Экономическая ориентированность на экспорт углеводородов подвела наших соседей по Прикаспийскому региону.
Громом среди ясного неба прозвучала информация о том, что экономика Азербайджана испытывает проблемы из-за падения цен на нефть. Причем настолько, что Международный валютный фонд предлагает ей помощь.
На этой неделе агентство Reuters сообщило, что «глава МВФ Кристин Лагард заявила, что МВФ не исключает, что будет помогать Азербайджану и Нигерии.
- Если им нужна помощь, мы готовы помочь без вопросов, — сказала она. Также она отметила, что обе страны сильно зависят от экспорта нефти, в связи с чем испытали шок на фоне резкого падения цен.
Последние десять лет Азербайджа традиционно развивался, как экспортоориентрованная нефтяная держава. 20 сентября 1994 года в Баку был заключен «Контракт века», о долевом распределении продукции глубоководных месторождений Азери, Чыраг и Гюнешли - это одно из самых крупных соглашений, как по количеству углеводородных запасов, так и по общему объёму предполагаемых инвестиций.
Уточненные запасы указанные в Контракте века составили 730 млн тонн нефти, объём инвестиций, необходимых для разработки месторождений, был установлен в размере 11,5 млрд. долларов.
Подписание Контракта века превратило Азербайджан в одну из самых динамично развивающуюся стран на всем постсоветском пространстве. Быстро растущая экспортная выручка в короткий срок позволила экономике страны расти рекордными темпами. В 1995–2003-х годах средний годовой рост ВВП составил 9 процентов, объем ВВП на душу населения вырос втрое, а средняя зарплата – в 5,3 раза.
С 2003 по 2008 годы ВВП Азербайджана вырос в 2,6 раза. В частности, в 2006 году ВВП страны вырос на 36,6 процента - до 20,4 млрд. долларов. С 2003 года уровень бедности в государстве снизился с 45 до 11 процентов. Экономический рост продолжался непрерывно с 1996 года: в течение десяти лет экономика Азербайджана в среднем прибавляла по 13,6 процента ежегодно (по сравнению с 1995 годом размер ВВП увеличился в 8,4 раза).
29 декабря 1999 г. указом президента Азербайджана был учрежден Государственный Нефтяной Фонд (SOFAZ). С 2010 по 2014 годы, активы фонда увеличились на 14.3 млрд. долларов и составляли 37,1 млрд. долларов.
Объем иностранных инвестиций увеличился в 10 раз, внутренних инвестиций – в 5 раз, бюджетная прибыль – в 3 раза, бюджетный дефицит опустился на минимальный уровень. Согласно данным Госкомитета по статистике Азербайджана, доля частного сектора в ВВП до 2003-го года увеличилась до 73 процентов.
Но нефтяная рента, служившая основой экономического развития страны, сыграла злую шутку: 21 декабря 2015 года в целях стабилизации экономики страны и сохранения паритета покупательской способности Центральный Банк Азербайджана объявил о переходе к политике свободно плавающего курса маната. В результате курс доллара по отношению к манату укрепился на 48 процентов. Первая девальвация азербайджанской национальной валюты произошла 21 февраля 2015 года (тогда курс нацвалюты упал на треть). Уже 21 января 2016 года президент Азербайджана Ильхам Алиев пожаловался на «психологическую усталость» от цен на нефть.
29 января 2016 года на фоне обвала цен на нефть рейтинговое агентство Standard & Poor’s пересмотрело суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной и национальной валюте Азербайджана с BBB - («негативный») до «мусорного» уровня BB+ («стабильный»).
По мнению S&P, снижение рейтинга, последовало за пересмотром прогноза цен на нефть. Порядка 40 процентов ВВП страны и 95 процентов ее экспорта товаров приходится на углеводороды. Агентство ожидает, что экономика Азербайджана сократится на 1 процент в 2016 году, так как экспорт снижается, а потребление сокращается на фоне значительной девальвации азербайджанского маната.
Эксперты считают, что подушевой ВВП страны в долларовом выражении, сократится за период между 2014 и 2016 годами почти в два раза: с 8000 до 4100 долларов. Инфляция при этом составит в 2016 году 15 процентов — против среднего темпа инфляции в 2 процента в 2012–2015 годах.
Агентство отмечает, что падение цен на нефть нивелирует положительное влияние проведенных девальваций на показатели бюджета. Более того, на фоне снижения уровня жизни правительству придется увеличить часть социальных расходов. При этом величина Государственного нефтяного фонда Азербайджана (SOFAZ) снизилась с 37 млрд. долларов в 2014 году до 34 млрд. долларов в конце 2015 года, а к 2017 окажется ниже 31 млрд. долларов.
Агентство также прогнозируют значительное влияние падения цены на нефть на снижение качества активов азербайджанских коммерческих банков. Банковская система Азербайджана, по мнению S&P, характеризуется внушительным портфелем кредитов, выданных в иностранной валюте резидентам без соответствующих валютных доходов. В результате девальвации и запоздалой реакции регулятора, увеличится число проблемных кредитов, что ударит по банковским резервам. А это в свою очередь, может сказаться на фискальной позиции правительства: в случае реализации негативного сценария, правительству Азербайджана придется поддержать банки и не допустить падения банковского сектора.
В долгосрочной перспективе поддержать экономику Азербайджана сможет разработка новых газовых месторождений: ожидается, что в 2018 году начнутся поставки газа в Европу с месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. На сегодняшний день работа над газовым проектом продолжается, сооружение газопроводов TAP и TANAP было запущено в прошлом году и инвестиции в подготовку запуска месторождения должны вернуть экономику к положительным показателям роста к началу 2017 года.
