В 2017 году азербайджанское ОАО "Строительно-промышленная инвестиционная корпорация "Аккорд" из Баку получило в Казахстане контракт на реконструкцию участка дороги Актобе – Макат, 236-275 км, на сумму 26 млн долларов (лот № 2). В том же году данная компания совместно с казахстанским ТОО "Ак Жол Курылыс" получила еще один контракт на реконструкцию участка Актобе – Макат, 418-458 км, на сумму 21,3 млн долларов (лот № 6). На ремонт дороги казахстанское правительство привлекло заем Азиатского банка развития. АБР в свою очередь перечислил средства казахстанскому дорожному оператору – "дочке" мининдустрии – АО "КазАвтоЖол", которое рассчитывается с подрядчиками.
В этом материале речь пойдет о лоте "Актобе – Макат, 236-275 км", который азербайджанская СПИК "Аккорд" реализовывала самостоятельно. В переводе на тенге за ремонт 40 км дороги подрядчик должен был получить 8 млрд тенге. Как рассказывает предприниматель из Актобе Марат Унгаров, у азербайджанской компании совершенно не было техники на территории Казахстана. Поэтому она ее арендовала у местных бизнесменов. В первый год работы СПИК своевременно оплачивала аренду техники, однако вскоре полностью прекратила платить казахстанцам.
Как сообщал в марте 2021 года директор Актюбинского филиала АО "НК "КазАвтоЖол" Марат Махамбетов, общий долг СПИК перед арендодателями техники, поставщиками инертных материалов, дорожного битума, дизельного топлива составлял 1,2 млрд тенге.
Однако, как подчеркивает Марат Унгаров (на фото), по состоянию на февраль 2022 года задолженность перед 16 предпринимателями составляет чуть более 104 млн. Нет, азербайджанская компания не рассчиталась перед ними, за три года обивания порогов они просто перестали верить в то, что СПИК когда-либо расплатится по своим долгам.
Заколдованный круг непричастных
За прошедшие три года предприниматели не получили ни тенге от азербайджанского должника, но воочию убедились в бессилии казахстанских чиновников защитить местный бизнес.
Позиция акимата Актобе
Год назад, в марте 2021 года, заместитель акима Актюбинской области Нуржауган Калауов ответил собравшимся бизнесменам, что аким области уже обращался по этому вопросу к министру.
"Я тоже со своей стороны оповестил руководство комитета, чтобы ускорили решение. Сама компания продолжает работать. В этом году они еще объем получили", – сообщил он газете "Казахстанская правда". Результата нет.
Позиция комитета автомобильных дорог МИИР
Комитет подтвердил, что в 2017 году был подписан договор с ОАО "СПИК "Аккорд" на реконструкцию автомобильной дороги Кандыагаш – Макат, 236-275 км.
"В августе 2020 года исполнитель из-за отсутствия средств полностью прекратил работу. В связи с невыполнением работ с подрядчиком 7 июня 2021 года контракт был расторгнут", – говорится в письме.
Вместе с тем по поводу долгов азербайджанской компании перед казахстанскими субподрядчиками в МИИР отметили, что "комитет не является стороной договоров между подрядчиком, и он не имеет контрольных или надзорных полномочий, не является стороной исполнительного производства".
Позиция Азиатского банка развития
Как сообщили в декабре 2021 года в департаменте Центральной и Западной Азии АБР на запрос предпринимателей из Актобе, АБР финансирует проект, но не является стороной контракта, заключенного комитетом автомобильных дорог и Akkord, который был расторгнут 7 июня 2021 года. Соответственно, АБР также не является стороной контракта между Akkord и его субподрядчиками, говорится в письме международного фининститута.
Если спорный вопрос не решится, то группа субподрядчиков намерена обратиться через механизм публичных жалоб в головной офис Азиатского банка развития с просьбой внести "Аккорд" в черный список участников закупок по кредитам АБР и ограничить возможность "КазАвтоЖола" получать займы от международного финансового института в будущем из-за неспособности дорожной госкомпании прозрачно управлять выданными заемными средствами.
Позиция СПИК
Директор филиала СПИК в Актобе А. Н. Пшеничный в январе 2021 года в письме сообщает, что "перебои с финансированием работ, в особенности в период чрезвычайного положения и карантинных ограничений, создали существенные и негативные последствия для филиала".
"Несмотря на это, филиал не отказывался и не отказывается от своих обязательств по оставшимся долгам, мы намерены и дальше погашать и выплачивать по своим обязательствам (субподрядчикам (частичное погашение), работникам (зарплата), налоги, а также реконструкция автомагистрали) из периодически поступающих финансовых средств", – бодро заявили в СПИК.
Прошел год с этого обнадеживающего письма, но поступлений от компании как не было, так и нет.
Вопросы к "КазАвтоЖолу"
В этой истории непонятно тихо отсиживается "КазАвтоЖол". Компания получила денежные средства от Азиатского банка развития и перечислила их СПИК "Аккорд". Как сообщалось ранее, из 8 миллиардов по контракту СПИК получила 7 млрд тенге. Также в соответствии с законодательством подрядчик должен был внести обеспечение по контракту в размере 3%. В случае неисполнения договорных обязательств "КазАвтоЖол" вправе заморозить эти средства.
Как мы видим, договор между МИИР и СПИК расторгнут в июне 2021 года, в то время когда казахстанские субподрядчики уже третий год не могли добиться платы за свои услуги. Однако "КазАвтоЖол" не принял никаких действий для защиты местного бизнеса.
Также вызывает вопрос другой момент, как СПИК получила контракт на реконструкцию дороги, не имея никакой техники в Казахстане?
При этом субподрядчики утверждают, что якобы "КазАвтоЖол" на завершение строительства этого участка выделил другой компании 5,6 млрд тенге, inbusiness.kz обратился в нацкомпанию с запросом о подтверждении этой информации
Есть ли у СПИК в реальности деньги?
Можно ли предположить, что у азербайджанской компании действительно нет денег и она не может ответить по своим обязательствам? Изучив ярко-красочный сайт СПИК, можно понять, что это устойчивая компания. К примеру, она реализовала следующие проекты: строительство части дороги Шымкент – Ташкент, расширение автомобильной дороги Кутаиси объездная – Самтредия на 4 полосы (Грузия), строительство Трансанатолийского газопровода, где компания завершила строительство 460 км газопровода, также на счету компании возведение жилых комплексов в Баку.
Возможные решения
Как заверяют предприниматели, они не оставят это дело просто так. Недавно они написали письмо в посольство Азербайджана в Казахстане, но ответ еще не получен. В этом году ожидается официальный визит президента Азербайджана в Казахстан. Предприниматели намерены донести свою проблему до главы братской республики, надеясь, что он сможет повлиять на компанию.
Если рассудить логически, то из-за неисполнения обязательств "Аккордом" "КазАвтоЖол" при поддержке минюста обязан был подать на азербайджанскую компанию в международный арбитраж, как это было, к примеру, с итальянской строительной компанией СП Todini Impregilo Kazakhdorstroy. Как сообщила пресс-служба минюста в апреле 2021 года, 11 июня 2019 года арбитражный суд Международной торговой палаты в Париже вынес решение в пользу Республики Казахстан по спору, инициированному строительным СП Todini Impregilo Kazakhdorstroy. Сумма требований составляла $20 млн. Согласно решению, истец должен был возместить Республике Казахстан понесенные расходы в сумме $277 тыс. Если "КазАвтоЖолу" удалось бы выиграть арбитраж, то частью компенсации, полученной от "Аккорда" можно было бы рассчитаться с его субподрядчиками.
Буквально на днях в "КазАвтоЖоле" сменилось руководство. Возможно, новый председатель правления будет более тщательно подходить к выбору подрядчиков и наконец найдет решение с оплатой долгов казахстанскому бизнесу, который сократился в 12 раз за три года, с 1,2 млрд тенге до 104 млн тенге.
Майра Медеубаева