Автопарки Шымкента поедут по следам алматинских

12211

Система "Онай", дизельные автобусы и их покупка за счет местного бюджета: власти третьего мегаполиса страны открыли муниципальный автопарк, который будет конкурировать с частными пассажироперевозчиками.

Автопарки Шымкента поедут по следам алматинских

Накануне в Шымкенте с помпой открыли "уникальный" в стране муниципальный автопарк. По крайней мере, именно так позиционировали новшество власти мегаполиса и руководство социально-предпринимательской корпорации Shymkent и презентовали СМИ 160 новеньких пассажирских автобусов, готовых немедленно выйти на маршруты. При этом говорят, что уже в июле машин будет 300, а к концу года еще 700. Фактически это позволит полностью закрыть потребности Шымкента в пассажирских автобусах.

Стоит отметить, что аким города Габидулла Абдрахимов, впрочем, как и его предшественники, давно обещает навести порядок в пассажирских перевозках, которые стоят на первом месте по жалобам горожан, опередив даже плохие дороги. Теперь градоначальник с гордостью говорит, что выполнил обещание перед населением и даже не боится критики.

"Хочу заверить, что акимат примет все необходимые меры для исполнения каждого своего обещания. То, что мы сказали, сделаем, и, если мы этого не сделаем, вы можете подвергнуть нас критике, как вы это любите делать иногда, господа журналисты", – сказал Абдрахимов, выступая на торжественном открытии муниципального автопарка.

Частники подвинутся или уйдут?

На резонный вопрос, куда денутся сразу 27 пассажироперевозчиков мегаполиса, которые ежедневно выпускают на линии 1200 машин, председатель правления АО "СПК Shymkent" Рашид Аюпов ответил, что их будут попросту вытеснять с рынка.

"Будем вытеснять с рынка. Будем параллельно запускать и будем конкурировать. На одном маршруте две компании, но у нас гонок не будет, потому что мы не ставим нашим водителям план, они на руки получают 170 тысяч тенге, очень высокая зарплата. Им нет смысла торопиться, а конкуренты пусть ездят, как хотят, это уже работа полиции, Управления транспорта", – сказал в интервью Рашид Аюпов.

При этом руководитель СПК утверждает, что автобусникам предложили сразу четыре варианта сотрудничества, однако предприниматели взяли тайм-аут и, похоже, хотят подождать, к чему приведет затея местных властей.

"Первый вариант: оставить твердый залог – недвижимость, и мы отдаем под управление (автобусы. – Авт.), но вся оплата должна быть произведена здесь и сейчас, чтобы мы могли контролировать день в день (выручку. – Авт.), их долю мы будем отдавать, потому что это автобусы кредитные, полученные через "БРК-лизинг", мы должны ежеквартально им делать выплаты. Второй вариант: запускать наших водителей и использовать их базы. У них по одному водителю, второй наш и контролеры наши. Третий вариант: войти в долю управляющей компании, потому что 1000 автобусов – это почти 3500 человек здесь будут работать, нам нужны как минимум четыре-пять баз по городу. У них есть базы, но нет автобусов, у нас есть автобусы, но нет баз. Могли совместно работать, и на это рассчитываем. Или четвертый вариант: чтобы купили у нас на тех же условиях, на которых покупаем у "БРК-лизинг" зеркальным контрактом", – отметил председатель правления АО "СПК Shymkent" Рашид Аюпов.

Стоимость нового автобуса производства актюбинского завода "Сарыарка-автопром" около 30 млн тенге, машины взяты в кредит через "БРК-лизинг". При этом был внесен первоначальный взнос 20%, поэтому от БРК получены кредитные каникулы сроком на девять месяцев.

Возить без субсидий невыгодно

Глава Ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента, объединяющей 24 частных компании, Дархан Каюпов, поясняет: выжидательная позиция у бизнесменов неспроста. Да, парк пассажирских автобусов мегаполиса требует обновления, но без субсидий со стороны государства вкладывать в новые машины невыгодно.

 "Мы говорим, что без помощи субсидий этот вопрос очень тяжелый. Но, к сожалению, мы ответ на этот вопрос не получили от акима города. В городе такого дохода нет, который бы закрыл твои кредиты. Мы поставили этот вопрос ребром перед акимом, что городские перевозки невозможны без субсидий.  Без субсидирования мы новые автобусы оплачивать не сможем. СПК тоже этот вопрос поставит перед акимом, месяц пройдет, и надо будет платить по кредиту, и тогда станет ясно как. Обновляться дорого, не оправдывает себя. Ребята, почему я должен на шею взять хомут, а потом через два года своим детям что я оставлю?! Если вопрос с субсидированием будет решаться, без проблем будем работать", – подчеркнул Дархан Каюпов.

Дархан Каюпов объясняет, что речь идет о 100 тенге плюсом на каждого пассажира при нынешнем тарифе в 70 тенге. То есть в реальности только при тарифе в 170 тенге пассажирские перевозки в Шымкенте станут выгодны бизнесу.

"Проезд – 70 тенге, а расход – по 170 тенге на человека.  Вот по 100 тенге на каждого пассажира мы должны субсидироваться. Алматы, Нур-Султан, Караганда, Актобе почему работают?!  Если я получу субсидии, я не уйду – это же мой бизнес. Тогда и спрос будет. И тогда обновляться можно, не обязательно сразу в год 10 машин, но потихоньку, по одной-две машины можно", – говорит Каюпов.

При этом и глава СПК тоже отмечает: да, пассажирским перевозкам без субсидий не прожить. Здесь и наличие льготников, и банальные зайцы, которых, с его слов, оказалось, достигает 40% от общего числа пассажиров.

"Транспортная компания вообще, по нашим расчетам, честно скажу, не выгодная. Где-то плюс девять миллионов прибыль выходит сейчас по двум маршрутам, но дальше будем просить субсидию, возможно. Потому что очень много у нас в городе студентов, льготников, многодетных матерей, и плюс, как показывает Алматы, когда первый раз внедрили систему "Онай", выявилось, что 40% пассажиров вообще не платят. Они очень долго боролись и приняли, что все равно 20% людей будут ездить бесплатно. Мы тоже рассчитываем на это, что будет не больше 20%", – поделился Рашид Аюпов.

И пусть на меня обижаются…

Глава мегаполиса на вопросы журналистов о субсидировании пассажироперевозчиков ответил, что субсидии будут, но только на социально значимые маршруты. Сейчас их в городе 10, они обслуживают отдаленные аулы, их около 40, которые были присоединены к городу в 2014 году. Градоначальник пообещал отозвать все контракты с частниками, невзирая на обиды последних.

"В городе работает 27 частных компаний, на 58 маршрутах примерно 1000 автобусов бегают, из них примерно 700 автобусов в негодном состоянии, они дымят, в них жарко. Поэтому, пусть обижаются, пусть не обижаются на меня эти автобусные парки, пока у них будут старые автобусы, мы отзовем все контракты с ними, они не будут ездить в городе! Когда они обновят свои автопарки, мы рассмотрим на конкурсной основе распределение маршрутов. Тысяча муниципальных автобусов, которые город закупил, они большинство проблем решат. Я знаю, что несколько компаний уже заявили и уже купили по 20-30 автобусов новых, мы их тоже запустим, но старым автобусам в городе места не будет, вот и все!" – сказал как отрезал Габидулла Абдрахимов.

Категория "Д" от коке-маке

Между тем Дархан Каюпов подлил еще немного масла в огонь, подняв вопрос о подготовке водителей категории "Д". Оказалось, в Шымкенте их не готовят уже десятки лет. А потому заявление руководителя СПК о том, что все водители прошли жесткий отбор и являются лучшими из лучших, мягко говоря, вводит в заблуждение.

"Категорию "Д" никто не готовит в городе Шымкенте, сколько раз я могу говорить?! Я сколько раз поднимал вопрос об этом, нужно взять лицензию в министерстве и открыть подготовительный центр, для этого должны быть учебные автобусы. Как мы готовим эту категорию: "ассалом алейкум, коке, извините, пожалуйста". А раньше, чтобы попасть  в городской пассажирский транспорт, готовили как летчиков. А это все наши водители, новых нет, это наши ребята", – заверил Дархан Каюпов. 

Казус

19 июня ко Дню города в Шымкенте открылся автобусный парк. Здесь есть АЗС, сервисный центр, автомойка. Предусмотрены общежитие, медпункт и столовая для водителей (общежития нет в алматинском муниципальном парке, поэтому свой шымкенский акимат назвал уникальным. – Авт.).

300 новых дизельных автобусов казахстанской сборки оснащены кондиционерами, пандусами, видеокамерами, датчиками пассажиропотока, GPS-трекерами. В них также планируется установить электронную систему оплаты проезда "Онай". Автобусы соответствуют всем техническим стандартам и современным требованиям к автотранспорту, включая антикоррозийную обработку кузова с использованием катафореза. Общая вместимость пассажиров – 56 человек, длина автобусов – 8,5 метра.

Планируется закуп еще 700 автобусов, которые, заверяют власти, уже будут работать на газе. Для этого в автопарке построят собственную газозаправочную станцию.

Уже после окончания торжества "по случаю" на свои маршруты вышли две первые машины – один автобус с чиновниками на борту, чтобы продемонстрировать им все удобства, а главное, кондиционер в салоне. К большому разочарованию организаторов действа вторую машину заглохшей журналисты обнаружили через несколько светофоров от автопарка, прямо посреди оживленного перекрестка. В пресс-службе позже объяснили, что в автобусе просто закончилось топливо.

По следам Алматы

В Алматы обновлять муниципальный парк начали в 2017 году в составе "Алматыэлектротранс". Тогда из местного бюджета выделили 11,5 млн тенге на покупку 297 автобусов, и в том же году парк пополнился еще 231 автобусом, была внедрена система "Онай".

К августу 2018 года Ассоциация предприятий перевозчиков сообщила о закрытии уже четырех частных перевозчиков.

Всего за три года транспортной реформы Алматы было закуплено 1113 новых автобусов.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться