"Мы планируем, что к концу I квартала следующего года строительные работы на данном участке начнутся", – сказал Женис Касымбек во вторник, 7 ноября, представляя на заседании правительства проекты государственно-частного партнерства, курируемые его ведомством. Всего таких проектов он насчитал шесть, и БАКАД был представлен первым из них.
"На сегодняшний день сторонами достигнуты взаимные соглашения по всем основным условиям договора, и переговоры находятся на стадии завершения, – прокомментировал министр степень готовности проекта к его реализации. – В целях ускорения заключения договора подписан меморандум о взаимопонимании между министерством, консорциумом и Европейским банком реконструкции и развития. Экспертная группа комиссии по концессиям совместно с консорциумом, банком, IFC и другими компаниями дорабатывают окончательную версию проекта договора", – уточнил он.
В настоящее время, по словам главы министерства, вносятся необходимые изменения в действующее законодательство в области концессии – заключение самого договора концессии по этой дороге планируется 5 декабря текущего года. "Мобилизация" же работ на 65,5 километра проектируемой автодороги, предназначенной для разгрузки сквозных улиц города Алматы от транзитного транспорта, начнется еще в декабре этого года.
"Планируем, что до 5 декабря банки-доноры по данному проекту свои кредитные комитеты проведут. И 5 декабря мы планируем уже подписание соглашения – подписание о концессии, после чего сразу же начнутся мобилизационные работы", – заявил Женис Касымбек. Ранее Женис Касымбек обещал до конца 2017 года определиться с консорциумом, который в итоге возьмется за строительство БАКАД: в июне 2017 года, по его словам, из десяти первоначальных претендентов осталось только три.
Напомним, что, по расчетам МИР, на строительство данной дороги отводится три года, то есть если работы начнутся в 2018 году, то завершить проект планируется в 2021 году. Стоимость проекта, согласно справке министерства, представленной на заседании, составляет 512 миллиардов тенге.
Все дороги пошли в обход
А вот строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы протяженностью 74,7 километра обойдется в 72 миллиарда тенге, ее будут строить два года, но сначала завершат корректировку ТЭО и получат госэкспертизу – это планируется осуществить к марту 2018 года.
"Далее совместно с ТОО KPPF будут разработаны концепция проекта, конкурсная документация и проект договора, объявление конкурса по определению частного партнера планируется в августе 2018 года", – сказал Женис Касымбек. По его словам, эффект от реализации данного проекта – сокращение времени в пути грузов, следующих через станцию Алматы транзитом, в среднем на двое суток и сокращение объема грузовых операций на станции Алматы на 40%.
По концессионному проекту "Строительство и эксплуатация скоростных автомобильных дорог Южно-Казахстанской области" общей протяженностью 254 километра с организацией на них четырехполосного движения в обход Шымкента и Сарыагаша до границы с Узбекистаном консультантами ТОО KPPF разработаны концессионное предложение и технико-экономическое обоснование. И в IV квартале 2018 года по данному проекту будет объявлен конкурс.
В марте же 2018 года МИР обещает ввести в эксплуатацию другой свой проект ГЧП – по созданию инфраструктуры автомобильного пункта пропуска "Нур жолы" на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос (участок магистрали Западная Европа – Западный Китай). По словам Жениса Касымбека, его ведомство вместе с рядом других заинтересованных госорганов (комитет по госдоходам Минфина, погранслужба КНБ и министерство национальной экономики) приступило к прямым переговорам по уточнению условий договора ГЧП в период эксплуатации с частным партнером.
"По итогам этих переговоров проект договора ГЧП будет направлен в соответствующие государственные органы для прохождения экспертиз, и до конца текущего года планируется заключить этот договор", – пояснил министр.
ГЧП воздушное и приземленное
Также в I квартале следующего года предполагается в рамках ГЧП внедрить информационную систему безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок (e-Freight). По данному проекту стоимостью 3,3 миллиарда тенге, который сократит время обработки груза с одного дня до одного часа, ведется работа с консорциумом компаний – казахстанского холдинга "Зерде", российского "ТрансИнфоТех" и казахстанской SecureTech Corporation.
"Разработана концепция проекта и согласована с национальной палатой предпринимателей "Атамекен", министерством финансов, министерством информации и коммуникаций", – сообщил Женис Касымбек.
"В настоящее время проект проходит экономическую экспертизу в центре ГЧП. После получения положительного экономического заключения будет заключен договор с консорциумом", – добавил он.
Ну а последний проект ГЧП, курируемый ведомством по инвестициям и развитию, касается реализации этого механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
"Министерством совместно с регионами и ЕБРР с учетом всех возможных рисков и опыта развития коммунальной инфраструктуры предлагается модель постепенной, поэтапной передачи объектов ЖКХ в концессию", – сказал Женис Касымбек.
"На первом этапе объекты ЖКХ передаются сроком на три-пять лет в доверительное управление. Цель этапа – оздоровление предприятия, достижение индикаторов эффективности, предусматривающих снижение аварийности и потерь, обеспечение сбора платежей и повышение доходности. На этом этапе также осуществляется предварительная оценка инвестиционной привлекательности объекта", – добавил он.
На втором этапе объект ЖКХ передается в концессию сроком на 10-30 лет с целью привлечения частных инвестиций для осуществления реконструкции и модернизации, а также с целью привлечения энергоэффективных технологий. По словам министра, по всем казахстанским регионам отобрано 39 пилотных проектов внедрения различных форм ГЧП.
"Наиболее значимыми проектами являются передача в доверительное управление объектов ЖКХ городов Кызылорда и Актобе, реализация которых будет осуществляться при сотрудничестве с ЕБРР, а также проект концессии – строительство опреснительного завода в Мангыстауской области, по которому сейчас идут конкурсные процедуры", – заключил Женис Касымбек.
Кошанов: "Караганда не расслаблялась!"
Когда же министр национальной экономики Тимур Сулейменов следом доложил о состоянии дел с реализацией проектов ГЧП в регионах, возникла забавная ситуация: глава Миннацэкономики назвал лидером в вопросах внедрения таких проектов Карагандинскую область, указав, что из 116 заключенных договоров в стране 21 договор приходится на этот регион. В этом усомнился премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.
"Вы сказали, что Карагандинская область является лидером по заключенным договорам, но если мы дальше посмотрим, что на стадии конкурса подписания договоров – ноль, на стадии разработки документации – ноль, так что трудно сказать, что Карагандинская область – лидер", – обратился глава правительства к Тимуру Сулейменову.
"Надо смотреть в комплексе, тогда в лидеры у нас выходит Восточно-Казахстанская область, где на стадии конкурса – 64 договора, документации – 20 договоров, с учетом еще 12 заключенных договоров – итого 96. Это лидер. А то, что уже договоры заключены, а дальше никакой работы нет – откуда он лидер? Расслабился просто", – добавил он.
После чего за честь своего региона посредством видеосвязи решительно вступился аким Карагандинской области Ерлан Кошанов. Который заявил, что на стадии разработки в области сейчас не ноль, а 11 проектов ГЧП. И напомнил, что в области уже был реализован 21 проект ГЧП на сумму 7,4 миллиарда тенге.
"С начала года открыто 19 частных дошкольных организаций, четыре из них – по механизму ГЧП. Данная деятельность действительно становится привлекательной для бизнеса, и уже есть пример, когда детский сад, который долго существовал как ночной клуб, в этом году снова стал детским садом", – заявил Ерлан Кошанов.
Лидерства его региону это уточнение не вернуло, но частично, видимо, реабилитировало в глазах главы правительства.
Игорь Воротной