Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) прокомментировало очередное повышение тарифов сотовыми операторами в Казахстане. В ответе на запрос корреспондента inbusiness.kz регулятор подтвердил: действующее законодательство позволяет операторам связи самостоятельно устанавливать цены, однако в ряде случаев их действия уже становились предметом антимонопольных расследований.
Как сообщили в пресс-службе АЗРК, согласно статье 20 Закона "О связи", тарифы на услуги связи формируются операторами самостоятельно, на основе обоснованных затрат, если иное не предусмотрено законом. Аналогичные нормы закреплены и в Правилах оказания услуг связи: операторы сами определяют тарифные планы, перечень услуг, абонентскую плату, объем включенных пакетов и условия их использования, уведомляя об этом абонентов доступными способами. При этом агентство заявило, что ведет мониторинг цен на рынке сотовой связи.
Напомним, что inbusiness.kz писал о резком росте цен на связь в стране. Ранее повышения тарифов уже становились предметом разбирательств.
"Ранее, по результатам анализа одновременного повышения тарифов в декабре 2023 года, агентством были начаты расследования в отношении АО "Кселл", ТОО "Кар-Тел" (Beeline) и ТОО "Мобайл Телеком-Сервис" (Tele2/Altel) по признакам согласованных антиконкурентных действий. В 2024 году операторы обжаловали принятые меры реагирования. На сегодняшний день дела рассмотрены Верховным судом, и приказы о начале расследования в отношении АО "Кселл" и ТОО "Мобайл Телеком-Сервис" отменены. В отношении ТОО "Кар-Тел" (Beeline) также установлены признаки монопольно высокой цены на услуги сотовой связи за 2024 год, в связи с чем агентством назначено расследование", – сообщили в ведомстве.
Кроме того, АЗРК проводит мониторинг повышения тарифов операторами за I полугодие 2025 года для выявления возможных нарушений антимонопольного законодательства. Однако сейчас эта работа временно приостановлена, поскольку операторы обжалуют запросы агентства в судебном порядке.
"При установлении в действиях операторов связи признаков нарушения антимонопольного законодательства агентством проводится расследование, по результатам которого принимаются соответствующие меры реагирования в зависимости от установленных нарушений антимонопольного законодательства", – отметили в пресс-службе.
Отдельно в АЗРК отметили, что, если абоненты не согласны с действиями операторов связи, они вправе защищать свои права в судебном порядке, в соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса РК.
Напомним, ранее inbusiness.kz писал о новом повышении тарифов сотовыми операторами в Казахстане. В конце ноября – начале декабря 2025 года крупные игроки рынка уведомили абонентов об изменении условий тарифных планов, в результате чего стоимость услуг для пользователей выросла в разы. В социальных сетях и комментариях к публикациям пользователи жаловались на резкий рост абонентской платы и отсутствие возможности сохранить прежние условия обслуживания.
В правительстве же заявляли, что действующее законодательство не предусматривает прямого государственного регулирования тарифов на услуги сотовой связи, поскольку они формируются операторами самостоятельно в условиях рынка.
Читайте по теме:
Связь в Казахстане резко дорожает: сотовые операторы объявили новые тарифы