Согласно официальной статистике, на начало 2016 года в среднем на сотню жителей РК приходилось 22 авто, но в течение 5 из 6 последующих лет показатель снижался, опустившись до 18,8, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
На эту динамику влияют 2 фактора. Первый – это увеличение населения в республике, второй – снижение количества зарегистрированных автомобилей.
По состоянию на 1 января 2022 года в Казахстане на учете состоит 3,798 млн единиц. За год их число снизилось на 72,2 тыс. (-1,9%), а за 7 лет – на 202 тыс. единиц (-5,1%).
И отмечается этот нисходящий тренд во всех регионах республики.
Сейчас самое большое среднее количество зарегистрированных на 100 человек авто – в Алматинской области (22,1 ед.). Наименьшее – в Туркестанской области (7) и Шымкенте (10,4), что объясняется большим количеством автомобилей, зарегистрированных еще на Южно-Казахстанскую область (167,9 тыс. единиц).
Почему идет снижение?
Потому что становится меньше старых автомобилей: за 2021 год количество транспорта "со стажем" более 10 лет снизилось на 88,4 тыс. единиц, или 3,5%. Это значительное, но далеко не самое сильное сокращение за последние годы: в 2015-ом их число упало на 669,9 тыс. или 23,1%, следует из официальных данных.
Но одновременно с этим растет количество новых "железных коней". На начало 2022 года в Казахстане зарегистрировано 516,8 тыс. ед. транспорта в возрасте не более 3 лет. А это на 54,2 тыс. больше, чем годом ранее. Здесь сказывается рост продаж новых авто, что, в свою очередь, связано с ростом автокредитования.
На данный момент в республике примерно две из каждых трех (63,4%) зарегистрированных машин – это "пенсионеры" старше 10 лет.
Тогда как доля авто в возрасте не более 3 лет – 13,6%. Это хуже, чем было в 2016-2017 годах, но положительная динамика в вопросе обновления автопарка в последние годы все же есть
Старый друг лучше новых двух
Плохая новость – старые авто все еще востребованы на рынке. В 2021 году в республике было поставлено на учет 467,6 тыс. автомобилей в возрасте более 10 лет, что отражает спрос на них на вторичном рынке.
На долю "пенсионеров" приходится 58,8% от общего количества регистраций (т. е. фактически сделок). В Жамбылской области показатель и вовсе составляет 79,6%, в Алматинской – 77,4%.
Хорошая новость – текущая доля находится на минимальном уровне по крайней мере за последние 5 лет. То есть спрос на старые авто все в меньшей степени определяет динамику рынка в целом.
В 2021 году в Казахстане прошло регистрацию (включая вторичную) 147 тыс. автомобилей в возрасте не более 3 лет. Это на 22,7% больше, чем в 2020-м, и в 2 раза больше, чем в 2018-м. На долю новых автомобилей приходится 18,4% всех регистраций.
Другими словами, больше половины сделок осуществляется со старыми автомобилями, однако с каждым годом авторынок молодеет.
Наибольшую долю в общем объеме сделок старые автомобили занимают в южных регионах республики. Но их вклад понемногу снижается.
В той же Жамбылской области доля авто в возрасте более 10 лет в общем объеме регистраций снизилась с 81,6% в 2020 году до 79,6% в 2021 году. Причем снижение доли происходит в течение нескольких лет подряд (в 2018-м, к примеру, показатель составлял 84,7%).
Аналогичная динамика прослеживается и в других областях макрорегиона. И происходит это на фоне роста заработных плат
Обратная ситуация в северных регионах. В Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях доля старых автомобилей в общем объеме регистраций в 2021 году оказалась выше, чем в предыдущем.
В Нур-Султане на долю авто не старше 3 лет пришлось 31,9% всех регистраций в 2021 году, а в Атырауской области их доля составляет 31,7%.
Алихан Казбаев