В текущем году ТОО "Оператор РОП" планирует увеличить прием на утилизацию старых автомобилей. В 2016 году министерством энергетики РК была выделена квота на выкуп у физических и юридических лиц 10 тыс. старых автомобилей. По итогам года было собрано 5665 автомобилей, а освоение оставшихся средств на выкуп 4335 автомобилей продолжается с 16 января 2017 года.
Квоты на выплату денежной компенсации за сдачу старого автомобиля уже освоены в Костанае, Актобе и Уральске. Прием автомобилей в данных регионах начнется после согласования министерством энергетики РК квот на выкуп старых автомобилей в 2017 год. При этом для удобства и упрощения процедуры сдачи старого автомобиля на утилизацию в программу по выкупу старых автомобилей с 11 января 2017 года была внедрена электронная очередь. Встать в очередь возможно двумя способами: Call-center "Оператора РОП" - 8 800 080 08 65, а также самостоятельно, заполнив специальную форму на сайте auto.recycle.kz.
В 2017 году предлагается новый инструмент – сертификат. Его денежный эквивалент предлагают сделать выше (ранее максимально за старый автомобиль можно было получить 150 тыс. тенге) – 315 тыс. тенге, но это предложение должно быть утверждено министерством энергетики и министерством по инвестициям и развитию. Всего посредством сертификатов планируется утилизировать 20 тыс. автомобилей. Сертификаты можно будет использовать как первоначальный взнос при покупке новых отечественных автомобилей в автосалонах. Таким образом, только программа сертификатов может стимулировать продажу 20 тыс. казахстанских автомобилей и, соответственно, их производство. Ранее вице-министр по инвестициям Альберт Рау сообщил abctv.kz, что производство автомобилей в Казахстане в 2017 году может возрасти на 30%, с 10 тыс. машин по итогам 2016 года.
20 тыс. автомобилей предлагается утилизировать традиционной выплатой денег за сдаваемую в утиль машину. Как сообщил abctv.kz управляющий директор ТОО "Оператор РОП" Рустам Темирбек, сертификаты будут интереснее для городских жителей.
"Городские жители, понимая, что мы ранее заявляли, что будут сертификаты, придерживали эти машины и ждали именно возможности получить этот сертификат. Так как скидка – это не живые деньги, соответственно, она должна быть привлекательной, и в данном случае это 315 тыс. тенге, что примерно составляет, если взять самую средненькую машину, 10% от стоимости автомобиля", - сказал он.
По его словам, запуск программы утилизации уже помог увеличить объемы переработки автокомпонентов.
"Если говорим про отрасль переработки шин, то в 2016 году объем переработки составил 18 тыс. тонн. Дополнительно планируется ввод в эксплуатацию в 2017 году порядка 5 предприятий. Суммарная мощность переработчиков шин составляет 35% от общего объема образования отходов. Также в 2016 году было утилизировано 19 тыс. тонн аккумуляторных батарей, что составляет 58% объема их образования. В 2016 году мы внедрили механизм компенсации, который позволяет увеличить объем переработки и привлекать малый и средний бизнес в данную отрасль", - сказал г-н Темирбек на международной конференции "Расширенные обязательства бизнеса по утилизации отходов: шаг к зеленой экономике Казахстана".
В 2016 году было организовано порядка 17 пунктов сбора вышедших из эксплуатации транспортных средств старых автомобилей.
"Здесь необходимо отметить, что с 21 ноября 2016 года, когда мы запустились, по 30 декабря было собрано порядка 5600 автомобилей. Буквально это 30 рабочих дней. Программа показала, что она является эффективной, и было принято решение продлить ее на 2017 год, то есть бюджет выплат составил на текущий момент порядка 850 млн тенге. За одну машину это 150 тыс. тенге", - сказал Рустам Темирбек.
По программе выкупа автомобилей клиент сдавал свой автомобиль и средства направлялись на его расчетный счет. То есть фактически деньги поступали потребителям и не шли в развитие отрасли.
"Деньги в отрасль не шли, но надо понимать, что заставлять людей приобретать автомобили не совсем правильно. Некоторые люди не заинтересованы в дальнейшем опять идти покупать автомобили. Те же, допустим, пенсионеры, жители отдаленных регионов. Эта программа пользуется спросом у жителей отдаленных регионов, поэтому мы выкупали автомобили, и средства направлялись непосредственно физическому лицу, - сообщил он. - Мы видели и оценили опыт Российской Федерации, и на текущий момент, думаю, со следующего месяца будет уже утвержден подзаконный акт, где мы внедрим сертификаты. Данная программа позволит возвращать деньги в отрасль, помогать отечественным производителям, и в том числе данная программа будет более интересна жителям городских регионов, потому что сумма будет хоть и безнальная, но она будет в 2 раза выше".
Дополнительно "Оператор РОП" запустил программу мобильного пункта сбора, то есть жители отдаленных от стационарного пункта регионов могли также сдать свой автомобиль.
"Здесь затраты по доставке автомобилей легли именно на "Оператора РОП". Дополнительно производились выезды к участникам Великой Отечественной войны, инвалидам и на месте оформлялись все необходимые документы. Автомобиль мы самостоятельно забирали на пункт сбора, и, видя результат данной программы и поддержку среди населения, министерством было одобрено продолжение работы мобильного пункта сбора на 2017 год. Естественно, все это делается с целью правильной утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств", - сказал Рустам Темирбек.
Он отметил, что данная программа позволила привлечь в данную отрасль инвестора, который занимается строительством завода по утилизации автомобилей.
"Данный завод планируется в городе Караганде. Мощность переработки - порядка 50 тыс. автомобилей в году", - резюмировал он.
В свою очередь председатель комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Мурат Абенов отметил открытость "Оператора РОП".
"В прошлом году были жаркие споры и обсуждения. По многим вопросам удалось пойти на компромисс", - сказал он.
Вместе с тем, отметил г-н Абенов, при обсуждении введения новых стандартов нужно учитывать их влияние на стоимость товаров.
"Справедливое распределение нагрузки на бизнес. Здесь надо быть достаточно осторожным. Особенно по социальному блоку товаров и продуктов, которые могут где-то повлиять на рост цен. Конечно, мы думаем о конкурентоспособности нашего бизнеса, чтобы это не повлекло увеличения стоимости конечной продукции. Однозначно, нам нужно обсуждать", - сказал он.
В связи с этим Мурат Абенов считает, что необходимо найти баланс между интересами производителей товаров и переработчиков отходов.
Как сообщили в ТОО "Оператор РОП", в поданной на утверждение программе на 2017 год внесены изменения, касающиеся налоговых обязательств участников программы. При возникновении у участника программы обязанности по уплате индивидуального подоходного налога (в размере 10%) сумма данного налога удерживается оператором у источника выплаты за счет компенсации. Собственники старых автомобилей и доверенные лица, предоставляющие расчетный счет владельца старого автомобиля, налогом не облагаются.
Также оператором усилена работа в плане проверки корректности предоставленных автовладельцем данных. В случае возникновения подозрений в недостоверности документов оператор в течение трех рабочих дней направляет копии документов в правоохранительные органы для фактического выяснения их достоверности и при необходимости принятия соответствующих мер, в том числе уголовно-процессуального характера.
Кроме того, комитетом административной полиции МВД РК прорабатывается вопрос о внедрении единой формы справки на утилизацию транспортного средства и для удобства населения планируется подписание меморандума о сотрудничестве с АО "Казпочта" по открытию расчетных счетов и оперативная выдача справок в любом филиале.
В настоящее время министерство энергетики рассматривает предложение "Оператора РОП" о продолжении проекта "Мобильный пункт сбора" в 2017 году. В предложенном варианте порядка 26 населенных пунктов, включены Павлодарская, Карагандинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская и Акмолинская области. В случае одобрения проекта маршрут передвижения мобильного пункта будет разрабатываться совместно с областными и районными акиматами.
С 1 февраля 2017 года пункты сбора "Оператора РОП" переходят на новый производственный этап. Теперь будет осуществляться не только сбор автомобилей, но и подготовка ВЭТС для последующей экологической утилизации. Экологобезопасная подготовка автомобиля к транспортировке и дальнейшей утилизации включает в себя: извлечение аккумуляторов, снятие шин, слив технических жидкостей для последующей экологически безопасной утилизации. Также пункты сбора "Оператора РОП" готовятся к приему старых автомобилей по программе стимулирования сдачи ВЭТС (выдача сертификатов) и планируемому на июнь 2017 года приему грузовых автомобилей.
Жанболат Мамышев