Автотрассы Казахстана: за что мы платим и чем рискуем

710

​Несмотря на победные реляции чиновников, казахстанские дороги продолжают разорять, калечить и убивать казахстанцев.

Автотрассы Казахстана: за что мы платим и чем рискуем Фото: inbusiness.kz

Ямы, кочки, гололед – казахстанские дороги давно стали полигоном для выживания водителей. Тут можно не только прокачать навыки экстремального вождения, но и узнать, как работает (или не работает) судебная система, если вдруг решите требовать компенсацию за разбитый автомобиль.

Однако статистика говорит сама за себя: количество аварий из-за плохого дорожного покрытия растет, а получить возмещение – задача почти невыполнимая. И, пока водители ломают колеса на бесхозных трассах, число платных дорог в стране увеличивается. Только вот качество этих трасс не всегда оправдывает их цену – платить приходится не только за проезд, но и за ремонт после него. Подробнее в ситуации разбирался корреспондент inbusiness.kz.

Кульджинский тракт: переломы и потерянное дело

Александр Лопатин, опытный мотоциклист из Алматы, едва не оказался прикованным к инвалидному креслу после аварии на Кульджинском тракте. Зная дороги города как свои пять пальцев, он все же не смог избежать столкновения с внезапным препятствием – кочкой на дороге.

"Все случилось около семи вечера, когда уже начало темнеть. Я двигался с разрешенной скоростью и заметил, что впереди несколько автомобилей стояли с включенной "аварийкой", а их водители размахивали руками, явно пытаясь предупредить об опасности. Я сразу не понял, в чем дело, но, подъехав ближе, увидел в дорожном покрытии огромные выбоины. Чтобы не угробить ходовую часть мотоцикла, я снизил скорость и перестроился в крайний левый ряд. И как раз в этот момент передо мной выросла целая глыба из слежавшегося асфальта. Мотоцикл резко подпрыгнул, и в следующее мгновение я потерял управление – нас с железным конем буквально выбросило в сторону, после чего мы покатились по дороге кувырком", – вспоминает Лопатин.

Полученные травмы оказались тяжелыми: четыре сломанных пальца, поврежденные позвонки. Долгое восстановление лишило его привычного образа жизни – на какое-то время он даже не мог самостоятельно передвигаться. Но настоящий удар ожидал его впереди – судебная тяжба, которая завершилась не в его пользу.

"Я проиграл суд, потому что доказательств оказалось недостаточно. Сейчас, слава богу, я уже нормально хожу, но последствия переломов дают о себе знать до сих пор. А самое неприятное, что позже мне сообщили: мое дело в ГАИ просто-напросто потеряли. Думаю, тут и так все понятно", – говорит он.

Лопатин не получил ни копейки компенсации за лечение, а стоимость разбитого мотоцикла, который обошелся ему в 11 миллионов тенге, так и осталась невосполнимой утратой.

"После аварии мне писали десятки людей, рассказывали, как сами попадали в беду на этом участке дороги – пробивали колеса, ломали подвеску, даже на внедорожниках. Если джипы не выдерживают, то что говорить о мотоцикле? Обидно не только за себя, но и за всех жителей города. Мы исправно платим налоги, но ездим по дорогам, которые представляют реальную угрозу жизни. Это уже ни в какие рамки не лезет", – подытожил он.

Гололед и незаконные схемы на трассе Бурлин – Аксай – Жымпиты

Манарбек Казыбекулы из Западно-Казахстанской области оказался в центре серьезного дорожного происшествия 7 февраля 2023 года. Его автомобиль, попав на ледяной участок трассы Бурлин — Аксай — Жымпиты, потерял управление, трижды перевернулся и вылетел в кювет.

"Я строго придерживался скоростного режима, но трасса была в ужасном состоянии. Подрядчики попросту не выполняли свои обязанности: дорога не очищалась от льда, не обрабатывалась песчано-гравийной смесью, а покрытие представляло собой сплошные ледяные колеи и неровности", – вспоминает Манарбек.

После аварии его попытались сделать виновником, сфальсифицировав схему ДТП. Однако он не смирился с несправедливостью и начал борьбу за правду. Обращения в Генеральную прокуратуру, министерство внутренних дел и комитет автомобильных дорог привели к личным встречам с заместителем министра МВД Игорем Лепехой и депутатами мажилиса.

"Благодаря поднявшемуся резонансу было возбуждено уголовное дело по статье 416 УК РК – фальсификация доказательств и оперативно-разыскных материалов", – рассказывает он.

Но на этом Манарбек не остановился. Как юрист, он совместно с другими активистами начал изучать финансирование ремонта той самой дороги, на которой попал в ДТП. Выяснилось, что реконструкция трассы в 2021 году была передана ТОО "Юнисерв" за 15,5 млрд тенге. Однако к 2023 году стоимость проекта резко возросла на 13 млрд и достигла 27,5 млрд тенге.

"Разница составила колоссальные 11,9 млрд тенге – рост на 70%, притом что реальные удорожания стройматериалов не превышали 30-45%. Это явно указывает на завышенные сметы и, возможно, сговор заинтересованных лиц", – утверждает он.

Манарбек не собирается останавливаться: он продолжает отстаивать правду, направляя жалобы в антикоррупционную службу и аппарат президента, надеясь добиться справедливости и привлечь к ответственности виновных.

Уральск: редкий случай победы

Однако не все дела заканчиваются проигрышем. В Уральске один из пострадавших автомобилистов сумел добиться компенсации через суд. В марте 2024 года на перекрестке улиц Даулеткерея и Лермонтова его машина попала в яму, скрытую под талой водой.

Виновником признали РГУ “Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Уральска”. Суд обязал ведомство выплатить 605 080 тенге за ремонт автомобиля и 60 000 тенге за оценку ущерба.

Решение суда вступило в силу, и пострадавший получил компенсацию. Это редкий случай, когда суд встал на сторону водителя, но стоит признать, что сумма в данном деле небольшая, чего нельзя сказать о случае Манарбека Казыбекулы, где сумма ущерба достигает 15 млн тенге. Однако бороться за справедливость все же можно и даже нужно.

"Многие водители не осведомлены о своих правах и обязанностях, а сотрудники полиции, прибывая на место ДТП, зачастую не разъясняют ситуацию и не вникают в детали. В большинстве случаев они руководствуются статьей 610 КоАП РК "Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения", игнорируя статью 631 КоАП РК, которая касается невыполнения требований по содержанию и обслуживанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений. Данный пункт применяется крайне редко, что приводит к однобокому подходу в разборе аварий", – заметил Казыбекулы.

Общественный резонанс

Эти истории лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются казахстанские водители. Разбитые дороги, коррупция, халатность подрядчиков – все это создает аварийные ситуации, в которых страдают люди. К сожалению, добиться справедливости в суде удается далеко не всегда, а ответственность за плохие дороги зачастую остается размытой. Иногда решение проблемы приходит после общественного резонанса или если к делу подключаются известные люди.

Так, например, ямами на дорогах возмущалась известный казахстанский продюсер Баян Алагузова. Она писала об этом в социальных сетях, и, на удивление, проблема решалась на следующий день. Баян Максатовне даже не пришлось ничего писать в e-Otinish.

Фото: instagram.com/bayanmaxatkyzy/

Отсюда вывод – могут ведь, когда хотят.

Еще один случай, который вызвал широкий общественный резонанс, – это видеоролик жительницы Семея, разлетевшийся по TikTok и привлекший внимание к катастрофическому состоянию городских дорог.

Фото: Abay News

"К сожалению, ситуация в нашем городе оставляет желать лучшего. Дороги – одна из самых наболевших тем. Огромные выбоины, трещины, провалы в асфальте – все это стало привычной реальностью для местных водителей. Мы исправно платим налоги, которые, по идее, должны идти на ремонт и обслуживание трасс, но, судя по всему, на деле все обстоит иначе", – делится своим возмущением девушка.

Она открыто задается вопросом: "Разве жители Семея не достойны нормальных дорог? Почему мы вынуждены ежедневно рисковать не только своими автомобилями, но и безопасностью, передвигаясь по такому покрытию?".

Обращение нашло отклик у тысяч пользователей, вызвав шквал комментариев от горожан, которые тоже сталкиваются с этой проблемой. Видео стало поводом для обсуждения качества дорожного ремонта и эффективности использования бюджетных средств.

Немного статистики

Проблема качества дорог в Казахстане подтверждается как официальными проверками, так и статистическими данными. В 2024 году Национальный центр качества дорожных активов при министерстве транспорта провел свыше 5 тысяч инспекций, в ходе которых было взято 13,7 тысячи проб дорожных материалов. Выводы оказались неутешительными: 15% материалов (около 2 тысяч образцов) не соответствовали нормативам и были сняты с производства. Помимо этого, выявлено более 3,3 тысячи случаев нарушения технологии строительства и дефектов дорожного покрытия.

Однако даже при наличии конкретных данных о проблемах их признание на официальном уровне дается с трудом. Согласно сведениям комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в период с 2022 по 2024 год на трассах республиканского и международного значения, где зафиксированы дорожные дефекты, произошло 3668 дорожно-транспортных происшествий. В результате этих аварий погиб 1121 человек, а еще 4402 получили травмы.

Несмотря на это, министерство транспорта не спешит связывать плохое состояние дорог с высокой аварийностью. Ранее глава ведомства Марат Карабаев представил альтернативную статистику ДТП за 2021-2023 годы, в которой акцент сделан на других причинах аварий: 44% случаев – это лобовые столкновения, 25% – опрокидывания, 18% – наезды на пешеходов, 10% – наезды на препятствия и 3% – наезды на животных. Министр отметил, что основными факторами ДТП остаются превышение скорости (38%) и выезд на встречную полосу (10%).

Совсем иначе на ситуацию смотрят в министерстве внутренних дел. По данным МВД, с начала 2024 года в стране зарегистрировано более 6 тысяч аварий, и одной из ключевых причин полиция называет ненадлежащее состояние дорог. Только из-за скользкого покрытия в прошлом году произошло 503 ДТП, в которых пострадали 831 человек. Дефекты дорожного покрытия, выбоины и колейность стали причиной 90 аварий, приведших к травмам 143 человек.

Интересно, что, согласно отчету МВД, ни один из пострадавших в этих авариях не находился в состоянии алкогольного опьянения. Это говорит о том, что дело не в халатности водителей, а в инфраструктурных недостатках, которые на высшем уровне пока не торопятся признавать.

Грунтовые и щебеночные дороги — "удовлетворительные"?

Говоря еще о статистике, то, по данным министерства транспорта, 87% дорог местного значения оцениваются как "удовлетворительные". Однако более половины из них (56%) покрыты не асфальтом, а гравием, щебнем или грунтом.

Депутат мажилиса Нуртай Сабильянов считает, что такую классификацию необходимо пересмотреть. По его мнению, дороги с покрытием из гравия и щебня не могут считаться полноценными трассами, соответствующими современным требованиям.

"Только так мы сможем увидеть реальное состояние дорожной сети", — заявил парламентарий.

Но проблема заключается не только в методах оценки. По словам Сабильянова, система контроля за строительством и ремонтом дорог в стране требует пересмотра. В качестве примера он привел национальную компанию "ҚазАвтоЖол", которая одновременно занимается возведением дорог и следит за качеством выполненных работ.

"Выходит, что подрядчик сам себя проверяет. Такой подход не может гарантировать объективный контроль", — отметил депутат.

Похожая ситуация складывается и в Национальном центре качества дорожных активов: одна и та же структура разрабатывает экспертизу проектов, дает рекомендации и затем выявляет недостатки. Депутат считает, что подобный механизм ведет к конфликту интересов. Он также указал на слабую работу местных служб технадзора, которые зачастую лишь формально выполняют свои функции.

Еще одна острая проблема — разрушение дорожного полотна из-за движения тяжелогрузного транспорта. В стране функционирует лишь около 50 автоматизированных станций измерения (АСИ), которые фиксируют перегруженные фуры. Однако этого недостаточно, поэтому перегруженные машины продолжают портить покрытие. Сабильянов призывает к расширению сети АСИ и ужесточению контроля за нарушителями.

Власти планируют до 2029 года реконструировать более 4 тысяч километров автодорог. Однако некоторые долгострои до сих пор остаются незавершенными. К примеру, ремонт трассы Калбатау – Майкапшагай тянется с 2019 года. А на дороге Караганда – Аягуз – Бугаз на отдельных участках вообще нет асфальта.

По мнению депутата, текущее состояние дорожной сети не только снижает безопасность передвижения, но и препятствует развитию транспортной логистики в Казахстане.

Долгострои и платные дороги: что ждет казахстанцев?

К слову, о долгостроях высказался на недавнем заседании правительства министр транспорта Марат Карабаев, отметив, что нередко проекты затягивались на 6-7 лет, а качество покрытия оставляло желать лучшего.

"Многие автотрассы хорошо известны населению, по ним поступало немало замечаний. Однако за последние два года экономический блок правительства поддержал отрасль, что позволило значительно улучшить состояние дорог", — заявил Карабаев.

Среди завершенных проектов он назвал ключевые магистрали, такие как Астана – Алматы, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Актобе – Атырау, Астрахань. Также стартовала программа среднего ремонта трасс, которые не обновлялись более полувека.

Однако улучшение дорожной инфраструктуры ведет к неизбежному росту числа платных трасс. В ближайшее время в стране появятся 18 новых платных участков, протяженность которых составит порядка четырех тысяч километров. Для них изначально установят фиксированные тарифы. В то же время на уже действующих 17 магистралях стоимость проезда будет пересматриваться исходя из затрат на содержание.

Как пояснил министр, для эффективного обслуживания дорог необходим стабильный источник финансирования. Для жителей населенных пунктов, находящихся вблизи платных трасс, сохранится система абонентской платы в размере около 3500 тенге. Однако для остальных автомобилистов тарифы возрастут.

Пока же казахстанцы надеются, что рост стоимости проезда будет оправдан качеством дорог и рано или поздно они станут не только платными, но и действительно комфортными для передвижения.

Читайте по теме:

Дефекты при строительстве дорог продолжают допускать в ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться