Первый фестиваль был проведен в 2015 году. Тогда в мероприятии принимали участие ремесленники и хендмейдеры. Сегодня же это фестиваль моды, в котором принимают участие дизайнеры. Это площадка, которая дает возможность заявить о себе молодым многообещающим творческим людям, и еще раз подтвердить свой статус известным брендам, предъявив на суд общественности новые коллекции и достижения.
В этом году в фестивале приняли участие 30 казахстанских дизайнеров и брендов. Программа была насыщенной и содержательной. Это и коллективный показ казахстанских дизайнеров, объединивший такие бренды, как HeyBaby, RomaNova , SuluKhanym , Laili , Aruka.handmade, это и серия публичных лекций, мастер классов, познакомивших гостей фестиваля с секретами индустрии моды под руководством арт-директора и куратора AFF Аяжан Жаксыбай. В этом году было организовано шоу-коллаборация FASHION STORY, участники также смогли послушать публичную лекцию телеведущей и владелицы магазина казахстанских дизайнеров RedCarpet Динары Сатжан под названием "Будь в тренде". Это и мастер- классы от стилиста и имиджмейкера Жанар Сатпаевой под названием "Преображение с помощью платков", а также от Аяжан Жаксыбай "Детокс гардероба".
Аяжан Жаксыбай является куратором и арт-директором AFF, стилистом и дизайнером бренда "AikaAlemi". Что думает представительница "модной" профессии о казахстанской fashion-инудстрии.
- Аяжан, вы прилагаете немало усилий для развития модной индустрии в Казахстане, продвигаете молодых дизайнеров. Какими проектами сейчас занимаетесь?
- Один из значимых, инициированных и реализованных мной проектов – это, конечно, бренд-инкубатор для дизайнеров моды KAZAKHSTAN BRAND INCUBATOR PROGRAM. То есть, мы делаем реальные коллекции с каждым дизайнером-участником инкубатора в течение шести месяцев, проходя все этапы подготовки и производства коллекции от идеи, концепта, мудборда, плана коллекции до производства образцов, ценообразования, составления финансового плана, написания пресс-релиза о коллекции, выбора рынка продвижения и стратегии продаж.
Цель KBIP - помочь дизайнерам "вынести" свои коллекции на экспортные рынки. Две основные точки продаж для нас – это Парижская и Миланская недели моды.
Кроме этого, я веду авторский курс "Дизайн и продвижение коллекций", даю мастер-классы, читаю лекции, на которых в краткой форме делюсь с дизайнерами методом создания коллекций на зарубежные рынке, в соответствии с международными стандартами. Часто организовываю публичные лекции, мастер классы, курсы с зарубежными экспертами и инсайдерами мира моды. Кстати, такую же работу начинаю делать и с вьетнамскими молодыми дизайнерами по приглашению мощного вьетнамского холдинга моды и люкса GlobalLink.
Помимо этого, я консультирую казахстанских дизайнеров и фабрики, производства легкой промышленности по вопросам создания коллекций, продуктовой линейки, брендингу экспортных стратегий маркетинга и продаж.
- Вполне значимый вклад. Можете дать оценку состоянию казахстанской Fashion-индустрии?
- За последние три года казахстанских дизайнеров и брендов, предлагающих одежду, обувь, аксесуары, украшения, стало больше в два или три раза. Конечно, качество исполнения страдает, конечный продукт часто не соответствует запросам современного покупателя. Ведь мы все сейчас хорошо информированы и требовательны, интернет позволяет нам выбирать не только из того, что физически есть на нашем рынке, но и заказывать из-за рубежа. Нашим дизайнерам нужно помнить, что конкуренция на этом рынке очень острая, а интерес к этой сфере очень большой, поэтому за прибыль придется побороться. Эта отрасль очень сложная с точки зрения рентабельности, она не сразу приносит доход, нужно работать несколько сезонов, чтобы начать зарабатывать, на начальном этапе нужно быть готовым к тому, что постоянно придется вкладывать.
Но мир моды, это не только дизайнеры. Сейчас очень динамично развивается сегмент fashion-медиа. Появилось несколько международных изданий, модных сайтов. Даже новостные порталы стали чаще писать о моде, как и о культуре в целом. Появилось много новых имен, стилистов, блогеров, предпринимателей, которые открывают бутики, как в физическом, так и в онлайн формате. Я вижу только динамичный рост, который со временем, думаю, приведет к качественным изменениям. Рынок сам отсеет бренды и людей, которые не смогут расти в содержательной части и давать покупателям современный продукт.
- Скажите, а с какими проблемами сегодня сталкиваются дизайнеры в своей работе?
- Производство очень сильно хромает. Оттого, что в постсоветсткое время полностью развалили всю вертикаль легкой промышленности, сейчас почти все сырье привозное, а это значит, что оно уже на входе в страну становится на 20% дороже из-за таможенной пошлины. Местные ткани и фурнитуру в Казахстане вот только стали производить, но нужно понимать, что в этой отрасли важны быстро меняющиеся тренды, товарная конъюнктура. Наши производители не успевают делать продукт, который бы шел в ногу со временем. Рабочая сила дорогая относительно ее производительности и по сравнению с Китаем, и даже дорогой Турцией. Также, у нас высокие тарифы на электроэнергию, которые государство не субсидирует. Все это в целом делает себестоимость наших товаров неконкурентоспособной, и относительно высокой.
- Вот смотришь на большинство работ казахстанских работ, и кажется, что они во многом перекликаются. Где же креатив?
- В моде придумать что-то новое почти невозможно. Для этого нужно мыслить независимо и оригинально. Наши дизайнеры вообще редко считают, что это нужный навык. Их обучали больше фокусироваться на моделировании, технологиях, техниках обработки, материалов. У нас всегда воспитывали конструкторов, технологов. У нас даже институты, где готовят дизайнеров называются технологическими. Создание оригинального продукта требует нестандартного мышления и еще для этого нужно быть в контакте со своей креативной силой внутри, нужно быть в гармонии с собой, с тем, откуда ты, кто твои предки и куда ты идешь. Это глубокие аспекты самоидентификации. А наша страна в целом страдает от того, что нас за годы советской власти разучили гордиться своим наследием, мы его банально не знаем, ни по фактам, ни эмоционально, ни духовно. Поэтому наш рынок изобилует копиями и цитатами из коллекций известных брендов.
И еще один стратегический навык, который редко встретишь у дизайнера – это коммерческий навык создания коллекций, а не отдельных предметов одежды или обуви. Покупатель сегодня мыслит коллекциями, он хочет покупать "пакетно", чтобы все вещи сочетались между собой. Кроме того, для успеха индустрии в целом нужны профессионалы маркетинга моды, а здесь мы только в начале своего пути. У нас людей, которые грамотно просчитают себестоимость, определят ценообразование или напишут пресс-релиз о коллекции с правильным употреблением профессиональных терминов, единицы.
- Так как же нам улучшить ситуацию?
- Здесь нужны меры государственной и спонсорской поддержки по открытию в Казахстане университета дизайна на международном уровне. Нужно вкладывать в инструменты продажи на выставках, на показах коллекций. Кроме этого необходимо субсидирование тарифов на электроэнергию, и отмена ввозной таможенной пошлины на ткани и фурнитуру.
- В одном из своих интервью, вы говорили, что мечтаете о том дне, когда на Парижской неделе моды будет представлен целый зал казахстанских дизайнеров. Насколько вы сегодня приблизились к осуществлению этой мечты?
- Давайте начнем с того, что в сентябре 2015 года по результатам работы бренд инкубатора KBIP мы подготовили коллекции сезона весна - лето 2016 года двух казахстанских брендов JakaFashion и Kravets. Наш инкубатор подал заявки от этих дизайнеров на крупнейшую в мире выставку моды WHITE MILANO во время Миланской недели моды, которую посещает 20 тысяч байеров со всего мира. WhiteMilano ответил положительно, так как коллекции и презентационный материалы, лук буки, пресс релизы были сделаны с учетом международных требований и эти бренды представили вместе с моим брендом в коллективном корнере казахстанских дизайнеров TALENTS FROM KAZAKHSTAN. Этот проект финансово поддержало национальное агентство по развитию экспорта KAZNEXINVEST. Сейчас я стала официальным партнером WHITE MILANO, и занимаюсь поиском и рекомендией им интересных и талантливых начинающих дизайнеров со всего мира, выступая в роли скаута талантов в рамках нового проекта TALENTS FROM. Этот проект даст возможность талантливым начинающим дизайнерам показать свои работы в самом сердце мировой моды, так как Миланская неделя моды - это неделя моды "большой четверки", в которую также входит Париж, Лондон и Нью-Йорк. То есть у казахстанских дизайнеров сейчас больше шансов заявить о себе. Думаю, я скоро увижу целые залы казахстанскими брендами. Могу смело утверждать, моя мечта сбывается.
Светлана Умыргалеева, Алматы