Однако снижение кредитного рейтинга может затянуть реализацию проекта, в результате непредсказуемой денежно-кредитной политики со стороны регулятора, инвесторы могут занять выжидательную позицию.
В итоге, страна из инвестора превратилась в страну с экономикой, нуждающейся в стабилизационных кредитах. 27 января 2016 года The Financial Times написала, что Международный валютный фонд и Всемирный банк обсудят возможность выделить Азербайджану 4 млрд долларов «в ответ на давление на местную валюту и низкие цены на нефть». В правительстве Азербайджана опровергли эту информацию.
Подытоживая, можно сказать, что в результате запоздалых действий Центрального банка, резервы Азербайджана за шесть месяцев сократились более чем на 40 процентов — примерно до 5 млрд долларов, тогда как в середине 2014 года они достигли пикового значения, составив около 15 млрд долларов.
В целях сохранения остатков золотовалютных резервов Центробанк Азербаджана был вынужден отказался от привязки маната к бивалютной корзине (доллар / евро), что привело к ослаблению маната по отношению к доллару более чем на 30 процентов в конце прошлого года.
В результате экономического кризиса, ожидается, что ВВП на душу населения сократится почти с 8 000 долларов в 2014 году, примерно, до 4 100 долларов в 2016 году, в то время как инфляция вырастет с умеренного показателя в 2 процента в 2012-2015 годах до галопирующего – 15 процентов в 2016 году. Ряд экспертов полагает, что в случае сохранения действующей монетарной политики прогнозируется развитие гиперинфляции.
Последняя девальвация спровоцировала долларизацию депозитной базы примерно до 80 процентов, что существенно ограничивает возможности монетарной политики. Центробанк вынужден использовать ставку рефинансирования для поддержания внешнеэкономических показателей, которая не изменялась и составляла 3,0 процента.
Возможно полностью плавающий валютный курс будет способствовать сохранению остатков золотовалютных резервов Центробанка, которые с середины 2014 года сократились на две трети. Однако последние решения правительства страны по введению ограничений на обмен валюты и установлению 20-процентной налоговой ставки на зарубежные инвестиции (налога на «вывоз валюты») подводят к предположению, что правительство по-прежнему намерено вмешиваться в происходящее на валютном рынке.
Девальвация маната способствовала поддержанию бюджетных показателей, но продолжающееся снижение цен на нефть в значительной степени нивелирует это влияние. S&P прогнозирует рост дефицита бюджета (включая показатели SOFAZ) до 2018 года и ожидает, что в 2014-2016 годах ВВП на душу населения в долларовом выражении сократится почти вдвое.
Продолжающееся падение цен на нефть, не диверсифицированная экономика, упор на развитие нефтегазовой отрасли, давление на банковский сектор стали катализаторами финансового кризиса. Запоздалая реакция Правительства и непредсказуемая монетарная политика Центрального Банка спровоцировали реализацию самого негативного сценария. Страна из чемпиона стала аутсайдером. Хотя ранее, в январе 2014 года эксперты Royal Bank of Scotland предупреждали, что несвоевременная девальвация, давление на банковский сектор и запоздалая реакция властей на снижение цен на нефть могли поставить кредитный рейтинг Азербайджана под удар.
В результате понижения кредитных рейтингов до «мусорного» BB+, возможна остановка одного из главных инвестиционных проектов страны - сооружения газопроводов TAP и TANAP, жизненно важного для экономики Азербайджана.
Казахстанские эксперты отмечают, что при всей схожести сценариев развития экономики Азербайджана и Казахстана, наша республика твердо стоит на ногах. Казахстану присвоен рейтинг BBB («инвестиционный»), что позволяет проводить займы на мировом кредитном рынке. Известно, что в этом году Казахстану будет выделен кредит на покрытие бюджетного дефицита - 1 млрд. долларов Всемирным банком и 1 млрд. долларов - Азиатским банком развития.
Кроме того, эксперты отмечают еще один аспект азербайджанской проблемы – наличие «замороженного» военного конфликта с Арменией (по поводу спорных территорий Нагорного Карабаха (Арцах) и, вследствие этого, высокие бюджетные расходы на укрепление обороны. По информации из официальных источников Азербайджан планирует в 2016 году выделить на сферу обороны 1 837,8 миллиона манатов.
Расходы, предусмотренные на сферу обороны на будущий год, по сравнению с бюджетным прогнозом 2015 года увеличатся на 59,3 миллиона манатов (3,3 процента), а по сравнению с прогнозом исполнения бюджета на 2015 год - на 77,8 миллиона манатов (4,4 процента).
В целом средства, предусмотренные на расходы на оборону и безопасность, содержание судебной власти, правоохранительных органов и прокуратуры в 2016 году составят 18,3 процента от общего объема расходов госбюджета. Отметим, что доходы государственного бюджета Азербайджана на 2016 год прогнозируются на уровне 14 566 миллионов манатов, а расходы – 16 264 миллионов манатов. Дефицит бюджета на 2016 год прогнозируется на уровне 1 698 миллионов манатов, или 2,9 процента от ВВП (его объем определен в размере 57,7 миллиарда манатов).
Очевидно, что любое сравнение экономической ситуации Азербайджана с казахстанской не вполне корректно еще и потому, что руководство нашей республики, предугадывая негативный сценарий развития, вовремя провело необходимые структурные реформы в рамках Плана нации «Сто шагов». И тем не менее, вопрос «кто следующий?» остается открытым для стран Прикаспийского региона.
Обзор подготовлен на основе материалов Международного рейтингового агентства Standard & Poor’s, официальной информации Правительства Азербайджанской Республики и независимых экспертов.
Алексей Банцикин