АЗМ в поиске клиентов

5643

Актюбинскому заводу металлоконструкций приходится осваивать новые виды продукции.

АЗМ в поиске клиентов

Свою профильную продукцию единственное такого рода предприятие в регионе практически не может сбыть, хотя на местном рынке она востребована. В прошлом году АЗМ прошел акционирование и привлек 700 миллионов тенге инвестиций, рассчитавшись по одному из дорогих кредитов, проведя при этом модернизацию производства.

Однако в настоящее время у завода не самые лучшие времена. Как рассказали в руководстве завода, сбыт профильной продукции, а это различные металлоконструкции, сэндвич-панели и другое, сейчас желает лучшего.

Отголоски кризиса
"Завод металлоконструкций как таковой - это все-таки узкоспециализированное предприятие, очень сильно зависимое от конъюнктуры рынка. А она очень изменчива. Соответственно, и наше положение оказывается нестабильным. Это проблема отрасли в целом. Мы внутри ее находимся и всегда находились. Просто сейчас она обострилась, и мы ищем пути ее решения. Это отголоски кризиса и системные вопросы. Никогда производство металлоконструкций не было особо прибыльным, маржинальным и эффективным. Многие подобные заводы в СНГ даже прошли процедуру банкротства. Непростая ситуация.

Сейчас есть макроэкономические проблемы, которые очень серьезно отображаются на секторе промышленного строительства. Промышленное строительство сейчас не развивается. Мы испытываем в этом плане проблемы, поэтому не хотим оставаться предприятием, которое ориентировано исключительно на этот сектор. Нельзя сказать, что данный рынок остановился одномоментно по прозвеневшему звонку. Здесь все не так однозначно. Даже на общем фоне, допустим, относительно небыстрого развития, появление любого инвестиционного проекта для нас, как регионального предприятия, означало очень большой скачок. В этом случае мы выделялись как некое сверхуспешное предприятие. С другой стороны, как только мы заканчиваем этот проект, то на общем среднем благополучном фоне находимся не в самом лучшем положении. Но в целом динамика и тенденция такова, что рынок промышленного строительства пока сжимается. А так как в свое время мы прошли модернизацию и увеличили производственные мощности, то теперь стоит вопрос, чем их загружать", – говорит генеральный директор АЗМ Александр Александров.

…и не только
Есть и другая напасть. Актюбинский завод металлоконструкций является единственным такого рода предприятием в западном регионе. В Актобе сейчас реализуется или уже реализовано несколько проектов, где используются различные металлоконструкции и сэндвич-панели. Однако строительные компании почему-то предпочитают использовать импортные материалы, которые дороже хотя бы из-за логистики.

Китайские компании при строительстве объектов везут абсолютно все из Поднебесной. Чешско-словацкая компания "H+H" строит Ледовый дворец в рамках ГЧП стоимостью 8,5 млрд евро. Не только оборудование, но и все стройматериалы поставляются из Европы. Даже местная компания ТОО "КТП", строившая хоккейный модуль стоимостью 480 миллионов тенге, использовала металлоконструкции и сэндвич-панели российского производства. Это явно не удешевляет строительство. Стоит учесть, что половина из этой суммы – средства частного инвестора, а вторая половина – из бюджета.

АЗМ ищет же рынки сбыта в других регионах. Заключен даже контракт с одной южнокорейской фирмой в Узбекистане.

Важная победа
Однако не все уж так плохо. АЗМ выиграл тендер на строительство автомобильных заправочных и газонаполнительных станций в Актобе.

Сумма контракта составляет 394,1 миллиона тенге. Руководство завода заключило договор на поставку услуг генерального подряда с ТОО "ҚазТрансГаз Өнімдері". По условиям соглашения завод выступает в качестве поставщика технологического оборудования, а также исполнителя строительных работ с привлечением субподрядных организаций.

"Победа в данном тендере дает АЗМ хорошую возможность выравнивания экономики. Подписание контракта избавляет нас от неопределенности. Завод сможет точно распланировать денежные потоки на четыре месяца вперед. Победа в тендере – это знаковое событие для предприятия. Хотя сам по себе тендер важен, но он является звеном в цепи событий и намерений, которые мы бы хотели реализовать. Сам по себе он не является решением всех проблем. Но он является тем направлением, двигаясь по которому, мы можем выйти на новый уровень развития и решить те задачи, которые раньше не решали", – отмечает г-н Александров.

По словам генерального директора предприятия, они вышли за рамки завода в его классическом представлении. АО позиционирует себя уже и как строительная компания, обладающая ресурсами и потенциалом для решения комплексных задач по возведению объектов.

"Для нас крайне важно, что объект новый в технологическом плане. Эта станция – первая подобного рода в регионе и одна из немногих в Казахстане. Она, возможно, открывает новое направление в энергетике и в транспорте. Надеемся, что это так. Для нас очень важно находиться у истоков этого направления и быть участником статусного и знакового проекта, одного из первых в регионе", – рассуждает генеральный директор АЗМ.

Прорывной проект
Можно говорить о том, что подобный проект прорывной. Ведь использование не сжиженного, а компримированного природного газа сможет решить проблему с дефицитом газа для автотранспорта.

Напомним, что в прошлом и нынешнем году в Актобе возникали серьезные проблемы со сжиженным газом для автомобилей. А с природным газом проблем нет – он есть почти в каждой квартире.

Природный газ сжимается до 250 атмосфер и используется для заправки автомобилей. И эта технология принципиально отличается от технологии сжиженного газа. Она имеет ряд технических и финансовых аспектов, которые рынок считает преимущественными. Именно поэтому было принято решение о переводе части автобусного парка на сжатый (компримированный) газ. То есть использование сжатого метана (природного газа) для заправки автотранспорта более экономически выгодно, нежели использование достаточно дорогого сжиженного пропана или бутана. В октябре газонаполнительная станция должна быть запущена.

И что дальше?    
Чтобы реально не остаться за бортом бизнеса, на заводе решили изготавливать стальные двери премиум-класса.

"Мы заняты поиском новых ниш и новых направлений и не сидим в ожидании, когда раскачается рынок металлоконструкций, а движемся независимо от этого рынка. Не только из крупномасштабных задач государственного уровня складывается деятельность предприятия. Мы понимаем, что проект по строительству газонаполнительной станции является локальным проектом в плане времени. Он закончится в сентябре, а следом за ним аналогичного проекта не будет. То есть это не является решением проблемы в долгосрочной перспективе. Это решение в краткосрочной перспективе. А наша задача – обеспечить среднесрочную и долгосрочную стабильность. Основной путь для этого – освоение серийных видов продукции потребительского рынка", – считает Александр Александров.

Руководство завода ставит целью выход с новой для себя продукцией не только на казахстанский рынок, но и на российский.  

Семен Данилов