не действуют после ограничительных мер и признаны нерентабельными.

Автобусные перевозки в ВКО не могут восстановиться после карантина Фото: yk-news.kz

В этом году на субсидирование убытков перевозчиков, связанных с обслуживанием социально значимых автобусных маршрутов, в Восточном Казахстане выделили около 2,9 млрд тенге. Из них большая часть пойдет на внутригородские маршруты – больше 2,6 млн тенге, на внутрирайонные – 237 млн тенге, передает inbusiness.kz.

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог в ВКО, в 2021 году на эти цели выделялось втрое меньше бюджетных средств – 993,2 млн тенге, в том числе на внутригородские маршруты – 966 млн тенге, на внутрирайонные – 27,2 млн тенге. Тем не менее несколько населенных пунктов области остались без регулярных автобусных перевозок пассажиров.

Нет желающих

Как сообщила заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Айжан Рахимбаева, из-за нерентабельности и отказа перевозчиков от обслуживания по состоянию на 20 октября текущего года по области приостановлено регулярное движение
11 внутриобластных междугородных направлений. Это Усть-Каменогорск – Алтайский, Усть-Каменогорск–Предгорное, Усть-Каменогорск – Предгорное через Уварово, Усть-Каменогорск – Курчум, Усть-Каменогорск – Самарское, Усть-Каменогорск – Жезкент, Усть-Каменогорск – Ново-Азовое, Усть-Каменогорск – Малоубинка, Усть-Каменогорск – Новая Канайка, Усть-Каменогорск – Асубулак и Усть-Каменогорск – Большенарымское.

"Для обеспечения транспортного сообщения наше управление предложило обслуживание маршрутов альтернативным перевозчикам в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом от 26 марта 2015 года № 349, до определения перевозчиков по итогам конкурсов, – объяснила Айжан Рахимбаева. – На текущий момент подтверждений о готовности обслуживания от перевозчиков не поступало. По итогам проведения конкурсов на право обслуживания маршрутов вышеуказанные направления не востребованы среди перевозчиков. Заявок на участие в конкурсе не было".

В управлении напомнили, что в течение апреля-мая 2020 года, июля-декабря 2020 года, января-апреля 2021 года были введены запреты на обслуживание регулярных междугородних пассажирских перевозок. Соответственно, в указанные периоды времени перевозчики не обслуживали маршруты, а общий срок вынужденного простоя в календарном исчислении составил 12 месяцев.

"Такие ограничения повлекли ухудшение финансового состояния транспортных компаний, увеличение частных нерегулярных извозчиков такси. Возросла нехватка кадров среди водителей автобусов, работников автовокзалов, автостанций и пунктов облуживания пассажиров", – отметила Айжан Рахимбаева.

Негатив у населения

По мнению акима поселка Алтайский Глубоковского района ВКО Дархана Кадырбаева, а в этом населенном пункте проживают около 2 тыс. человек, отсутствие автобусного сообщения вызывает негатив у населения. И эту проблему необходимо решать.

"До 2020 года автобусное сообщение в поселке было, автобус ходил по маршруту из поселка Алтайский через село Предгорное до Усть-Каменогорска трижды в день.  В пандемию все остановилось, потому что мало людей совершали поездки в течение целого года. Активизировались легальные и нелегальные таксисты. После того как пандемия закончилась, автобусы вышли в рейс, но они уже оказались нерентабельными. В то же время есть люди, которым необходимо регулярное автобусное сообщение."

Активисты поселка Алтайский объясняют: части населения, особенно пожилым людям, нужно постоянно выезжать в райцентр – поселок Глубокое, в Усть-Каменогорск на медицинские процедуры. Дело в том, что в Алтайском нет врача общей практики, в местной СВА прием ведет фельдшер. В поселке отсутствует и банкомат, поскольку его обслуживание нерентабельно при малочисленности населения. По словам председателя совета общественности поселка Алтайский Светланы Пышненко, большую часть населения здесь составляют пенсионеры.

"Многие передвигаются с костыльком. В район или город как добираться? Только такси. Не всем это по карману", – говорит Светлана Пышненко.

В этом году управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО уже два раза проводило конкурс на обслуживание маршрута, который бы связал их поселок с другими населенными пунктами области, но ни один участник на них не вышел, говорит Дархан Кадырбаев.

"Думаю, есть несколько вариантов решения проблемы. Необходимо на законодательном уровне пересмотреть разделение внутрирайонных и внутриобластных маршрутов. Если этот маршрут является социально значимым для нашего населения, то тогда этот маршрут до города надо обозначить как районный маршрут, либо оставить как внутриобластной маршрут, но предусмотреть хорошее субсидирование", –считает аким поселка.

Сейчас субсидии даются на пассажиров, а необходимо выделять их на рейс, предлагают в поселке Алтайский.  Как отмечает Дархан Кадырбаев, с 2020 года ни одного статистического исследования не проводилось, и поэтому неизвестно, сколько пассажиров может воспользоваться регулярным автобусным сообщением.

Поселок Алтайский расположен в 50 километрах от Усть-Каменогорска. А вот  жителям отдаленных населенных пунктов из-за отсутствия рейсовых автобусов добираться до города намного сложнее.

Социально значимые маршруты

По данным управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, в связи с образованием области Абай  в этом году внесли изменения в маршрутную сеть Восточно-Казахстанской области. К сегодняшнему дню без учета транспортного сообщения области Абай действует 174 автобусных маршрута, в том числе 147 внутриобластных, 21 межобластной, 6 международных.

Для обеспечения доступного уровня тарифов и возможности свободного передвижения населения предусмотрено субсидирование убытков перевозчиков за счет бюджетных средств. Это прописано в соответствующих правилах, утвержденных приказом министра по инвестициям и развитию РК от 25 августа 2015 года № 883. Определен перечень социально значимых сообщений.

"Согласно правилам, если тариф на перевозку пассажиров, установленный местным исполнительным органом, ниже тарифа на перевозку пассажиров, определенного в соответствии с Методикой расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам,  которая утверждена  приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 13 октября 2011 года № 614, то такой маршрут относится к категории социально значимых", – объяснила Айжан Рахимбаева.

По решению маслихата ВКО от 5 мая 2022 года на октябрь текущего года в перечень социально значимых сообщений вошли 28 междугородних внутриобластных рейсов, 87 внутригородских и внутрирайонных автомобильных маршрутов.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться