/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

Производство автомобилей в Казахстане сейчас на максимуме с 2013 года. Продажи новых легковых авто растут на 18% год к году. Однако самыми востребованными на авторынке остаются старые автомобили: они обеспечивают две трети всех сделок.

11:31 23 Октябрь 2019 20022

Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

Автор:

Алексей Никоноров

По данным Комитета по статистике ИНЭ РК, в сентябре 2019 года с конвейеров казахстанских автозаводов сошло 4260 новых автомобилей. Уровень производства оказался на максимуме с декабря 2013 года (тогда было произведено около 5 тыс. авто). Кроме того, впервые с начала 2015 года месячное производство оказалось выше 4 тыс. единиц. По сравнению с сентябрем 2018 года месячный объем выпуска вырос более чем на 45%.

Вообще нынешний год является одним из самых удачных для отечественного автостроения. По итогам трех кварталов с конвейеров сошло более 29,8 тыс. легковых авто – так много не было как минимум семь лет. Прошлогодние показатели производства превышены на 41,2% (в январе-сентябре 2018 года было собрано около 21,1 тыс. единиц), 2017-го года – в 2,6 раз (11,6 тыс.), 2016-го – в 4,2 раза (7 тыс.).

Одна из главных причин роста производительности – государственная поддержка. Представители казахстанских компаний неоднократно заявляли, что госорганы предпочитают покупать зарубежные авто, хотя отечественные авто ничем не хуже. Правительство пошло навстречу, обязав госструктуры закупать только автомобили казахстанской сборки. В 2018 году доля отечественных авто в закупках поднялась до 97%. Летом 2019 года производители заявили, что на протяжении нескольких месяцев в Казахстане не было приобретено ни одного служебного автомобиля иностранного происхождения.

Почему растет производство?

Вторая причина роста производства – увеличение спроса.

Помогает в этом и государственная программа льготного автокредитования. Ее главная задумка – снизить процентные ставки на отечественную продукцию. На реализацию несколькими траншами было направлено несколько десятков миллиардов тенге. В мае 2019 года Правительство выделило на эти цели еще 8 млрд. При этом программа работает по револьверному принципу –платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на автокредитование.

В конце мая 2019 года Правительством была утверждена еще одна программа. Ее условия: номинальная ставка вознаграждения – не более 4% годовых, срок кредитования – не более 7 лет, валюта займа – тенге, стоимость одного легкового автомобиля – не более 15 млн тенге. 18 октября стало известно, что на ее реализацию Банк развития Казахстана уже направил 20 млрд тенге.

«С учетом всех траншей и револьверного освоения средств с 2015 года около 5,9 тыс. казахстанцев получили льготные автокредиты на общую сумму 71,7 млрд тенге. Новая программа предоставит возможность еще большему количеству казахстанцев приобрести новые автомобили отечественной сборки на выгодных условиях. Это выгодно как потребителям, так и автопроизводителям», – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Дастан Ахметов.

Не стоят в стороне и иностранные инвесторы. Например, в 2018 году китайская компания СМС приобрела 51% акций «СарыаркаАвтоПром». Тогда было объявлено, что общий объем инвестиций со стороны Китая составит около 1,1 млрд долларов. Стратегия развития предприятия на 2019-2021 годы предполагает увеличение объемов производства в отрасли до 100 000 автомобилей и уровень локализации до 50%.

Итогом всех этих действий является увеличение количества казахстанских автомобилей на дорогах. В начале 2017 года 30%-ная доля авто отечественной сборки считалась хорошим показателем. Сейчас показатель гораздо выше: из каждых 100 проданных на внутреннем рынке автомобилей 56 собраны на казахстанских автозаводах.

450 млрд на покупку новых авто

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в течение января-сентября официальными дилерами было реализовано 49 243 автомобиля. Это на 18,3% выше результата годичной давности. За это время казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 451,2 млрд тенге (около 1,18 млрд долларов) – на 27,1% больше, чем годом ранее.

Сбыт по итогам сентября 2019 года (5 954 единицы) превзошел прошлогоднее значение на 10%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 54,7 млрд тенге (141,3 млн долларов), превысив показатель годичной давности на 11,9%.

«В сентябре на рынке продолжился стабильный восстановительный тренд – в прошедшем месяце продажи на 10% превзошли аналогичный показатель прошлого года. По итогам девяти месяцев рост превысил 18%. Большинство покупателей (56,4%) выбирают автомобили отечественной сборки. Общая динамика казахстанского рынка сохраняет сдержанную позитивную динамику и в четвертом квартале не претерпит фундаментальных изменений», – считает директор по стратегическому планированию «КазАвтоПрома» Артур Мискарян.

«В сентябре не произошло существенных изменений, разве что доля локально производимых автомобилей продолжает расти быстрее рынка. Темпы роста, экспорт позволят автопрому и дальше укреплять свои позиции. С учетом оставшихся трех месяцев в текущем году автомобильный рынок страны перешагнет отметку в 70 тысяч, из которых 40 тысяч единиц легковой и коммерческой техники отечественного производства», – прогнозирует вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева.

Импорт растет несмотря ни на что

Впрочем, совсем отказываться от иностранных авто казахстанцы не намерены. За 8 месяцев 2019 года объем импорта составил 513,6 млн долларов – на 28,6% больше, чем годом ранее. Легковые автомобили являются одним из самых востребованных завозимых товаров. Больше заплачено лишь за импорт медикаментов (573 млн долларов), оборудование для нагрева материалов (551,3 млн) и труб из черных металлов (777 млн).

Общее количество ввезенных за 9 месяцев автомобилей составило около 21,7 тыс. единиц – на 19,1% больше, чем годом ранее. Главным поставщиком является Россия – оттуда пригнано более 12,2 тыс. авто на общую сумму 250,9 млн долларов. На втором месте – Япония (4,9 тыс. единиц на 174,5 млн долларов). На двоих эти страны обеспечивают более трех четвертей всего импорта. В целом Казахстан завозит легковые автомобили из 22 стран.

Что происходит на вторичном рынке?

Еще одна тенденция на отечественном рынке – сокращение количества автомобилей. По данным Комитета по статистике РК, на 1 сентября 2019 года в республике зарегистрировано 3 млн 686,2 тыс. легковых автомобилей. Это на 321,8 тыс., или 9%, меньше, чем годом ранее.

Отчасти снижение количества связано с программой утилизации старых авто. Казахстанцы сдают старые или уже непригодные для эксплуатации автомобили, взамен получая денежную компенсацию либо сертификат на покупку нового автомобиля отечественной сборки. С 2016 года по май 2019-го Оператором РОП таким образом было принято около 96 тыс. старых авто.

Возможна и еще одна причина снижения количества зарегистрированных автомобилей. По состоянию на 1 сентября 2018 года в Южно-Казахстанской области числилось 513,3 тыс. автомобилей. Этого региона уже нет – он был разделен на Шымкент и Туркестанскую область. В первом на 1 сентября 2019-го зарегистрировано 56 тыс. автомобилей, во второй – 29,5 тыс. Еще 241 тысяча автомобилей продолжает числиться за ЮКО. Таким образом, за год с учета региона «выпало» 186,8 тыс. автомобилей. Часть из них, возможно, была зарегистрирована в других областях, а часть была просто снята с учета.

Еще один тренд – выбор более экономичных автомобилей. Количество регистраций автомобилей с объемом двигателя от 2000 куб см и выше по итогам 8 месяцев сократилось на 3,7% (до 227 тыс.). Автомобили с объемом 1500-2000 куб см регистрируются на 3,5% чаще (284 тыс.), менее 1500 куб см – на 17% чаще (61,7 тыс.).

В целом за 8 месяцев года в Казахстане было зарегистрировано 572,8 тыс. автомобилей – на 1,4% больше, чем годом ранее. Это значит, что владельцы сменились у 15% автомобилей. Наибольшая активность приходится на Алматы и область – тут заключается 27% всех сделок. В трех регионах Казахстана объем регистраций (а вместе с тем и продаж) по сравнению прошлым годом упал:

  • В Актюбинской области – на 9,3% (до 22 тыс.)
  • В Костанайской области – на 6,1% (до 18,1 тыс.)
  • В Мангыстауской области – на 5,5% (до 24,5 тыс.)

Автохлам остается востребован

Однако ни рост производства, ни увеличение спроса на новые авто, ни активность на вторичном рынке, ни программа выкупа транспорта у населения не могут пока решить главную проблему – большое количество старых авто на дорогах. По данным Комитета по статистике, 72,5% всех зарегистрированных автомобилей в Казахстане старше 10 лет. Доля авто в возрасте до 3 лет – 11,6%.

Более того, старые автомобили продолжают пользоваться спросом. На их долю приходится 64% от общего количества регистраций в январе-августе 2019 года. Это значит, что два из каждых трех купленных населением автомобилей выпущены до 2009 года. Особенно это актуально на юге республики: в Жамбылской и Алматинской областях доля превышает 80%, в Кызылординской – 76%. Меньше половины сделок на старые авто приходятся только в двух регионах: Нур-Султане (45,8%) и Атырауской области (32,4%).

Алексей Никоноров

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Может ли цвет волос повлиять на манеру управления автомобилем?

29 Май 2020 13:58 2247

Блондинки VS брюнетки – кто «рулит»

Все привыкли к стереотипам о «женщине за рулем», создающей окружающим водителям кучу проблем и становящуюся порой зачинщицей аварии, что называется, на пустом месте. Но негласное противостояние блондинок и брюнеток длится уже не один десяток лет. У многих существует убеждение, что обладательницы белокурых прядей более легкомысленные и безрассудные, чем темных волос. Страховая компания «Лондон-Алматы» решила внести свою лепту в вечный спор, а может, даже развеять миф. Аналитики провели исследование с целью определить: зависит ли стиль вождения от цвета волос водителя или все же это миф.

Исследование проводилось компанией методом глубинного интервью, в нем приняли участие владельцы легкого автотранспорта Алматы и Нур-Султана в возрасте от 18 до 50 лет, 100% участников опроса – женщины. В ходе опроса представительниц прекрасного пола просили описать стиль вождения и свой характер, определить маневры, которые вызывают затруднения, рассказать, часто ли они нарушают правила дорожного движения и как относятся к заторам на дорогах. Кроме того, участниц опроса просили ответить на вопросы: «Вы встретили на дороге настоящего агрессора: то обгоняет, то подрезает. Как с ним быть?», «Вам нужно будет доехать из точки А в точку Б. Как будете запоминать дорогу?», «На парковке вы видите лишь одно место, и занять его можно, только если впритык прижаться к другим машинам. Ваши действия?» Ответы на ситуационные вопросы позволили аналитикам получить более точные результаты.

В ходе исследования брюнетки определили себя как уверенных водителей, среди своих главных черт они выделили рассудительность, спокойствие и сдержанность. Они очень аккуратно управляют автомобилями, чтобы не случилось – это точно будет не по их вине. В своих ответах они указали, что на дороге ведут себя довольно сдержанно, почти никогда не кричат и не нервничают, правда, редко уступают дорогу, всегда едут по своей полосе и не нарушают правила дорожного движения. Однако для многих из них сложности вызывают соблюдение дистанции и движение задним ходом при парковке. Они редко пользуются клаксоном и спокойно стоят в пробках часами.

Шатенки – это водители настроения, от них можно ожидать чего угодно. Их манера управлять автомобилем зависит от того, в каком настроении девушка вышла сегодня из дома. Они характеризуют себя более импульсивными в сравнении с брюнетками, чаще сигналят, признаются, что иногда могут и подрезать, а оказавшись с ними на дороге, лучше будет пропустить их вперед.

Блондинки же в ходе опроса определили себя как смелых и уверенных в себе людей, которые постоянно стремятся к поставленной цели и успеху. Правда, среди своих слабых сторон они отметили излишнюю импульсивность, и некоторые из них признались, что иногда могут полихачить на дороге и пренебречь скоростным режимом, поболтать по телефону, а иногда и вовсе не понимают, как кто-то может в чем-то их обвинять, они ведь сама невинность! Но в целом признаются, что ведут себя сдержанно и дисциплинированно на дорогах. Только одна из пяти девушек, обладающих белокурыми волосами, сказала, что была участником в ДТП хотя бы раз с момента получения прав, из них только 43% были виновницами дорожного инцидента.

По мнению представителей компании, дело здесь совсем даже не в цвете волос, и он никак не влияет на манеру вождения представительниц прекрасного пола, и то, что блондинки водят хуже, чем брюнетки или шатенки, является стереотипом. Тем более что ученые Университета штата Огайо провели свой опрос и уже опровергли миф о том, что интеллект блондинок уступает брюнеткам и шатенкам, а иногда уровень их интеллекта даже выше. Участницам предлагалось ответить на вопрос о цвете своих волос, а также пройти интеллектуальный тест, который демонстрировал их словарный запас, понимание текста, знания математики и способности к математическому мышлению. Результаты исследования гласят, что среднестатистический уровень интеллекта блондинок составляет 103,2. Шатенки же оказались на втором месте – с уровнем IQ в 102,7. Рыжеволосые девушки в среднем имеют IQ на уровне 101,2. Наименьший коэффициент интеллекта был зарегистрирован у брюнеток – 100,5 балла. Опрошенные также отвечали на вопрос, был ли у них в возрасте 14 лет доступ к чтению – журналам, газетам и книгам. Оказалось, что блондинки росли в семьях, где больше читали.

«В ходе исследования мы в очередной раз пришли к выводу, что cтиль вождения брюнеток, шатенок, блондинок зависит только от характера. Между тем цвет волос в данном случае особого значения не имеет. Ведь женщины есть женщины. Но стоит отметить, что представительницы женского пола, будь то брюнетки или блондинки, реже, чем мужчины, становятся виновниками ДТП.

Мы бы хотели обратиться ко всем водителям и попросить их уважительно относиться к другим участникам дорожного движения и не игнорировать ПДД. Ведь, согласно официальной статистике, в РК за январь-декабрь 2019 года было зарегистрировано 16 614 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали 24 585 человек. По состоянию на 1 января 2020 года страховыми организациями по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств было осуществлено 74 914 страховых выплат на сумму 29,7 млрд тенге», – говорит Роздина И. А., управляющий директор АО «СК «Лондон-Алматы».

Айнур Омиралина

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

Количество регистраций в апреле упало в 40 раз по сравнению с обычными значениями.

20 Май 2020 15:48 5647

Продажи автомобилей упали до исторического минимума

По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года цены на автомобили в Казахстане выросли на 0,8%. Этот месяц стал уже 57-м подряд, в котором отмечается рост стоимости транспорта. В последний раз цены не росли в далеком июле 2015 года. То есть после перехода к плавающему курсу тенге еще не было такого периода, когда автомобили бы не дорожали.

При этом темпы роста достаточно стабильны. За четыре месяца с начала текущего года стоимость увеличилась на 2,6%. Для сравнения – в январе-апреле 2019 года показатель составлял 2,7%, в 2018-м – 2,8%. Да и в целом нынешние темпы мало отличаются от прошлогодних:

  • В январе 2019 и 2020 годов рост стоимости автомобилей составил 0,7%.
  • В феврале – 0,6%.
  • В марте – 0,5%.
  • Апрельское различие незначительное: 0,8% в 2020 году против 0,9% годом ранее.

За последние 12 месяцев цены выросли на 8,6%. Таким образом, стоимость автомобилей растет быстрее инфляции, которая за это же время составила 6,8%. И это уже привычная тенденция. Годовой рост цен на авто стабильно опережает инфляцию, начиная с декабря 2015 года. То есть примерно с момента перехода к плавающему курсу.

Наибольший рост цен – на дешевые и старые авто

Мартовское ослабление тенге стало крупнейшим за последние почти пять лет. И это также не могло не отразиться на ценах. Kolesa.kz провели анализ динамики цен на самые популярные модели на вторичном рынке. И она оказалась разнонаправленной:

  • Среди самых популярных моделей стоимостью до 3 млн тенге (как правило, это иномарки, возраст которых приближается к 30 годам, либо продукция российского автопрома вдвое моложе) произошел рост цен на ВАЗ-2114 и Audi 100 C4. Причем обе подорожали в апреле на 3,4%, а основа роста пришлась на первую половину месяца. Конкурент, Volkswagen Passat B3, наоборот, подешевел. Его средняя стоимость на вторичном рынке снизилась на 2,8%.
  • В ценовой категории от 3 млн до 5 млн тенге из популярных моделей сильнее всего подорожал Hyundai Accent 2014 года выпуска – скачок в первой половине апреля привел к тому, что по итогам месяца цены выросли на 2,2%. Toyota Camry XV40 2007 года подорожала на 0,9%, а Kia Rio подешевел на 0,1%.
  • В категории 5-7 млн тенге динамика немного иная. Toyota Corolla 2013 года подешевела на 1,5% (основное снижение пришлось на первую половину месяца), Lexus RX 330 2004 года – на 0,7% (в конце месяца). Альтернатива – Toyota Camry XV50 2012-го года выпуска – немного подорожала – на 0,2% .
  • В категории свыше 7 млн тенге цены выросли, но незначительно. Toyota Camry XV70 подорожала на 0,4%, Toyota Land Cruiser 200 – на 0,1%, а Toyota Land Cruiser Prado на столько же подешевел. При этом цены на эти модели менялись скачкообразно.

«Судя по имеющимся данным, наиболее заметный рост цен в процентном соотношении по итогам апреля произошел в сегменте до 3 млн тенге. В остальных же, за исключением пары случаев, перемены едва доходили до 1 %. С начала мая в различных регионах страны начали открываться спецЦОН. Кое-где они уже стали оказывать услуги по перерегистрации автомобилей без необходимости пользоваться онлайн-сервисом, что значительно повлияет на вторичный рынок в мае», – подытожили авторы исследования.

Новые авто продолжают дорожать

Что касается новых автомобилей, то тут ситуация несколько иная. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в январе-апреле 2020 года казахстанцы потратили на покупку нового автотранспорта 169,3 млрд тенге – это на 4,9%, меньше, чем год назад. При этом количество сделок сократилось на 2,7% (чуть мене 18,4 тыс.). Это говорит о том, что средний чек при покупке нового автомобиля упал. Но это не значит, что цены упали – просто казахстанцы стали покупать более дешевые модели.

Например, доля Toyota в январе-апреле 2020 года составила 15,7%, тогда как год назад она была в районе 22%. Camry, еще недавно занимавшая первое место в списке самых популярных моделей, сейчас идет лишь четвертой, пропустив вперед куда более дешевые Lada Granta, Ravon Nexia и KIA Rio.

В Kolesa.kz отмечают, что мартовское ослабление тенге привело к двум волнам подорожаний. Практически сразу после падения стоимости тенге дистрибьютеры заявили о том, что цены будут расти, но купить уже имеющиеся в наличии авто можно было по старым ценам. В начале апреля ценники были увеличены вновь, причем на некоторые модели рост составил более 16%. И с тех пор значительных изменений не было. Но будут.

«Из числа популярных марок на сегодняшний день прайсы не корректировала только Hyundai. Ее представители ранее заявляли, что цены останутся прежними, пока есть запасы. Как только они закончатся, подорожают и Hyundai, предположительно на 5-7 %. То есть если базовая версия Hyundai Accent сейчас стоит 6,1 млн тенге, то после поступления свежей партии в графе «от» может значиться уже 6,5 млн тенге», – пишут в kolesa.kz.

Продажи упали до исторического минимума

Судя по всему, именно сокращение спроса сейчас и является сдерживающим фактором для стремительного роста цен на авто. Автосалоны закрыты, спеЦОН в большинстве своем тоже, а потому оформить сделку весьма затруднительно. Рынок застаивается, что и притормаживает рост цен.

«Сбыт по итогам апреля 2020 года (950 единиц) оказался ниже прошлогоднего значения в 5,9 раза (5585 ед.). Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 10 млрд тенге ($23,1 млн), что ниже показателя годичной давности в 5,3 раза. В сравнении с мартом 2020 года, когда было реализовано 6 694 автомобиля, апрельские продажи снизились на 86%», – отмечают в «КазАвтоПроме» о продажах новых авто.

Однако не исключено, что ситуация все-таки чуть лучше. Участники рынка говорят, что продажи на вторичным рынке идут, но пока они просто не нашли отражения в официальной статистике – официально сделки еще не оформлены.

«На вторичном рынке наблюдалось затишье, и это несмотря на возможность онлайн-переоформления между физическими лицами. По данным АКАБ, в апреле 2020 года в РК на учет поставлено всего 2 853 автомобиля (в 40 раз меньше, средних значений). Большую часть из них зарегистрировали в ВКО, Алматы и Карагандинской области. В мае ситуация начинает стабилизироваться. В связи со смягчением карантина во многих регионах страны открыли свои двери спецЦОН и дилерские центры. Количество регистраций растет, в том числе за счет оформления продаж в апреле. Участники рынка ожидают увеличения продаж уже в ближайшие месяцы», – пишет Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ).

Также из данных АКАБ следует, что из 1122 проданных в апреле единиц автотехники на учет поставлено всего 213 – а это менее 20%. Таким образом, оставшиеся сделки отразятся в данных по регистрации лишь в последующие месяцы.

Алексей Никоноров