/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 949,64 DOW J 28 541,61
FTSE 100 7 434,15 РТС 1 555,85
KASE 2 275,08 Алюминий 1 758,00
Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

Производство автомобилей в Казахстане сейчас на максимуме с 2013 года. Продажи новых легковых авто растут на 18% год к году. Однако самыми востребованными на авторынке остаются старые автомобили: они обеспечивают две трети всех сделок.

23 Октябрь 2019 11:31 12397

Авторынок Казахстана: спрос растет, но денег хватает на старые машины

По данным Комитета по статистике ИНЭ РК, в сентябре 2019 года с конвейеров казахстанских автозаводов сошло 4260 новых автомобилей. Уровень производства оказался на максимуме с декабря 2013 года (тогда было произведено около 5 тыс. авто). Кроме того, впервые с начала 2015 года месячное производство оказалось выше 4 тыс. единиц. По сравнению с сентябрем 2018 года месячный объем выпуска вырос более чем на 45%.

Вообще нынешний год является одним из самых удачных для отечественного автостроения. По итогам трех кварталов с конвейеров сошло более 29,8 тыс. легковых авто – так много не было как минимум семь лет. Прошлогодние показатели производства превышены на 41,2% (в январе-сентябре 2018 года было собрано около 21,1 тыс. единиц), 2017-го года – в 2,6 раз (11,6 тыс.), 2016-го – в 4,2 раза (7 тыс.).

Одна из главных причин роста производительности – государственная поддержка. Представители казахстанских компаний неоднократно заявляли, что госорганы предпочитают покупать зарубежные авто, хотя отечественные авто ничем не хуже. Правительство пошло навстречу, обязав госструктуры закупать только автомобили казахстанской сборки. В 2018 году доля отечественных авто в закупках поднялась до 97%. Летом 2019 года производители заявили, что на протяжении нескольких месяцев в Казахстане не было приобретено ни одного служебного автомобиля иностранного происхождения.

Почему растет производство?

Вторая причина роста производства – увеличение спроса.

Помогает в этом и государственная программа льготного автокредитования. Ее главная задумка – снизить процентные ставки на отечественную продукцию. На реализацию несколькими траншами было направлено несколько десятков миллиардов тенге. В мае 2019 года Правительство выделило на эти цели еще 8 млрд. При этом программа работает по револьверному принципу –платежи от погашения действующих кредитов вновь направляются на автокредитование.

В конце мая 2019 года Правительством была утверждена еще одна программа. Ее условия: номинальная ставка вознаграждения – не более 4% годовых, срок кредитования – не более 7 лет, валюта займа – тенге, стоимость одного легкового автомобиля – не более 15 млн тенге. 18 октября стало известно, что на ее реализацию Банк развития Казахстана уже направил 20 млрд тенге.

«С учетом всех траншей и револьверного освоения средств с 2015 года около 5,9 тыс. казахстанцев получили льготные автокредиты на общую сумму 71,7 млрд тенге. Новая программа предоставит возможность еще большему количеству казахстанцев приобрести новые автомобили отечественной сборки на выгодных условиях. Это выгодно как потребителям, так и автопроизводителям», – отметил управляющий директор Банка развития Казахстана Дастан Ахметов.

Не стоят в стороне и иностранные инвесторы. Например, в 2018 году китайская компания СМС приобрела 51% акций «СарыаркаАвтоПром». Тогда было объявлено, что общий объем инвестиций со стороны Китая составит около 1,1 млрд долларов. Стратегия развития предприятия на 2019-2021 годы предполагает увеличение объемов производства в отрасли до 100 000 автомобилей и уровень локализации до 50%.

Итогом всех этих действий является увеличение количества казахстанских автомобилей на дорогах. В начале 2017 года 30%-ная доля авто отечественной сборки считалась хорошим показателем. Сейчас показатель гораздо выше: из каждых 100 проданных на внутреннем рынке автомобилей 56 собраны на казахстанских автозаводах.

450 млрд на покупку новых авто

По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в течение января-сентября официальными дилерами было реализовано 49 243 автомобиля. Это на 18,3% выше результата годичной давности. За это время казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 451,2 млрд тенге (около 1,18 млрд долларов) – на 27,1% больше, чем годом ранее.

Сбыт по итогам сентября 2019 года (5 954 единицы) превзошел прошлогоднее значение на 10%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам месяца достиг 54,7 млрд тенге (141,3 млн долларов), превысив показатель годичной давности на 11,9%.

