/img/tv1.svg
RU KZ
Авторынок нащупал дно

Авторынок нащупал дно

Ключевые отраслевые объединения казахстанской автоиндустрии подсчитали продажи.

09:21 06 Январь 2017 14295

Авторынок нащупал дно

Автор:

Артур Мискарян

По итогам девяти месяцев текущего года на казахстанском авторынке наблюдается восстановление продаж, которое могло бы стать более очевидным, но средства госпрограммы льготного кредитования освоены полностью.

По подсчетам аналитиков АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса – прим. авт.), в период с января по сентябрь этого года официальные дилеры продали 32 581 автомобиль, КазАвтоПром приводит другие данные -- 30 759 автомобилей за этот же период. Таким образом в отчетный период ежемесячно дилеры реализовывали примерно 3,5 тысячи автомобилей. Аналитики сходятся во мнении, что при сохранении текущих параметров экономики и курса доллара есть вероятность роста продаж и наращивания объемов производства автомобилей отечественной сборки.

Снижение продаж характерно для казахстанского авторынка со второй половины 2014 года, вызванное девальвацией тенге.

«Казахстанский автомобильный рынок тяжелее других секторов потребительского рынка пережил девальвацию и другие макроэкономические потрясения. Но в текущем году продажи вышли на рыночное «плато», от которого авторетейл может оттолкнуться и начать движение вверх», - говорится в сообщении КазАвтоПром.

«Год в итоге покажет отрицательную динамику продаж, поскольку конец 2015 и первая половина 2016 года стали самым тяжелым периодом за всю историю казахстанского автомобилестроения», - сказано в распространенном АКАБ сообщении.

Напомним, что по итогам 2014 года казахстанские дилеры реализовали 163 561 автомобиль, в 2015 было реализовано 97 446 автомобилей. Тогда же аналитики АКАБ прогнозировали продажи новых автомобилей в Казахстане на уровне 70 тысяч единиц.

Лидер продаж среди автомобильных брендов за отчетные 9 месяцев – Lada, по данным АКАБ реализовано 6087 автомобилей марки, по данным КазАвтоПром – 6086. Продажи автомобилей российской марки в сентябре снизились по сравнению с показателями августа на 42%. На втором месте в общем зачете Toyota – за 9 месяцев по данным КазАвтоПром реализовано 5728 автомобилей, по данным АКАБ – 5902. В сравнении с августом продажи японской марки в сентябре выросли на 10%, чему вероятным объяснением может служить привлекательная система кредитования: официальные дилеры Toyota в зависимости от срока предлагают автомобили в кредит по ставке от 3 до 7% годовых. На третьем месте автомобили марки Renault – по информации КазАвтоПром и АКАБ реализовано 2925 и 2955 автомобилей соответственно.

Препятствием для роста продаж автомобилей в Казахстане является недоступность льготного кредитования автомобилей – выделенные государством на программу средства исчерпаны.

«Планомерному наращиванию отраслевых показателей препятствует прежде всего недоступность займов в национальной валюте. В сентябре средства госпрограммы льготных автокредитов были полностью освоены. Покупатель ждет расширения возможностей программы. 17 месяцев успешного сотрудничества государства, банков и автопроизводителей показали её эффективность в оживлении отрасли. Более того, программа приносит Нацфонду гарантированный доход в размере более 1 млрд тенге в год», - говорит председатель правления союза КазАвтоПром Олег Алферов.

По версии АКАБ в десятке брендов-лидеров продаж за январь-сентябрь расположись Hyundai – продано 2659 автомобилей, Газ – 1608 ед., УАЗ – 1221 ед., Nissan – 1103 ед., Камаз – 897 ед., Skoda – 614 ед., и Chevrolet – дилерами продано 466 авто.

Согласно статистике КазАвтоПром, на четвертом месте в рейтинге продаж также Hyundai c 2659 реализованными автомобилями, затем KIA – 2325 ед., Volkswagen – 1583 ед., Газ – 1467 реализованных авто, Уаз – 1196 ед., Nissan – 1103 ед., и 644 автомобиля марки Chevrolet.

Единственным брендом из большой немецкой тройки, попавшим в рейтинг двадцати лидеров продаж по версии АКАБ стала BMW – за девять месяцев продано 182 автомобиля. Продажи марки в сентябре по сравнению с августом снизились на 11%. Mercedes-Benz и Audi в рейтинг не вошли, хотя известно, что Mercedes нарастил сентябрьские продажи по сравнению с августом на 57%.

Разницу в результатах подсчета продаж на авторынке, где за 9 месяцев продается чуть более тридцати тысяч автомобилей, представители отраслевых объединений объясняют различиями в методике подсчета.

Артур Мискарян

Казахстанский автопром не успевает за потребностями растущего рынка

При этом по итогам апреля объемы выпуска, продажи и рыночная доля предприятий отрасли обновили исторический максимум.

18 Май 2019 13:12 3563

«После рыночного спада 2014-2016 годов предприятия казавтопрома планомерно наращивают выпуск на протяжении 28 месяцев. Однако по итогам апреля производственные объемы отечественных автозаводов впервые превзошли докризисные показатели. Если в благополучном апреле 2014 года с их конвейеров сошли 2,8 тыс. автомобилей, то по результатам минувшего месяца эта цифра превзошла 4 тыс. единиц», – говорит председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

По его словам, отгрузка автомобилей, выпущенных с начала этого года, также обновила исторический максимум, зафиксированный в январе-апреле 2014 года, и составила 12,9 тыс. единиц.

Как следствие, вклад казавтопрома в ВВП страны вырос на 45,8% к прошлогоднему значению. Сегодня автопроизводство – локомотив роста машиностроения и самая быстрорастущая отрасль казахстанской экономики. В апреле автопром обеспечил почти четверть совокупного выпуска машиностроительной отрасли, отмечают в профильном объединении.

Более того, по итогам месяца и продажи, и рыночная доля предприятий казавтопрома обновили исторический максимум. Казахстанские автопроизводители впервые заняли 58,6% рынка, реализовав свыше 3,3 тыс. автомобилей, приводят данные в союзе «КазАвтоПром».

«Важно учесть, что перечисленные результаты достигнуты при минимальном вкладе госпрограммы льготных автокредитов – на ее долю пришлось лишь 4,7% сбыта казахстанской техники. Однако уже в мае выделенный четвертый транш финансирования программы станет дополнительным фактором устойчивости отечественного автопроизводства», – считает Олег Алфёров.

Вместе с тем, отмечает он, динамика спроса на продукцию казавтопрома сегодня ощутимо опережает темпы производства. «Предприятия отрасли не успевают за потребностями растущего рынка. Причина – в нехватке оборотных средств. Расширение возможностей финансирования отечественных автопроизводителей позволило бы отрасли развиваться более внушительными темпами», – уверен спикер.

Казавтопром: подробности
По итогам отчетного периода в Казахстане произведено 12 870 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 83,9 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 39,2%.

Производство легковых автомобилей выросло на 37,9%, достигнув значения 12 113 ед. Выпуск автобусной техники (203 ед.) по итогам четырех месяцев этого года увеличился в 5,2 раза. Также увеличилось производство грузовых автомобилей (307 ед.) – на 29,5%, прицепов – со 161 до 230 ед. Выпуск специализированной автотехники сократился с 26 до 17 единиц.

Сбыт отечественных автозаводов с начала года достиг 10 879 единиц, что на 42,2% выше прошлогоднего значения (7652 ед.). Из них 3 368 автомобилей (+48,9%) реализованы в течение апреля, что стало лучшим результатом в истории отрасли.

Рыночная доля предприятий казавтопрома возросла до 55,8% в январе-апреле 2019 года против 46,7% в аналогичный период прошлого года. При этом в течение апреля рыночная доля отечественных производителей обновила исторический максимум и впервые достигла 58,6% (против 49,5% в апреле 2018 года).

Расходы жителей республики на приобретение автомобилей местного производства по итогам четырех месяцев составили 69,6 млрд тенге – на 68,5% выше показателя годичной давности.

509 автомобилей в течение января-апреля 2019 года приобретены участниками госпрограммы льготных автокредитов. На их долю пришлось 4,7% продаж автомобилей локального производства.

Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики по итогам четырех месяцев этого года составил 83,9 млрд тенге, превысив прошлогоднее значение на 45,8%.

ОЮЛ «Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» – отраслевой, объединяющий крупнейших участников автомобильной индустрии Казахстана. Учрежден в 2015 году. На долю предприятий – участников союза приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанской автомобильной промышленности и более 40% занятых в автомобильной отрасли республики.

Елена Тумашова

Автопром отчитался о налогах и производстве

В первом полугодии увеличились налоговые выплаты и выпуск легковых автомобилей, снизилось производство автобусов.

19 Июль 2018 23:53 27430

Фото: kolesa.kz

В первом полугодии казахстанские автосборочные предприятия заплатили 3,9 млрд тенге налогов – это в 3,5 раза больше по сравнению с показателем того же периода прошлого года. Общий объем налоговых поступлений от предприятий автомобильной отрасли (включая розничную продажу и обслуживание техники) составил 25,8 млрд тенге – на 47% больше по сравнению с первым полугодием 2017-го, следует из данных, опубликованных отраслевой ассоциацией "КазАвтоПром".

Налоговые поступления от предприятия "Азия Авто" за шесть месяцев составили 1,9 млрд тенге, что в 5,2 раза превышает показатель прошлого года. Предприятие "КамАЗ-Инжиниринг" пополнило бюджет на 701,7 млн тенге – рост на 17,8% по сравнению с прошлым годом. Налоговые поступления от костанайского "СарыаркаАвтоПрома" в сравнении с первым полугодием 2017-го выросли на 15,6% – 614,9 млн тенге, по данным отраслевой ассоциации.

Платежи Daewoo Bus Kazakhstan и "СемАЗа" – 263,1 млн и 189,5 млн тенге, в сравнении с первым полугодием 2017-го рост налоговых поступлений на 6,7% и 4,8% соответственно. Предприятия "Уральскагрореммаш" и Hyundai Com Trans Kazakhstan внесли в бюджет 184,7 млн и 70,6 млн тенге налогов – на 4,7% и 1,8% больше по сравнению с показателем прошлого года, по данным "КазАвтоПрома".

По итогам полугодия автопроизводители зафиксировали также и рост производства. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, общая стоимость произведенной отечественными заводами техники составила 88,261 млрд тенге, рост производства легковых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил 76,4% – было выпущено 13725 авто. В сравнении с первым полугодием 2017-го было выпущено больше прицепов и полуприцепов – 210 ед. и спецтехники – 86 ед., рост составил 60,3% в обеих категориях.

При этом за полугодие снизилось производство грузовиков: выпущено 486 ед. техники – на 0,2% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; и автобусов: их произведено 153, что на 51,1% меньше, чем было выпущено в первом полугодии 2017-го.

В общей сложности отечественным предприятиями было выпущено 14660 ед. техники, их доля на рынке, по данным АКАБ, составляет 47,04%. Меры государственной поддержки и отложенный спрос, полагают в отрасли, обуславливают текущую ситуацию на рынке.

Предприятием "АзияАвто" было выпущено 8573 авто (рост на 51,7%). На "СарыаркаАвтоПроме" за полугодие произвели 5297 ед. техники, что на 123,2% выше в сравнении с первым полугодием 2017-го, рост обусловлен локализацией автомобилей Hyundai. Кокшетауский "КамАЗ-Инжиниринг" выпустил 280 грузовиков, Hyundai Trans Auto произвел 94 единиц техники. "СемАЗ" и Daewoo Bus – 89 и 67 единиц техники.

"С одной стороны, работает отложенный спрос и локализация всей модельной линейки Hyundai и Lada представленной в Казахстане, с другой – помогают программы поддержки производителей программами льготного кредитования и утилизации в обмен на сертификаты. За последний год в стране было выдано почти 15 тысяч скидочных сертификатов, большая часть из которых была использована на покупку 7,5 тысячи автомобилей отечественного производства", – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева.

Артур Мискарян