В Мангыстау, где в наличии собственный КазГПЗ города Жанаозен, ежегодно возникают проблемы с топливом и автоперевозчики заявили, что работают на грани рентабельности. Стоимость топлива постоянно растет, тариф на проезд является одним из самых низких в РК, утверждают они. В конце декабря имела место забастовка водителей межгородского маршрута. Решить проблему тарифов предполагалось 10 января на соответствующем заседании. В настоящее время тарифы на проезд остаются прежними – в Актау они составляют 50 тенге для взрослого пассажира и 25 тенге для ребенка. Перевозчики предлагают поднять стоимость билета для взрослого до 80 тенге.
Ситуация по области одинаковая. Аргументы внутриобластных, междугородних и актауских автоперевозчиков одинаковы. Последние, правда, считают свое положение более тяжелым. В Актау, где пассажиропоток составляет примерно 25-30 тысяч человек, действует шесть маршрутов. Обслуживают их три предприятия, два из которых принадлежат одному бизнесмену.
"Во-первых, это низкие тарифы. 11 августа 2015 года их поднимали с 35 до 50 тенге для взрослого пассажира (ребенок ранее платил 15 тенге, теперь 25). Однако последующая девальвация "съела" всю прибыль. Подорожания начались во всем. К примеру, в 2012 году на семипалатинском предприятии автобус "ДЭУ" стоил 11 миллионов тенге, теперь – 35 миллионов, "ПАЗ", стоивший несколько миллионов, теперь можно купить только за 10 миллионов. Во-вторых, подорожало топливо. Но подорожание произошло значительное, и это стало проблемой, постоянной и нерешаемой", – отметил директор ТОО "Айна" (самый востребованный в Актау маршрут № 3) Набидулла Айгараков.
В 2016 году, согласно приказу министерства национальной экономики, предельно допустимая розничная цена на газ составила 35 тенге за литр для всех АГЗС Мангистауской области, а для Бейнеуского района – 45 тенге за литр. Тогда говорилось о том, что данный тариф планируется продлевать в 2017 году. Однако 1 июля 2017 года власти объявили об установлении новой цены продажи самым крупным газооператором региона – ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері". К концу 2017 года цены на заправках выглядели следующим образом.
"Литр газа на автозаправочных станциях ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері" стоит 53 тенге. Но там постоянно очереди, приходится заправляться на частных заправках, где стоимость выше. Летняя солярка реализуется по цене 155 тенге, зимняя – за 219 тенге, очень дорогая. Водители заправляют автобусы дизельным топливом по 115 тенге, используют присадки – антигели. Мы не работаем на прибыль, по факту это убыток. Ведь растут цены на горюче-смазочные материалы, запчасти и комплектующие", – рассказал директор ТОО "Жолаушы Актау" (обслуживает маршрут № 2, утверждает, что имеет нерентабельный маршрут № 4М) Руслан Ахметнабиев (он же директор ИП "Ахметнабиев" (маршрут № 5 и № 4).
К слову, 63 водителя маршрутов ТОО "Керуен-Куддус", не вышедшие на работу в декабре на маршрут Актау – Жанаозен, говорили именно об этом.
"Три года назад, когда разыгрывался конкурс на перевозку людей по данному маршруту, газ стоил 25 тенге, теперь 55, а тариф прежний, мы работаем себе в убыток. Имеют место: ежемесячный неустойчивый рост горюче-смазочных материалов, повышение цен на запчасти и комплектующие, увеличение стоимости технического обслуживания, высокая стоимость новых автомобилей и рост цен на аренду помещений на автостанциях", – заявили водители.
Но актауские автоперевозчики заявили о другом важном нюансе.
"В Актау 10 категорий граждан, которые имеют право бесплатного проезда в пассажирском автотранспорте, тогда как в других городах РК таких категорий около пяти. Например, инвалидов второй группы областные маршруты бесплатно не обслуживают, но в нашем списке льготников (общий перечень категорий населения, имеющих право льготного проезда) они есть. По данным акимата, это 1700 человек. Бесплатно мы возим воспитанников и персонал детской деревни семейного типа. А субсидий от акимата никаких нет", – рассказал Ахметнабиев.
По его словам, автоперевозчики стремятся выполнять ранее заявленные договоренности, но обновлять автопарк им просто не на что.
"В 2015 году мне одобрили кредит в "БТА Банке" на десять автобусов общей суммой в 53 миллиона тенге. После девальвации тенге этих средств не хватало на два автобуса. Если не повысится тариф, изменить положение можно будет только посредством строительства метановых заправок. С СПК "Каспий" мы подписали меморандум на приобретение 10 новых автобусов на метановом топливе. Это огромная сумма в 350 миллионов тенге, которую мы можем получить под шесть процентов годовых в 2018-2019 годах на обновление автопарка. Но для этого им надо построить две такие заправки. Для нас это выход, потому что метан дешевле газа, рентабельность маршрутов вырастет в два раза", – подчеркивает Р. Ахметнабиев.
Руководство отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Актау при желании нельзя упрекнуть в позиции стороннего наблюдателя.
"В 2015 году подписали договор с компанией KazInterSoft. В результате все 60 городских автобусов оборудовали системой GPS-мониторинга. Автопарк в режиме онлайн контролируется: количество автобусов на маршруте, следование маршруту, интервал между автобусами, скорость и другое. Горожане получили удобное приложение Infobus, посредством которого могут наблюдать за приближающимися к остановке автобусами. На это потратили три миллиона тенге из городского бюджета. Весной 2017 года запустили три новых пробных маршрута. Их работа не оправдалась, желающих участвовать в тендерах не нашлось", – отметил руководитель отдела Жетыбай Кубашев.
Ситуация по стоимости сжиженного газа обсуждалась с местной властью. Оказалось, что существующий тариф 53 тенге за литр газа на автогазозаправочных станциях ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері", 55 тенге на частных (в Бейнеуском районе – 60-65 тенге за литр) – самая низкая цена по РК.
"По городу Актау тарифы на проезд останутся прежними", – резюмировал Жетыбай Кубашев.
Елена Калинина, Актау