«В сентябре на рынке продолжился стабильный восстановительный тренд – в прошедшем месяце продажи на 10% превзошли аналогичный показатель прошлого года. По итогам девяти месяцев рост превысил 18%. Большинство покупателей (56,4%) выбирают автомобили отечественной сборки. Общая динамика казахстанского рынка сохраняет сдержанную позитивную динамику и в четвертом квартале не претерпит фундаментальных изменений», – считает директор по стратегическому планированию «КазАвтоПрома» Артур Мискарян.

«В сентябре не произошло существенных изменений, разве что доля локально производимых автомобилей продолжает расти быстрее рынка. Темпы роста, экспорт позволят автопрому и дальше укреплять свои позиции. С учетом оставшихся трех месяцев в текущем году автомобильный рынок страны перешагнет отметку в 70 тысяч, из которых 40 тысяч единиц легковой и коммерческой техники отечественного производства», – прогнозирует вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева.

Импорт растет несмотря ни на что

Впрочем, совсем отказываться от иностранных авто казахстанцы не намерены. За 8 месяцев 2019 года объем импорта составил 513,6 млн долларов – на 28,6% больше, чем годом ранее. Легковые автомобили являются одним из самых востребованных завозимых товаров. Больше заплачено лишь за импорт медикаментов (573 млн долларов), оборудование для нагрева материалов (551,3 млн) и труб из черных металлов (777 млн).

Общее количество ввезенных за 9 месяцев автомобилей составило около 21,7 тыс. единиц – на 19,1% больше, чем годом ранее. Главным поставщиком является Россия – оттуда пригнано более 12,2 тыс. авто на общую сумму 250,9 млн долларов. На втором месте – Япония (4,9 тыс. единиц на 174,5 млн долларов). На двоих эти страны обеспечивают более трех четвертей всего импорта. В целом Казахстан завозит легковые автомобили из 22 стран.

Что происходит на вторичном рынке?

Еще одна тенденция на отечественном рынке – сокращение количества автомобилей. По данным Комитета по статистике РК, на 1 сентября 2019 года в республике зарегистрировано 3 млн 686,2 тыс. легковых автомобилей. Это на 321,8 тыс., или 9%, меньше, чем годом ранее.

Отчасти снижение количества связано с программой утилизации старых авто. Казахстанцы сдают старые или уже непригодные для эксплуатации автомобили, взамен получая денежную компенсацию либо сертификат на покупку нового автомобиля отечественной сборки. С 2016 года по май 2019-го Оператором РОП таким образом было принято около 96 тыс. старых авто.

Возможна и еще одна причина снижения количества зарегистрированных автомобилей. По состоянию на 1 сентября 2018 года в Южно-Казахстанской области числилось 513,3 тыс. автомобилей. Этого региона уже нет – он был разделен на Шымкент и Туркестанскую область. В первом на 1 сентября 2019-го зарегистрировано 56 тыс. автомобилей, во второй – 29,5 тыс. Еще 241 тысяча автомобилей продолжает числиться за ЮКО. Таким образом, за год с учета региона «выпало» 186,8 тыс. автомобилей. Часть из них, возможно, была зарегистрирована в других областях, а часть была просто снята с учета.

Еще один тренд – выбор более экономичных автомобилей. Количество регистраций автомобилей с объемом двигателя от 2000 куб см и выше по итогам 8 месяцев сократилось на 3,7% (до 227 тыс.). Автомобили с объемом 1500-2000 куб см регистрируются на 3,5% чаще (284 тыс.), менее 1500 куб см – на 17% чаще (61,7 тыс.).

В целом за 8 месяцев года в Казахстане было зарегистрировано 572,8 тыс. автомобилей – на 1,4% больше, чем годом ранее. Это значит, что владельцы сменились у 15% автомобилей. Наибольшая активность приходится на Алматы и область – тут заключается 27% всех сделок. В трех регионах Казахстана объем регистраций (а вместе с тем и продаж) по сравнению прошлым годом упал:

  • В Актюбинской области – на 9,3% (до 22 тыс.)
  • В Костанайской области – на 6,1% (до 18,1 тыс.)
  • В Мангыстауской области – на 5,5% (до 24,5 тыс.)

Автохлам остается востребован

Однако ни рост производства, ни увеличение спроса на новые авто, ни активность на вторичном рынке, ни программа выкупа транспорта у населения не могут пока решить главную проблему – большое количество старых авто на дорогах. По данным Комитета по статистике, 72,5% всех зарегистрированных автомобилей в Казахстане старше 10 лет. Доля авто в возрасте до 3 лет – 11,6%.

Более того, старые автомобили продолжают пользоваться спросом. На их долю приходится 64% от общего количества регистраций в январе-августе 2019 года. Это значит, что два из каждых трех купленных населением автомобилей выпущены до 2009 года. Особенно это актуально на юге республики: в Жамбылской и Алматинской областях доля превышает 80%, в Кызылординской – 76%. Меньше половины сделок на старые авто приходятся только в двух регионах: Нур-Султане (45,8%) и Атырауской области (32,4%).

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

С 1 февраля начнется регистрация авто, ввезенных из ЕАЭС

Первичная регистрация таких автомобилей составит от 600 тыс. тенге до 1 млн тенге, сообщает inbusiness.kz.

28 Январь 2020 10:46 768

С 1 февраля начнется регистрация авто, ввезенных из ЕАЭС

Фото: kolesa.kz

По словам заместителя председателя комитета административной полиции МВД РК Серика Тусупова, в настоящее время в ЦОНах проводится подготовительная работа.

«Максимально длительное время мы будем проводить такую регистрацию, чтобы граждане могли легализовать свой транспорт. С февраля месяца ориентировочно регистрация начнется и до марта 2021 года будет длиться для граждан период для уплаты и сбора», – сказал он.

Чиновник добавил, что принято решение дать необходимое время казахстанцам собрать все документы и предоставить их для легализации купленного авто. На данный момент акция по регистрации еще не начиналась, так как отрабатывается механизм подачи документов для легализации машин.

«Сейчас с заинтересованными госорганами отрабатываем вопрос размещения в ЦОНах специалистов для консультации гражданам. Что касается регистрации транспортных средств, то на самом деле мы за последние 2-3 года мы регистрируем порядка 40 тыс. транспортных средств из стран ЕАЭС, они все проходят регистрацию, и никаких проблем нет по части представления документов и уплаты сборов. Суммы установлены налоговым законодательством, они едины для всех», – подчеркнул представитель МВД.

По его словам, необходимо заплатить порядка 10 тыс. тенге за госномер и техпаспорт, а также от 600 тыс. до чуть более миллиона тенге в зависимости от года выпуска транспортного средства сбор за первичную регистрацию.

Дана Карина

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на пять!»

Чуть больше недели прошло, как «Дакар-2020» стал историей. За этот небольшой отрезок времени пришло первое осмысление результатов.

27 Январь 2020 14:49 274

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на пять!»

Своим впечатлением о том, каким был «первый ближневосточный», с порталом inbusiness.kz поделился Денис Березовский. Казахстанец вышел на старт «Дакара», что называется, «с корабля на бал». Однако это не помешало именитому спортсмену быстро адаптироваться к предложенным условиям. Алматинец отправился покорять экстремальный марафон с новым штурманом, на практически незнакомом транспорте, без должных тренировок, еще и по новым правилам...

Новый дом «Дакара»

«Гонка в Саудовской Аравии, конечно, понравилась, новая страна – новые ощущения. У королевства очень большой потенциал для проведения ралли-рейдов, и в этом году он не был полностью реализован, многие сошлись в этом мнении. Но в целом, конечно, очень хорошо: пески, пустыня зубодробильные трассы, камни – все очень здорово, как альтернатива Южной Америке – очень достойный вариант. Не хватало, наверное, очень высоких дюн, которые мы привыкли видеть в Чили и Перу, но здесь есть свои прелести, и они совсем не менее сложные, поэтому гонка на пять».

«Отличия от Южной Америки все-таки есть. Если говорить о бивуаках – где-то они были организованы даже лучше, чем южноамериканские. Лучше в плане связи, в плане удобств – везде есть туалеты в большом количестве, душевые с теплой водой. Столовая большего размера, чем мы привыкли видеть. Свободные столы были всегда, но разнообразие питания было намного скромнее, чем в Южной Америке. Стонали многие, но голодным никто не остался. Вкусненьких стейков из телятинки свежей аргентинской уже не было, и баночку пива или бутылочку красного вина вечером ввиду определенных ограничений никто не предлагал. Ну ладно, живы-здоровы, с голоду никто не умер, на это глаза можно закрыть.

Болельщики – это, конечно, отдельная история. С Аргентиной, наверное, не сравнится ни одна страна. Это мой опыт, но думаю, что многие меня в этом поддержат. В Южной Америке мы привыкли к тому, что люди в городах, через которые проходит гонка, просто живыми коридорами встречают караван участников. Скандируют, приветствуют, чем-то угощают, и это везде! На протяжении тысяч километров – и на спецучастках, и на асфальтовых секциях – ты видишь очень радушный прием. А здесь, в Саудовской Аравии, такое впечатление, что автоспорт мало кому нужен.

Хорошим показателем может служить финиш. У нас интересно был организован последний день – почти 300 км спецучасток был рассечен зоной нейтрализации. После нейтрализации была вторая часть, которая состояла из 13 километров очень каменистой и закрученной трассы, огороженной лентами и выходящей прямо на сам финишный подиум. Это было в Киддии, пригороде Эр-Рияда, где сейчас саудиты строят самый большой в мире этнотехнопарк. Предполагалось, что здесь будет зритель – вокруг трассы последних километров спецучастка и финишного подиума. К сожалению, посмотреть на финишировавших победителей «Дакара» не пришел практически никто, кроме самих команд. Грустно, но, надеюсь, со временем эта ситуация исправится.

«Дакар» в Саудовской Аравии в это время года – это, конечно, тоже отдельный сюжет для пояснения. Календарь гонки сохранили, она традиционно проводится в самом начале нового года. Но место проведения из южного полушария, где лето, пришло в северное полушарие, где сейчас зима. И зима в пустыне, чтобы вы знали, ночью это ноль градусов. Например, в Аль-Уле и Неоме, где проходили спецучастки первой половины гонки, на следующий день после нашего отъезда выпал снег. Нормальный такой, честный снег, сантиметров десять».

Новый директор гонки

«С Давидом Кастера познакомиться лично удалось только на финишном подиуме, когда он нас награждал. Каких-то явных различий с прежним руководителем пока не видно, за исключением того, что он, придя на эту позицию, сказал: «Я наведу порядок и верну вам классический «Дакар». Что имелось в виду? На сегодняшний день заводские команды и команды с большими бюджетами, самой совершенной техникой, механиками-профессионалами, имеют в своих рядах так называемых мапперов[*] . Это люди, которые имеют доступ к навигационным данным по организации трасс. Они имеют возможность до каждого спецучастка очень быстро обработать роуд-бук[*]  и выдать своим экипажам оптимальные направления для «срезок»[*] , то есть это такой «читтинг»[*] , который совсем не приветствуется. И, конечно, экипажи, которые таких подсказок не имеют, сразу понимают, что шанса заехать в первую двадцатку практически нет. Так вот, новый директор сказал, что подобные вещи будут исключены, и участники соревнований поедут в классическом варианте без каких-либо подсказок и помощи. Поэтому экипажам из Топ-25 в салон установили видеокамеры, в специальные боксы перед стартом закрывали любые телефоны и гаджеты, запрещалось вносить какие-либо поправки в дорожные книги. Но на 100% ограничить утечку информации не удалось. Жаль, но я думаю, если такое стремление у организаторов есть, они своего добьются. Я очень поддерживаю и приветствую это начинание, потому что гонщики должны соревноваться в равных условиях, без какой-либо помощи подобного рода. Иначе этот спорт перестает быть спортом.    

Во избежание корректировки дорожных книг на большинстве спецучастков их выдавали за 15 минут до старта, а не накануне вечером, как это было всегда. Что очень положительно – всем участникам предложили новую программу для смартфонов Sportity. Спортсмены каждой зачетной категории вводили специальный код и получали круглосуточный доступ к постоянно обновляемой информации обо всей гонке: регламенты, все приложения и бюллетени, стартовые ведомости и результаты каждого дня и многое другое, что обычно объединяет в себе весь бумажный материал «Дакара». Многие менеджеры команд даже всплакнули, что теперь рискуют остаться без работы с такой информатизацией».

Новый болид

«Наш UTV, SSV, Т3[*]  – он, конечно, веселее в деле, чем Т2[*] , но не везде. Т2 – это стандартная машина с обязательным оборудованием безопасности, спортивной подвеской, и слегка «накрученным» мотором. По максимальной скорости SSV однозначно уступает любой машине Т2. Его можно разогнать на очень ровной дороге до 120-130 км/час, но никак не более. Да и в категории SSV есть ограничение максимальной скорости в 130 км/час. Быстрее ехать не получается из-за не очень хорошей аэродинамики. Отсутствие стекол создает высокое лобовое сопротивление, да и мотор в 180 л. с. даже с Т2 в скорости тягаться не может. Однако на бездорожье «кибитка», так в шутку SSV называют пилоты других категорий, едет намного лучше, чем «продакшн», и превосходит даже некоторые машины из «супер продакшн». Для неё практически нет преград из-за малого веса и очень энергоемкой подвески. Это также дает больший комфорт для экипажа – не так сильно трясет на камнях. А в песках SSV вообще нет равных – машина едет сама практически везде. Минусы, как я уже говорил, элементарное отсутствие стекол. На некоторых машинах в нашем классе стояли лобовые стекла, но на сегодняшний момент непонятно, плюс это или минус. Что я имею в виду: асфальтовые секции по несколько сотен километров, да и спецучастки – покатайся по ним при температуре +5 на ветру... Радости мало, честно, нам приходилось надевать двойное термобелье, теплые жилеты, ветровые комбинезоны, иначе от мороза не спасешься. Но говорят, что в ближайшем будущем стекла установят все.

В целом очень хорошая машина, построило ее ателье South Racing – это достаточно известный игрок на автоспортивном рынке. Раньше они в основном строили суперпродакшн, сейчас больше UTV, и достаточно успешно. Не только потому, что у них есть какие-то особые секреты. Просто они стали первыми, кто предложил спортивному рынку правильно доработанную альтернативу SSV Polaris RZR. И сделали это на базе нового SSV Maverick Х3 от компании BRP. South Racing за три года создал три поколения спортивных машин, и, надо сказать, одна другой лучше. Мотовездеход, на котором мы ехали, это модель 2019 года, которая на сегодняшний день есть в открытой продаже. Cегодня у них уже есть машины «поколения 2020», которые были представлены на этом «Дакаре», они гораздо совершеннее. У них двигатель мощнее – 200 л. с. вместо 180, улучшенная подвеска (другие рычаги, пружины и амортизаторы), намного лучше аэродинамика и эргономика салона, что очень важно как для экипажа, так и для динамики разгона и максимальной скорости автомобиля. У нас были машины поколения 2019, а машины «поколения 2020» были только у официальных пилотов команды South Racing и команды Monster Energy».

«Многие меня спрашивали, что за проблемы были с нашей машинкой. В первый день не могли разобраться с высотой подвески, несколько раз из-за этого срезало передние и задние приводы. Далее в гонке боролись с топливной аппаратурой и электроникой. Машины в гонке обслуживали наши механики, а не производитель, и определенные нюансы остались нам неизвестны. Пришлось решать проблемы опытным путем. Рикардо Торласчи, мой штурман и очень опытный механик – просто золотые руки, универсальный человек, – занимался подготовкой машин перед гонкой. Но даже он за время подготовки не успел изучить все секреты автомобиля, и некоторые детали для нас открывались уже процессе гонки и стали «сюрпризом». Но это уроки на будущее и тот опыт, который у нас всех теперь есть.

Про штурмана добавлю: тот факт, что мы познакомились перед стартом, я бы не назвал экстримом. Парень хороший, с большим опытом, это у него одиннадцатый «Дакар». Мы очень быстро притерлись, нашли общий язык, общий юмор и понимание и очень хорошо вместе сработались».

Продолжение следует.

Интервью записала Балжан Бейсенова

Фото из Instagram команды «Forestal Team» (Андорра)


 [*]мапперы (map – с англ. карта) – специалисты по маппингу или мапперству – использованию специальных картографических приложений для разведки маршрута.

 [*]роуд-бук – дорожная книга, описание маршрута с помощью специальных обозначений.

 [*]«срезка» – сокращение маршрута.

 [*]«читтинг», читерство (cheat – с англ. мошенничать, обманывать) – получение нечестного преимущества с помощью нестандартного программного обеспечения или спутникового оборудования.

 [*]Т3 и Т2 – категории в автоспорте, Т3 – мотовездеходы.

 [*]Т2 – стандартные минимально модифицированные автомобили.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: