Глава комитета государственных доходов министерства финансов Даулет Ергожин признал, что статья эта, по сути, уже не нужна, но просто так убирать ее отказался. Взамен, убежден он, необходима другая норма - об ответственности финансовых организаций за своих клиентов.
В ходе встречи с депутатами сената господин Ергожин подтвердил, что введение электронных счетов-фактур фактически сводит на нет существующие сегодня схемы уклонения от уплаты налогов. После полного внедрения всех информационных систем "начнутся иные методы уклонения от уплаты налогов". Поэтому, "в принципе", полагает он, эту статью можно "модернизировать или взаимоувязать со статьей "уклонение от уплаты налогов" либо "мошенничество".
Тем более, что, по словам главы КГД МФ, "системные лжепредприниматели - системные группы, можно сказать, мафиозные группы уже разбиты благодаря действием антикоррупционной службы, нашей службы экономических расследований, остались так называемый средний уровень и любители и по ним мы тоже сейчас работаем".
Однако просто отказаться от пугающей бизнесменов нормы законодательства в комитете госдоходов не готовы. "Нужно одну хорошую статью предусмотреть по финансовым организациям. У нас никакую ответственность не несут финансовые организации за обналичивание денежных средств. За все время, за 25 лет независимости, было два раза (когда привлекались банки к ответственности) и два раза был административный штраф в размере 48 тысяч тенге. В мировой практике есть так называемое законодательство "знай своего клиента". Банки отвечают за своих клиентов, и это прописывается в банковском законодательстве. Если мы хотим убрать слово "лжепредпринимательство", нужно прописать в банковском законодательстве эту норму", - твердо заявил господин Ергожин.
Готовы ли уже такие поправки в законодательство, глава КГД не уточнил. Но, напомним, в июле премьер-министр поручил в двухмесячный срок заинтересованным госорганам рассмотреть возможность отмены статьи 215 УК РК "Лжепредпринимательство" "с учетом возможной отмены либо введения альтернативного состава".
Об усилившемся давлении на бизнес казахстанские предприниматели говорили неоднократно. Только в ходе III съезда Национальной палаты предпринимателей РК "Атамекен", состоявшемся 16 июня, председатель правления НПП Аблай Мырзахметов прямо заявил: в последние полгода давление на бизнес увеличилось. По его данным, количество уголовных дел по экономическим преступлениям выросло почти в два раза, но при этом только пятая часть из них была доведена до суда. "То есть из десяти каждый восьмой предприниматель испытал давление, но ему в конечном счете по этим возбужденным делам ничего не проверить", - констатировал тогда господин Мырзахметов.
У главы комитета госдоходов иная точка зрения. Рассуждения о давлении со стороны фискалов на бизнес для пополнения госказны он назвал "вбросами информации", и подробно объяснил, как сегодня КГД проводит проверки.
"Проверки делятся на две части - которые завершаются доначислением налогов и штрафов, и проверки которые завершаются рекомендациями. За первое полугодие 2016 года, если сравнивать с 1 полугодием 2015 года, действительно произошел рост налоговых проверок на 20%, и это вызывает страшные опасения, что мы что-то сделаем с бизнесом не то. Если расшифровать эти категории проверок, то категория, где проверки могут привести к доначислением, также делится на две части - по заявлению самого налогоплательщика и по инициативе госорганов. 53% всех налоговых проверок в Казахстане производятся по заявлению самого налогоплательщика. То есть он просит, допустим, вернуть ему НДС, для этого его нужно проверить. Теперь, когда он просит вернуть НДС, я должен провести встречную проверку и спросить, ему товар поставляли или нет. Это называется встречная проверка, которая не вызывает доначислений. Количество таких встречных проверок составляет почти 70% проверок", - объяснил господин Ергожин.
Рост же, по его словам, произошел из-за увеличившихся хронометражных обследований, которые также не влекут никаких санкций. Глава КГД объяснил суть этих обследований так: "наш сотрудник приходит, он сидит и просто в журнале отмечает, сколько было продано, сколько отвезено, сколько клиентов приходило, при этом акт не составляется, выдаются лишь рекомендации". То есть - возможность для предпринимателя самому устранить нарушения. Нашлось и несколько ярких примеров результативности таких проверок: "Есть компания, которая сидит в Алматы, завозит товар, показывала, что у нее годовой доход составлял 273 тыс тенге, при обороте 100 млн. Ясно, не предприниматель, целый благотворительный фонд у нас. Да, наши ребята посидели 64 дня, не проверяли, просто вели учет, сколько товаров приходит, сколько уходит. После нашего визита темп роста его доходов составил 630%. Ему штраф никто не выставлял", - рассказал господин Ергожин.
Что касается внедренной системы оценки рисков (СУР), по версии главного фискала страны, она тоже не так страшна, как кажется. Из 1,2 миллионов субъектов предпринимательства, действующих в стране, "по СУР в 2016 году будет проверено максимум 1400, это менее 0,1%". Но при этом "результативность этих проверок будет стопроцентная", поскольку у нас есть стопроцентная уверенность, что есть вопросы".
"Там есть бизнес, который связан с госзакупками, с импортом товаров, и бизнес который участвовал в каких-то крупных мероприятиях и программах, - обозначил круг субъектов господин Ергожин, и привел еще один красноречивый пример, - Когда у меня есть строитель который получает заказы на 3-10 млрд тенге, а у него налоговая нагрузка 0,1%, при этом у нас с вами минимум налоговая нагрузка 18% на каждого. Тут стройкомпания с пятимиллиардным оборотом умудряется платить 0,1%, ну вопрос же есть".
Возражать главе КГД сенаторы не стали. Возможно, вопросы нашлись бы у представителей бизнес-сообщества, но их на этой встрече не оказалось.
Ирина Севостьянова