В проекте по строительству Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) вокруг Алматы, похоже, начались определенные продвижения. По словам министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, до конца текущего года будет выбрана компания-инвестор для реализации проекта.
Выступая на пленарном заседании сената в четверг, министр напомнил, что первоначально в реализации проекта возникли проблемы из-за стоимости земельных участков.
"Стоимость земли была очень высокая – это был 2009-2010 год, и проект был заморожен. После того как стоимость земли упала, мы смогли договориться с собственниками, и акимат смог купить эту землю в восемь раз дешевле первоначальной цены", – объяснил он.
БАКАД, напомним, должен был стать первым крупным проектом, реализуемым на основе государственно-частного партнерства. Предполагалось, что частный инвестор вложит свои средства в строительство дороги, и в течение 20 лет вернет их за счет платного проезда. От этих планов правительство не отказывается и сейчас.
"На данный момент идет седьмой раунд переговоров. Вышли на первом этапе порядка 10 консорциумов, потом осталось три. И мы как раз попали на период, когда было изменение курса тенге и определенные сложности по пересчету и стоимости проекта. Правительство не устроила первоначально заявленная стоимость со стороны всех концессионеров. Сейчас в ходе переговоров мы смогли совместно с консультантами добиться значительного снижения. Мы находимся на последней стадии переговоров и надеемся, что в течение ближайших двух месяцев сможем определиться и начать подготовку проекта договора. Планируем, что до конца этого года мы все-таки определимся с консорциумом, который будет строить эту дорогу. Предполагается, что это будет крупный международный консорциум, который привлечет свои средства на строительство этой дороги", – заявил господин Касымбек.
БАКАД – один из самых крупных инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в Казахстане. И, можно сказать, самый многострадальный. Первоначально предполагалось, что строительство БАКАД будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства (по договору концессии) и будет завершено уже к 2016 году. Проект был внесен в число приоритетных, объявлялись конкурсы по выбору концессионера, привлекались зарубежные консультанты. К примеру, в 2012 году министерством транспорта и коммуникаций, международной финансовой корпорацией (IFC) и ЕБРР был подписан меморандум о техническом сотрудничестве по реализации концессионного проекта в дорожной отрасли Республики Казахстан. В качестве пилотного проекта был выбран именно БАКАД, предполагалось, что зарубежные партнеры окажут техническую и правовую помощь по отбору и привлечению концессионеров, способных управлять крупномасштабными дорожными проектами, по проведению конкурсных процедур.
Проект БАКАД неоднократно презентовался за рубежом, а сумма ожидаемых инвестиций оценивалась казахстанскими чиновниками в 700 миллионов долларов. По различным причинам строительство БАКАД неоднократно откладывалось. Первоначально возникали трудности с поисками достаточно крупного партнера, затем возникли проблемы с земельными участками: часть земель, по которым должна проходить будущая дорога, находились в частной собственности. Изъятие земель сопровождалось целой чередой скандалов: владельцы участков были недовольны низкой стоимостью, предложенной местными властями; впоследствии ряд сделок был опротестован прокуратурой, и бывших собственников изъятых земель попросили вернуть полученные деньги, поскольку в прокуратуре цену сочли завышенной.
В итоге правительством принято решение, что строить БАКАД будет национальная компания, занимающаяся дорожным строительством. Согласно проекту, БАКАД пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области. Протяженность дороги составляет 66 километров с пропускной способностью 38 тысяч авто в сутки. БАКАД является частью международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Проект предусматривает строительство автодороги с четырех- и шестиполосным движением технической категории "1а" с асфальтобетонным покрытием, восемью транспортными развязками и прочими сооружениями, а также интеллектуальной транспортной платежной системой.
Ирина Севостьянова