/img/tv1.svg
RU KZ
БАКАД дают старт

БАКАД дают старт

Правительство рассчитывает, что строительство БАКАД начнется в I квартале 2018 года.

11:03 05 Декабрь 2017 7958

БАКАД дают старт

Автор:

Ирина Севостьянова

Строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) начнется уже в 2018 году. Как заявил журналистам сегодня, 5 декабря, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, выбранный для реализации проекта инвестор уже начинает «мобилизацию», а непосредственно к строительным работам приступит в следующем году. 

«Строительные работы должны начаться с первым теплом. Мы ожидаем, что конец I – начало II квартала [2018 года] уже строительные работы на площадке будут. Эта дорога будет строиться более трех лет», – сказал министр в кулуарах Kazakhstan Global Investment Roundtable. 

В рамках круглого стола будет подписан финальный контракт с инвестором, выбранным для реализации проекта БАКАД. По словам министра, это южнокорейско- турецкий консорциум (четыре компании), имеющий опыт в реализации подобного рода проектов. 

«Был форс-мажорный момент [в выборе инвесторов], когда конкурс проводился, это был 2016 год, как раз резкое изменение курса, поэтому очень большой переговорный процесс был, более семи раундов переговоров, – напомнил г-н Касымбек. – Было порядка 10 различных консорциумов иностранных. После осталось пять, потом было три. И вот наиболее лучшие условия определились, что турецко-южнокорейский консорциум. Этот консорциум имеет только строительство конституционных крупных проектов, намного больше, чем БАКАД». 

Проект рассчитан до 2025 года. Его стоимость составляет 180 миллиардов тенге. 

Согласно плану, эта автодорога будет платной. При этом ее введение должно значительно разгрузить Алматы. Это должна быть дорога первой категории, бетонная, на определенных участках – до восьми-десяти полос, с большим количеством инженерных сооружений. 

Напомним, БАКАД – один из самых крупных инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в Казахстане. И, можно сказать, самый многострадальный. Первоначально предполагалось, что строительство БАКАД будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства (по договору концессии) и будет завершено уже к 2016 году.

Проект был внесен в число приоритетных, объявлялись конкурсы по выбору концессионера, привлекались зарубежные консультанты. К примеру, в 2012 году министерством транспорта и коммуникаций, Международной финансовой корпорацией (IFC) и ЕБРР был подписан меморандум о техническом сотрудничестве по реализации концессионного проекта в дорожной отрасли Республики Казахстан. В качестве пилотного проекта была выбрана именно БАКАД, предполагалось, что зарубежные партнеры окажут техническую и правовую помощь по отбору и привлечению концессионеров, способных управлять крупномасштабными дорожными проектами, по проведению конкурсных процедур.

Проект БАКАД неоднократно презентовался за рубежом, а сумма ожидаемых инвестиций оценивалась казахстанскими чиновниками в 700 миллионов долларов. По различным причинам строительство БАКАД неоднократно откладывалось. Первоначально возникали трудности с поисками достаточно крупного партнера, затем возникли проблемы с земельными участками: часть земель, по которым должна проходить будущая дорога, находились в частной собственности.

Изъятие земель сопровождалось целой чередой скандалов: владельцы участков были недовольны низкой стоимостью, предложенной местными властями; впоследствии ряд сделок был опротестован прокуратурой, и бывших собственников изъятых земель попросили вернуть полученные деньги, поскольку в прокуратуре цену сочли завышенной.

В итоге правительством принято решение, что строить БАКАД будет национальная компания, занимающаяся дорожным строительством. Согласно проекту, БАКАД пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области.

Протяженность дороги составляет 66 километров с пропускной способностью 38 тысяч авто в сутки. БАКАД является частью международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Проект предусматривает строительство автодороги с четырех- и шестиполосным движением технической категории «1а» с асфальтобетонным покрытием, восемью транспортными развязками и прочими сооружениями, а также интеллектуальной транспортной платежной системой.

Ирина Севостьянова

ЕБРР в октябре подаст на рассмотрение СД договор о займе БАКАД

Институт планирует одолжить консорциуму 225 млн долларов.

26 Сентябрь 2019 12:39 5050

Европейский банк реконструкции и развития может принять участие в финансировании строительства Большой алматинской кольцевой дороги. Об этом в ходе брифинга сообщил управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Бруно Балванер.

