АО "Группа компаний "Allur" (Allur) подписало инвестиционное соглашение с China National Vehicles Import & Exsport Corporation, дочерней структурой China National Machinery IMP.&EXP. CORP (СМС). Подписание произошло в рамках двухдневного визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Костанайскую область.
Присутствие президента на этом мероприятии не случайно. Речь идет о продаже контрольного пакета Allur, а именно 51%. Сумму сделки стороны пока не озвучивают. Но, как подчеркнул председатель Совета директоров Allur, Андрей Лаврентьев, в рамках сделки китайская сторона предполагает инвестировать до 1,2 млрд долларов.
"У предприятия появился стратегический инвестор, который готов делать большую и длинную работу. Первоначальные сроки – 10 лет. Инвестор будет готовить план по развитию предприятия: какие автомобили, бренды будут производить, каков будет уровень локализации. Он будет определять согласованную с нашими госорганами политику. Это одно из условий соглашения", - пояснил детали соглашения Андрей Лаврентьев.
Банк развития Казахстана в свою очередь по-прежнему остается главным кредитором Allur и владеет 25% акций компании. Глава БРК Болат Жамишев отмечает, что подписанное инвестиционное соглашение еще не означает факта продажи акций.
"[Соглашение по продаже] вступает в силу вместе с целым рядом соглашений, которые должны быть подписаны, в том числе с БРК, как с кредитором. Также должны быть получены соответствующие разрешения от госорганов Китая, ведь СМС - это госкомпания", - подчеркнул председатель правления госбанка Болат Жамишев.
Предполагается, что госбанк сохранит свою долю в капитале Allur, а это значит, что китайской стороне будут проданы пакеты акций других акционеров. "Подписание инвестсоглашения по продаже 51% группы компаний Allur – действительно судьбоносное событие", - заявил по этому поводу другой акционер общества, Юрий Цхай. По его словам, теперь "обратного пути нет" и теперь казахстанские автопроизводители будут идти по пути развития, который предложат китайские партнеры.
Напомним, что сотрудничество костанайских автопроизводитей с китайским инвесторами завязалось около двух лет назад. За это время было подписано немало различных соглашений и меморандумов. Их результатом стал старт крупноузловой сборки автомобилей марки JAC, выпуск которой налажен на линиях ТОО "СарыаркаАвтоПром" в Костанае. Более того, ведутся переговоры об открытии завода по производству автокомпонентов на территории костанайской индустриальной зоны.
Параллельно совместно с китайцами стартовал проект по сборке электромобилей, пробная партия которых была представлена этим летом на Международной выставке EXPO-2017 в Астане. Более того, в рамках договорённостей с китайскими партнёрами на костанайской площадке была модернизирована линия по выпуску автомобилей безрамной конструкции методом CKD. Её официальный запуск и произошел в рамках двухдневного визита президента Казахстана, Нурсултана Назарбаева, в Костанайскую область 8-9 ноября 2017 года.
В данном случае речь идет о мелкоузловой сборке, то есть в процесс производства, в том числе китайских автомобилей, включили сварку и покраску кузова. Первые автомобили, которые будут собраны на новой линии – JAC S3. Однако в ТОО "СарыаркаАвтоПром" отмечают, что линия универсальная, что открывает возможность выпускать с ее помощью автомобили и других брендов.
Как отмечают стороны, подписанное инвестиционное соглашение повлекло за собой утрату силы всех предыдущих договоренностей, но не отразится на партнерстве сторон. Для завершения сделки понадобиться подписать еще ряд соглашений, которые оговорят условия дальнейшего сотрудничества и путь развития казахстанской компании.
Со своей стороны президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что государство будет поддерживать дальнейшее развитие казахстанского автопрома, и в особенности электромобилей. Костанайские автопроизводители со своей стороны заверили, что электромобили прошли проверку морозом.
Представитель руководства китайской корпорации СМС, Ванг Су Шенг, на встрече с Нурсултаном Назарбаевым сказал, что они будут продолжать и углублять сотрудничество. Одна из целей китайских инвесторов, помочь Казахстану создать свой собственный бренд автомобилей, подчеркнул глава китайской госкорпорации.
Татьяна Шестакова