В настоящее время общественным транспортом в Астане пользуется 35% населения. Несколько лет назад, как сообщалось в докладе заместителя акима города Нурали Алиева, этот показатель составлял 33%. Такие низкие темпы роста интереса к общественному транспорту объясняются просто: несоблюдение графика и интервала движения между автобусами, низкая культура водителей и кондукторов, а также теснота в общественном транспорте в часы пик.
Пересаживать на общественный транспорт нежелающих – это делать планируется через искусственные стимуляторы. Это делается через выделение специальной полосы на городских улицах для автобусов – другого общественного транспорта в миллионной Астане нет. Троллейбусы в городе давно вывели из эксплуатации, а проекты БРТ (метробусы, или автобусы большой вместимости, которые едут по специальной полосе) и ЛРТ (легкорельсовый трамвай) на момент открытия международной выставки ЕХРО-2017 так и не заработали.
В 2015 году были введены специальные полосы для общественного транспорта Bus Lane на 11 улицах общей протяженностью 38,4 километра. 3 июня были введены еще 13 участков Bus Lane общей протяженностью 40,6 километра, то есть общая протяженность автобусных полос в столице превысила 79 километров. При этом, как сообщили ранее в ТОО "Астана LRT", после выставки на некоторых улицах Астаны могут отменить Bus Lane.
"На проспекте Кабанбай-батыра присутствует четыре полосы движения, две полосы остались для движения личного транспорта для общего доступа и две полосы выделены для Bus Lane. Изначально рассматривалось, что в связи с тем, что EXPO находится на пересечении Рыскулова и Кабанбай-батыра, нужно обеспечить беспрепятственный доступ по Кабанбай-батыра, даже рассматривался вопрос по перекрытию, так как это важное мероприятие. Мы знаем, что 50 процентов участников выставки будут прибывать на общественном транспорте. Bus Lane предназначен на проспекте Кабанбай-батыра для проведения EXPO-2017, на период функционирования. После этого будет рассматриваться вопрос о демонтаже этой линии", – сообщил директор ТОО Рустам Халилев.
При этом он не называет сроки, когда половина горожан должна ездить на общественном транспорте.
Автобусная полоса на улице Кабанбай-батыра, от ТРЦ "Азия Парк" до "аэропортовского кольца", была введена 3 июня. На данной трассе отмечается самый большой трафик по сравнению с другими выездами из города, поскольку она ведет в поселок Косшы, где есть многочисленные жилые комплексы и массовая индивидуальная застройка. Путь из Косшы в новый административный центр столицы – левый берег реки Есиль – является фактически самым коротким, что и влияло на выбор места жительства многими людьми. При этом стоимость жилья в поселке была значительно ниже, чем в городе, а добраться до нового центра на авто можно было всего за 15 минут. После введения 3 июня автобусной полосы половина проезжей части Кабанбай-батыра досталась автобусам, что привело к справедливым нареканиям со стороны владельцев личного автотранспорта.
Вместе с тем, считает г-н Халилев, городские власти намерены создать тепличные условия именно для общественного транспорта. По данному участку в настоящее время ездит четыре городских автобусных маршрута со стоимостью проезда в 90 тенге, четыре пригородных маршрута со стоимостью проезда до поселка Косшы в 90 тенге, а также четыре "шаттл-баса" – новых автобусов под ЕХРО со стоимостью проезда в 150 тенге.
В качестве новых улиц, где планируется введение автобусной полосы, представитель ТОО называет улицу Сыганак.
"На улице Сыганак будет, но в последующем", – говорит Рустам Халилев.
Что касается Кабанбай-батыра, то городские власти рассматривают возможность расширения проезжей части на данном направлении.
"В перспективе есть целый проект по реконструкции Кабанбай-батыра. Он очень большим и серьезным должен быть, то есть это как раз возможность людям добираться до своих близлежащих домов. Есть такой проект. Здесь вопрос финансирования проекта", – сказал г-н Халилев.
По его мнению, в настоящее время сформирован транспортный каркас для обеспечения беспрепятственного проезда общественного транспорта по всему городу.
"Задача номер один – обеспечить транспортную доступность участников выставки ЕХРО, в связи с тем, что более 50% всех участников будут пользоваться общественным транспортом. Это по инвестиционному досье. В связи с этим как раз было предложено сформировать Bus Lane – выделенные полосы движения общественного транспорта, обеспечить движение самого общественного транспорта, который позволяет людям беспрепятственно добираться до выставки и места назначения. Поэтому такая система внедрена", – вновь говорит он.
При этом возможность прекращения действия автобусной полосы на Кабанбай-батыра после ЕХРО-2017 Рустам Халилев называет "частным случаем".
"Такого нет, что все Bus Lane прекратят существование. Это частный случай", – сказал он.
По его мнению, эффект от введения автобусных полос есть. В качестве доказательства г-н Халилев не приводит никаких цифр, но говорит: "Просто проехать по Bus Lane – и этого достаточно".
Рустам Халилев также отмечает, что штрафовать за проезд/остановку по новым автобусным полосам начнут уже 7 июня.
"С 7 июня будет введено администрирование нарушений по новым автобусным полосам", – сказал он.
При этом в ТОО отмечают, что необходимость ускорения популяризации общественного транспорта продиктована самой жизнью, а также мировым опытом.
"Мы не придумываем ничего нового. Мы не создаем какие-то технологии, на которых мы экспериментируем. Мы применяем те меры и мероприятия, которые используются во всем мире. Тренд номер один и практика лучших городов в мире, в которых людям удобно жить, – это развитие общественного транспорта как основного транспорта для передвижения по городу. Основная задача автобусных полос – это обеспечение четкого графика движения. Тот транспортный каркас, который сейчас формируется, дает возможность автобусам соблюдать график движения", – сказал г-н Халилев.
В качестве примера он приводит Москву, которая сужает уличную дорожную сеть.
"У нас строятся магистральные улицы, которые делают кольцо. Есть К-1 у нас – внешнее кольцо. Есть внутренняя кольцевая дорога. Они обеспечивают транзитный трафик. Все остальные внутригородские, как, к примеру, внутри Москвы, сужают и обеспечивают, во-первых, пешеходную доступность и движение общественного транспорта. Мы говорим о том, что люди, которые пользуются общественным транспортом сейчас, действительно получают удовольствие. Возьмите проспект Тлендиева, Богенбай-батыра, и вы поймете, что выезжает человек на автобусе, садится на транспортное средство и доезжает до того же рынка "Алай" беспрепятственно по выделенной полосе. Эффект данное решение дало", – сказал Рустам Халилев.
Жанболат Мамышев