«Две недели назад совет директоров ЕБРР посетил БАКАД. Мы планируем к октябрю подать на рассмотрение нашему совету директоров договор о займе в размере 225 млн долларов США. К этой сумме добавятся средства, которые будут предоставляться другими финансовыми институтами. Полная стоимость проекта составляет 750 млн долларов. Эти средства будут предоставлены консорциуму на 15 лет. О процентной ставке я сказать не могу, это конфиденциальная информация. Поскольку обязательства Правительства Казахстана выражаются в тенге, займ также предоставляется в тенге», – рассказал Бруно Балванер.

Отвечая на вопрос о валютном соотношении казахстанского долга, г-н Балванер сообщил, что оно составляет приблизительно 70% – тенге, 30% – валютные займы.

Он отметил, что рынок капитала в Казахстане относительно хорошо развит, имеется достаточно большой пенсионный фонд, управляемый Нацбанком, который также пытается обезопасить долгосрочные обязательства. «ЕБРР в этом плане является хорошим партнером для пенсионного фонда, мы по рейтингу являемся заемщиком ААА и очень надежны. Наличие крупного пенсионного фонда также предполагает доступность хороших денег в местной валюте», – отметил управляющий директор.

Банк продолжит программы по уличному освещению в Казахстане. Подобные проекты уже реализуются в Восточно-Казахстанской области. По словам Балванера, завтра, 27 сентября, он обсудит проект технологий уличного освещения в Шымкенте.

По данным ЕБРР, в Казахстане уровень проблемных проектов составляет 0,1%. Это 21 млн из 2 млрд долларов. В среднем по ЕБРР 4-5% проблемных займов.

«Казахстан в этом плане не вызывает у нас опасений. Это результат нескольких факторов: мы работаем с суверенными грантами, которые составляет порядка 50% наших проектов, в частном секторе довольно осторожно выбираем компании», – объяснил Бруно Балванер.

В целом в 2019 году ЕБРР профинансировал в РК 19 проектов на сумму 470 млн евро. До конца года планируется выделение средств по еще 7-10 проектам в различных сферах. В их числе – строительство дороги Курты – Капчагай, несколько кредитных линий с банками, несколько новых проектов в энергетике, крупный проект предполагается с «КазАэроНавигация» и другие небольшие проекты в частном секторе. В частности, в энергетике будет подписано финансирование первого проекта по аукционам на 10 мегаватт на сумму 6 млн евро. Есть несколько проектов по распределению электроэнергии с акиматами, резюмировал Балванер.

Гособязательства перед концессионером БАКАД привязаны к инвалюте

Девальвация тенге обнулила эффект от проекта для казны, а новое ослабление нацвалюты таит риск роста тарифа, который пока рассчитан по курсу 185 KZT/USD.

01 Ноябрь 2018 07:00 5310

Крупнейший проект государственно-частного партнёрства (ГЧП) – строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) – несёт для бюджета валютные риски, выяснил abctv.kz. Гособязательства по проекту составляют 512 млрд тенге, или 64% всех обязательств по ГЧП-контрактам (798,6 млрд тенге).

Как сообщили в Министерстве по инвестициям и развитию (МИР) на запрос abctv.kz, размер (а именно 512 млрд тенге) обязательств по строительству БАКАД фиксированный и включает в себя возмещение затрат концессионера на: строительство, ремонт и содержание дороги, а также расходов, понесённых за управление проектом, в частности процентные ставки банков, налоги, доход в собственный капитал, операционные расходы.

Однако в эту сумму не входит компенсация валютного риска. Как стало известно, в ходе переговоров с концессионером проекта был проведён предварительный расчёт возможного изменения стоимости в связи с изменением курса доллара.

«При укреплении национальной валюты свыше зафиксированного курса на момент заключения договора стоимость снизится, в случае ослабления курса есть вероятность удорожания проекта на 15-20%. В этой связи в ходе переговоров стороны пришли к соглашению о конвертации долларового займа в тенговый после завершения строительства. Это позволит снизить потенциальные расходы по компенсации валютного риска», – говорится в ответе МИРа.

Таким образом, ослабление тенге может привести к удорожанию стоимости проекта и, соответственно, росту проездного тарифа для автовладельцев. Ранее было озвучено, что предварительная стоимость проезда для легкового транспорта составит 240 тенге, грузового – 330 тенге. Однако, как сообщили в МИРе, расчёт тарифов производился при курсе 185 KZT/USD.

«На основе прогноза по трафику от 38 тысяч машин в сутки в первый год до 70 тысяч в последующем ожидаемый сбор за проезд может покрыть на 45 процентов от суммы договора. Однако данное покрытие может быть увеличено за счёт повышения тарифов, в основном по легковым автомобилям», – акцентируют в ведомстве.

Отметим, тариф будет установлен министерством по предложению концессионера и утверждён приказом до начала эксплуатации дороги. По данным МИРа, концессионер в лице турецкой и южнокорейской компаний «Алсим Аларко – Макйол – SK – Korean Expressway Corporation» имеет право вносить предложения в отношении изменения ставки в зависимости от частоты использования дороги. В период эксплуатации концессионер отвечает за функционирование, обслуживание системы платы за проезд и сбор средств, которые будут перечисляться в республиканский бюджет.

На вопрос, в случае падения пассажиропотока будет ли предусмотрена сумма сборов в сторону увеличения для возврата средств концессионера и планирует ли государство выделять средства из бюджета, чтобы доплатить ежегодную сумму концессионных обязательств, в министерстве подчеркнули: «Транзитному транспорту быстрее уехать в объезд города за 20-30 минут и заплатить меньше, чем проезжать через город порядка 20-30 километров за 1,5-2 часа и понести больше расходов».

Напомним, срок концессии составляет 20 лет. В период 2018-2022 годов (4,5 года) будет вестись строительство дороги, после завершения она будет передана в эксплуатацию на 15,5 года, до 2038 года. Период эксплуатации включает в себя ежегодное содержание дороги, а также проведение двух средних ремонтов.

По данным Жениса Касымбека, озвученным в кулуарах правительства, стоимость строительства БАКАД в ценах 2017 года составила 150 млрд тенге. 20% составляют собственные средства концессионеров, остальная часть – заёмные средства, привлекаемые частным партнёром от пула банков – Европейского банка реконструкции и развития, Исламского банка, Всемирного банка, Азиатского банка.

В соответствии с условиями договора до конца текущего года будут подписаны кредитные соглашения с банками, одобрившими заём. Объём, валюта и процентная ставка по займам будут известны после подписания кредитных соглашений.

«Предположительно за 20 лет платная дорога позволит собрать 570 миллиардов тенге, а сумма концессионных обязательств составляет порядка 512 миллиардов тенге, то есть бюджет получит дополнительные доходы от эксплуатации дороги, напрямую не заплатив ни копейки», – подчёркивал ранее министр Женис Касымбек.

По его словам, высказывание, что отложенные обязательства государства по проекту БАКАД составляют 512 млрд, исходит от неправильного понимания вопроса:

«Концессионные средства будут погашаться за счёт взимания платы с автомобилистов».

Напомним, ранее депутаты выражали обеспокоенность тем, что размер гособязательств по проектам государственно-частного партнёрства превышает объём привлечённых инвестиций. На 1 октября заключено 411 проектов ГЧП на местном и восемь проектов на республиканском уровне. При этом если сумма местных проектов составила 209,6 млрд тенге, то сумма обязательств правительства составила 177,7 млрд тенге, сумма привлечённых инвестиций – 101 млрд тенге.

Постановлением правительства определён объём принятых государственных концессионных обязательств по проекту БАКАД. Общая базовая сумма предполагаемой (без учёта валютной компенсации, а также корректировки платы за доступность, предусмотренных условиями договора концессии) платы за доступность составляет 512,35 млрд тенге (в том числе компенсация инвестиционных затрат (КИЗ) – 176,72 млрд тенге, компенсация эксплуатационных затрат (КЭЗ) – 28,03 млрд тенге, вознаграждение за управление (ВЗУ) – 307,6 млрд тенге).

Источник: приложение к Постановлению правительства № 41 от 6 февраля 2018 года

В целом протяжённость будущей трассы составит 66 км, она пройдёт по территории трёх районов Алматинской области: Карасайского, Илийского и Талгарского. Планируется строительство шестиполосного автобана, включая семь транспортных развязок и 13 мостов-путепроводов.

Майра Медеубаева