За первое полугодие, по данным МВД, в Казахстане было поставлено на учёт 89592 автомобиля с газобаллонным оборудованием (ГБО), это на 44,5% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, доля техники, оборудованной для работы на газовом топливе, из всех регистраций за январь-июнь составляет 15,9%, следует из данных, опубликованных Ассоциацией казахстанского автобизнеса (АКАБ). В общей сложности за отчётный период зафиксировано 563416 регистраций с учётом продаж на вторичном рынке и переоформления автомобилей.
В ассоциации полагают, что спрос на автомобили, приспособленные для работы на газе, "вызван доступностью топлива, а также во многом с осознанностью и желанием соотечественников переходить на экологические виды энергии".
"На сегодняшний день голубое топливо является самым доступным моторным топливом в Казахстане. Стоимость литра сжиженного газа на заправках страны колеблется в коридоре 55-80 тенге. Предельная оптовая цена, регулируемая Министерством энергетики, на сегодняшний день существенно ниже не только экспортной, но и оптовой цены в приграничных странах. Учитывая этот факт и рост популярности газовых автомобилей, стоимость автогаза в ближайшем будущем будет подвергаться высокой волатильности", – сказано в сообщении АКАБ.
По словам представителя компании, занимающейся оснащением автомобилей газобаллонным оборудованием, за последний год цены на установку ГБО увеличились примерно на 10%. При условии продолжающегося роста цен на бензин, по прогнозам источника, "логично ожидать роста цен на газовое оборудование". В зависимости от технических характеристик автомобиля стоимость установки ГБО на сегодняшний день варьируется от 90 тыс. до 350 тыс. тенге.
По данным АКАБ, чаще всего казахстанские автолюбители переводят на газ технику старше трех лет. За отчетный период больше всего было зарегистрировано автомобилей с ГБО возрастом от 10 до 20 лет – 30498 единиц, 27784 единицы – от трех до 10 лет, на технику старше 20 лет приходится 24822 регистрации. Остальные 6456 единиц моложе трех лет. Большая часть из оформленных в первые шесть месяцев 2018 года автомобилей с ГБО принадлежит физическим лицам (84660 ед.), на долю юридических лиц приходится всего 5,5% регистраций (4932 ед.). В основном ГБО оснащаются легковые автомобили – 73008 единиц, легкая коммерческая техника – 13694, тяжёлая коммерческая техника и автобусы – 2273 и 617 соответственно.
Продолжающийся рост потребления газа, по мнению вице-президента Argus Media по Центральной Азии и Каспийскому региону Тимура Ильясова, неизбежно отразится на стоимости данного вида топлива.
"Действительно, в последние годы наблюдается активный рост потребления. Рост скорее будет продолжаться дальше, он обусловлен тем, что автогаз практически в два раза дешевле бензина. Соответственно, автомобилистам выгоднее использовать газ. Увеличение спроса, как правило, приводит к росту цен. В долгосрочной перспективе при таких темпах роста потребления удорожание сжиженного газа не исключено", – сказал Тимур Ильясов.
Автомобили, оснащенные ГБО, наиболее востребованы в регионах с минимальными ценами на газ. В Мангистауской области за полугодие было зарегистрировано 19525 автомобилей, в Туркестанской области, включая Шымкент, – 13875, в Актюбинской области – 11383 и в Астане – 6031 автомобиль. В среднем с начала года каждый месяц в стране регистрировалось 15 тыс. автомобилей с газобаллонным оборудованием.
Артур Мискарян